Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7-9 классы: Биология. География

Есть на складе
179 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5213
Авторы Большаков А. П.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Универсальные учебные действия
ISBN 978-5-7057-3554-9
Страниц 95
УДК 373.1
Штрихкод 9785705735549
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 141 г
В пособии предложен опыт, характеризующий систему работы по формированию универсальных действий смыслового чтения (умения максимально точно и полно понимать содер-жание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать) с использованием учебно-познавательных текстов по биологии и географии.
Применение текстов педагогом на уроках и во внеурочной деятельности мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху и приобретению эмоционально-ценностного
отношения к миру, создает атмосферу радости сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить одно из требований ФГОС - развить важнейшую компетентность личности школь-ника - умение учиться.
Предназначено учителям биологии и географии для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время; полезно всем, кто мечтает повысить уровень самообразования.

Подробное описание

Введение

Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

– определять главную тему, общую цель или назначение текста;

– предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

– сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, находить необходимую единицу информации в тексте);

 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

– ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– выделять главную и избыточную информацию;

– сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

– выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

– формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

• интерпретировать текст:

– сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

– обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

– делать выводы из сформулированных посылок;

– выводить заключение о намерении автора.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации.

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

– связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

– оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

– находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе имеют предметы биология и география.

Что общего между охотничьими байками, рыбацкими рассказами, занимательными повествованиями барона Мюнхгаузена, первоапрельскими розыгрышами и сказочными небылицами? Все они содержат в себе причудливую смесь правды и вымысла, граница между которыми подчас настолько призрачна, что немудрено поверить в небывальщину и усомниться в истине. Почему этот жанр так популярен и у только начинающих познавать окружающий мир детей, и у умудрённых жизненным опытом взрослых людей? Задания представляют ситуацию, в которой рассказчик (учитель, автор текста) и слушатель (учащийся) вступают в интеллектуальный поединок, где задача первого – проверить второго на адекватность рассудочной деятельности, применения знаний, на внушаемость, опыт, интуицию, устойчивость психики и др., задача второго – не дать сбить себя с толку и продемонстрировать своё умение мыслить, независимость суждений, критичность.

Тексты рассказов адресованы учителям биологии и географии для организации учебно-познавательного процесса в рамках реализации программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», школьникам, изучающим биологию и географию, для развития умения работать с текстом – понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Это предполагает обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребёнка и с окружающим реальным миром. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек, действительно, вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития – речь письменная.

В этом активном процессе ребёнок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Задача руководителя чтением – формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению любой тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.

Каждое небольшое повествование, посвящённое отдельной теме, имеющееся в курсе средней общеобразовательной школы, содержит около десятка неточностей, ошибок. Чтобы заметить их, придётся вспомнить, а может быть, и впервые приобрести знания по анатомии, биологии: о различных представителях животного мира, систематике животных, биогеографии и особенностях различных природных зон. Тексты представлены в удобной форме для самостоятельной работы учащихся, на странице отведено место для реализации поставленной учебной задачи найти в тексте несоответствия, где ученик отмечает ошибки или неточности. Предложены образцы-эталоны (правильные утверждения) для соотнесения с выполненной работой. В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, заданной в явном и неявном виде; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Содержание

Введение    3

Формирование основ смыслового чтения  с использованием учебно-познавательных текстов по биологии    6

Формирование основ смыслового чтения  с использованием учебно-познавательных текстов по географии    44

Образцы-эталоны (правильные утверждения)    61

Животный мир разных регионов Земли и природных зон (справочный материал)    90

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Инна Барабаш
15 сентября 2017 (07:12)
Большое спасибо.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.