Окружающий мир. 2 класс: система уроков по УМК "Перспективная начальная школа". Программа для установки через Интернет

Снято с продажи
Версии товара:
Код СИ-464
Авторы-составители Гулуева Т. С., Лободина Н. В.
Издательство Учитель, 2021
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Окружающий мир. 2 класс: система уроков по УМК "Перспективная начальная школа"" серии "Планирование учебной деятельности" предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.
На диске представлены подробные поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, составленные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией "Перспективная начальная школа". Поурочные планы ориентированы на работу по учебнику:
- Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.
Материалы диска раскрывают виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 2. Мишины вопросы. Мир живой и неживой природы (экскурсия)

Урок 2
Мишины вопросы.
Мир живой и неживой природы
(экскурсия)

Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умений находить взаимосвязи живой и неживой природы; учить узнавать растения и животных данной местности.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся находить взаимосвязи живой и неживой природы, узнавать растения и животных данной местности, называть отличительные свойства природных объектов и изделий; получат возможность научиться характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа, приводить соответствующие примеры; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Какие книги вы читали? Что вам больше всего понравилось, что заинтересовало вас? Что нового узнали?

II. Экскурсия.

– Посмотрите вокруг: какое великолепие красок нас окружает!

Перечислите все, что относится к природе. (Дерево, куст, трава, ворона, камень, солнце.)

– Вы назвали много предметов. Природа – это все, что не сделано руками человека. Все, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)

– Назовите объекты неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)

– Подставьте щечки солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)

– А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому было жарко.)

– Посмотрите на небо. Что вы там видите?

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака.)

– Часто ли вы видели облака, плывущие по летнему небу? (Редко.)

– Какие облака вы видите осенью? (Серые.)

– Что это:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

(Ветер.)

– Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, ветер стал дуть сильнее, сгибает деревья, по небу плывут серые облака, часто идёт дождь, становится прохладнее.)

– Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.)

– А почему вы не видите звезды? (Солнце яркое, поэтому звезд не видно.)

– Что придет на смену солнцу? (Луна.)

– Что происходит в природе с наступлением ночи?

– Что бы произошло, если бы всегда был день или всегда была ночь?

– Очень много вопросов, на которые мы ответим на следующих уроках. А вы сможете ответить на Мишины вопросы?


Урок 3. Советы старших

Урок 3
Советы старших

Задачи деятельности учителя: создать условия для расширения знаний учащихся о научно-познавательных книгах, развития умения анализировать рисунки, использовать условные обозначения; способствовать развитию способности к самоанализу, самооценке, воспитанию аккуратности в обращении с учебными принадлежностями.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся работать с книгами и справочниками учебника.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); вступать в беседу на уроке.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности (знакомство с героями интриги как способ вхождения в урок); готовность к сотрудничеству, дружбе.

Оборудование: выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Отгадайте:

Поселились мудрецы Говорит она беззвучно,

В застекленные дворцы, А понятно и не скучно.

В тишине наедине Ты беседуй чаще с ней –

Открывают тайны мне. Станешь вчетверо умней.

(Книги.) (Книга.)

II. Формирование новых знаний.

– Чтобы ответить на Мишины вопросы, необходимо поискать ответы в книгах. Рассмотрите внимательно ваши учебники, тетради, хрестоматию, атлас. Обратите внимание на выставку книг, которые тоже помогут ответить на вопросы Миши, – это энциклопедии, словари-справочники.

Книги – наши помощники. Какие пословицы о книгах вы знаете?

· Книга – твой друг, береги ее.

· Кто много читает, тот много знает.

· С книгой жить – век не тужить.

· Книга поможет в труде, выручит в беде.

· Хорошая книга – мой спутник, мой друг, с ней интересней досуг.

· Чтение – лучшее ученье.

– Очень трудно представить жизнь без верного друга – хорошей книги. На свете существует множество книг – и маленьких, и больших. Каждая из них открывает нам путь в мир знаний.

Но невозможно иметь все книги. Есть специальное место, где хранятся тысячи, а может миллионы книг. Как называется это место? (Библиотека.)

О сколько в этом доме книг!

Внимательней всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой,

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг.

Увидишь древние костры,

Что скифы разожгли,

Увидишь дальние миры,

Невидные с Земли.

Во все, во все проникнешь ты, –

В столетия вперед,

И человеческой мечты

Увидишь ты полет.

И глубь небес, и ширь полей

Ты сможешь ощутить…

Ну как, скажи, таких друзей

Навек не полюбить?

Ю. Леонов

– Книги – это огромная ценность. И относиться к ним надо бережно. Чтобы книги, которыми мы пользуемся, не были на нас в обиде, прочитаем, как надо обращаться с ними.

1. Не забывай возвращать книги в библиотеку вовремя.

2. Перелистывая страницы, не смачивай пальцы языком.

3. Не загибай страницы. Пользуйся закладкой.

4. Не перегибай книгу по корешку.

5. Не пиши и не рисуй в книге.


Урок 4. Осенние работы на пришкольном участке (экскурсия)

Урок 4
Осенние работы на пришкольном участке
(экскурсия)

Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умения устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе, для выявления знаний об изменениях в природе, происходящих с наступлением осени; дать представление об экологической связи и взаимозависимости явлений природы и объектов живой природы; способствовать развитию наблюдательности, связной речи, воспитанию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся кратко характеризовать сезонные изменения, устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы; получат представление об отдельных видах труда, связанных с природой, о значении этого труда.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; отвечать на вопросы по теме наблюдения; получат представление об экологической связи и взаимозависимости явлений природы и объектов живой природы.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: оценивают эмоционально-эстетические впечатления от встречи с коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира.

Ход урока

Рассказ учителя.

– Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Древний землепашец, наблюдая за изменениями в растительном мире, определял лучшие сроки полевых работ. По цветению одних трав и увяданию других устанавливал сроки охоты. По цвету неба и поведению птиц люди давали прогноз погоды и довольно точно предсказывали стихийные бедствия.

Такие наблюдения за явлениями живой и неживой природы, позволяющие составлять прогнозы, важные для хозяйственной деятельности людей, стали основой науки фенологии. Может, кому-то покажется странным, что в наше время – в век компьютеров, космических кораблей, сложной и точной техники – люди обращаются за прогнозами к растениям. Но ничего удивительного в этом нет. Достаточно вспомнить, что кроме очень сложной медицинской техники и большого количества искусственно приготовленных лекарств незаменимыми для лечения человека остаются лекарственные травы, целебные воды природных источников и исцеляющий воздух курортов. Так и фенология – наука, основанная на наблюдениях за явлениями природы, – остается незаменимым подспорьем для человека.

На чем же основываются предсказания по природным приметам? Дело в том, что в природе очень многие явления связаны между собой: от того, когда наступили холод или жара, меняются сроки цветения растений, от развития растений зависит жизнь многих животных и т. д. Например, перед изменениями погоды становится иным давление воздуха. Это чувствуют насекомые, и у них изменяется высота полета. Вслед за ними поднимаются или опускаются птицы, питающиеся насекомыми. Человек, наблюдая за полетом птиц, может предсказать погоду.

– Какие приметы вы знаете?

· Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

· Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

· Листопад проходит скоро – зима будет холодная.

· Пока лист с вишен не опал, выпавший снег растает.

· Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

· Несколько дней кряду видны белые облака – к похолоданию, тёмные и чёрные – к дождю.

– Рассмотрите деревья вокруг вас. Какие вам знакомы?

– Какие кустарники вы видите и знаете?

– Как нужно охранять растения? (Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.)

– Нельзя также рвать травянистые растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые человек выращивает специально для этого. Назовите их.

– Изменились ли листья деревьев и кустарников с приходом осени? (Пожелтели листья, начали опадать; стало меньше травы, многие растения увядают.)

– Почему мы мало видим животных? (Растения живут на одном месте, а животные подвижны, к тому же часто очень ловко прячутся. Деревья, кустарники, травы образуют как бы дом для животных. Кроме того, для многих животных растения служат кормом.)

– Как нужно вести себя в лесу, парке?


Урок 5. Ищем ответы на вопросы в учебнике

Урок 5
Ищем ответы на вопросы в учебнике

Задачи деятельности учителя: способствовать развитию умения работать с книгой как с источником информации.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся выделять важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, по тематическим разделам, в предметных и именных указателях и др.), находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе, определять тип справочной и научно-познавательной литературы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: презентовать научно-популярную книгу: правильно называть автора и заглавие, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

Коммуникативные: строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру; осознают значение книг в жизни человека; проявляют внимание к способам презентации в жанре научно-популярной литературы.

Оборудование: выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

(Книга.)

II. Формирование новых знаний.

– Книга – это верный друг и помощник. Но нужно уметь пользоваться книгой, уметь найти ответы на вопросы.

Рассмотрим, как пользоваться учебником. Что размещено на с. 3? (Оглавление.)

– Что такое оглавление? (Содержание учебника с номерами страниц.)

– Как называется тема на с. 13? («Ищем ответы на вопросы в учебнике».)

– Это наша сегодняшняя тема урока. На какой странице рассматривается тема «Как связаны неживая и живая природа»? (На с. 35.)

– На какой странице обозначена тема «Условия жизни на планете Земля»? (На с. 41.)

– Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Вспомните, что означают эти условные обозначения.

– Что означает знак, нарисованный на с. 13? (Повторение пройденного.)

– На какой странице помещен Словарик? (На с. 122.)

– Что содержится в Словарике? (Слова с пояснениями, толкованиями.)

– Как расположены слова в Словарике? (В алфавитном порядке.)

III. Применение новых знаний.

– Найдите в Словарике слово «планета». На какой странице дан комментарий этому слову? (На с. 125.)

– Прочитайте пояснение.

– Найдите слово «солнце». Где оно записано? Прочитайте толкование.

– Найдите слова «звёзды», «экватор», «атмосфера Земли». Назовите страницы, на которых они объяснены. Прочитайте толкование.

– Рассмотрите внимательно Словарик. На какие буквы нет слов? (Д, е, ж, и, н, р, ф, ч, ш, щ, ю, я.)

– Расположите слова в алфавитном порядке: глобус, бинокль, созвездия, луна, почва, корнеплод, папоротник, водоросли, луч, планеты.

– Если попалось несколько слов на одну букву, как их расположить? (Нужно посмотреть на вторую букву; если и вторая буква одинаковая, то на третью и так далее.)

– Давайте добавим слова в наш Словарик. Для этого будем листать учебник и находить слова, которые выделены крупным шрифтом, а в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова находить их толкование.

Опыт – воспроизведение какого-нибудь явления, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания.

Наблюдение – внимательно следить глазами за кем-нибудь или чем-нибудь.

Выполнение заданий 3, 4 в тетради.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Для чего человеку необходимо уметь работать с книгой? Чем вам поможет сегодняшний урок? Что у вас получилось лучше всего? В чем испытали затруднения? Как оцените свое настроение после урока?


Урок 6. Опыт и наблюдение

Урок 6
Опыт и наблюдение

Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умений проводить опыт и наблюдения по плану; уточнить понятия «опыт», «наблюдение»; объяснить различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование), называть основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: оценивать свои успехи при выполнении практических работ; делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.

Познавательные: различать этапы исследования (от постановки цели до вывода); различать виды оборудования для изучения окружающего мира; объяснять назначение предметов оборудования.

Коммуникативные: вступать в беседу на уроке, слушать и понимать речь других.

Личностные: проявляют интерес к изучению окружающего мира.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– На все ли вопросы можно найти ответ в книгах?

– На некоторые вопросы вы можете ответить самостоятельно. Для этого проведём опыты и наблюдения.

II. Формирование новых знаний.

– Посмотрите и скажите, веточки каких деревьев лежат у вас на столе слева. (Сосна и ель.)

– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем: как расположены иголочки у сосны? (Они сидят парами.)

– Какие они по длине? (Длинные, узкие.)

– А что скажете про иголочки у ели? (Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие.)

– Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. (Душистые, смолистые.)

– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? (Да.)

– Сбрасывают ли ель и сосна хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? (Они не сбрасывают хвою на зиму, но всё же листопад у них идет понемногу и постепенно. На месте опавших хвоинок вырастают новые.)

– Проведем опыт.

В гладкую деревянную дощечку вобьём два гвоздика так, чтобы монетка могла пройти между ними. Возьмём монету щипцами и нагреем её на огне. Теперь монета не проходит между гвоздями. От нагрева она расширилась. Посмотрим, что произойдет с монетой дальше. Через несколько минут монета остынет, сожмется и снова будет легко проходить между гвоздями.

Какой можно сделать вывод? Не только монета, но и все другие твёрдые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.

А что произойдет при нагревании с водой? Возьмём колбу, наполним её подкрашенной водой. Закроем ее пробкой с трубочкой. Часть воды войдет в трубочку. На трубочку приклеим бумажку в том месте, до которого дошла вода. Опустим колбу в горячую воду. Что произошло? (Вода в трубочке поднимается.)

– Это происходит потому, что от нагревания вода расширяется. Поставим теперь колбу в тарелку со снегом. Что происходит с водой? (Вода в трубке начнет опускаться.)

– Это происходит потому, что от охлаждения вода сжимается.

Какой сделаем вывод?

Жидкости при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

– Мы провели опыты и наблюдения. Что же такое опыт и наблюдение? Откройте свой Словарик. На прошлом уроке мы дописывали некоторые понятия. Найдите их.

III. Применение новых знаний.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

– Сейчас проведем наблюдение и опыт, глядя на представленные в учебнике картинки. Какое наблюдение провел Миша? (Он наблюдал, что вечером с крыши свисают сосульки. А днём, когда светит солнце, они начинают таять.)

– Какой опыт решил провести Миша? (Он обломил сосульку и поместил её в стакан. Стакан поставил около батареи.)

– Что произошло с сосулькой? (Она быстро растаяла.)

– Приведите примеры своих наблюдений и опытов, которые вы проводили с родителями или самостоятельно.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.