Русский язык. 6 класс. Система уроков по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код СИ-451
Авторы-составители Финтисова О. А., Чермашенцева О. В.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Настоящее электронное пособие "Система уроков. Русский язык. 6 класс. По учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта" серии "Новые стандарты: учимся работать (Планирование учебной деятельности)" создано в помощь преподавателям русского языка.
Предлагаемый диск ориентирован на образовательные учреждения, работающие по системе учебников и содержит сценарии уроков по русскому языку в 6 классе, сгруппированные по темам и составленные по учебнику: Русский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.]; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2011.
Учебные занятия спроектированы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: определены планируемые результаты освоения темы, универсальные учебные действия, сформулированы педагогические цели, продуманы творческие задания.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Слово – основная единица языка

Урок 1
Слово – основная единица языка

Цели деятельности учителя: способствовать созданию положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка, формированию умений орфографического списывания, составления лингвистического рассказа; создавать условия для ознакомления с учебником.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, рассматривают иллюстрации, помещенные в учебнике, самостоятельно грамотно списывают текст, пишут под диктовку, объясняют значение слова бересклет, знают и применяют на практике правила орфографии, составляют рассказ на лингвистическую тему.

Метапредметные:

Личностные – воспринимают речь учителя (одноклассников), выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Наглядность: иллюстрация с изображением попугая, сигнальные карточки.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель мобилизует учащихся на урок: проверяет готовность, эмоционально настраивает на урок.

– При входе в кабинет вас приветствовал попугай (картинку с изображением попугая прикрепить на дверь кабинета). У него еще нет имени, мы назовем его на сегодняшнем уроке. Что он делает у нас в кабинете? Он очень любознательный попугай, хочет научиться грамотно писать и говорить, поэтому задает множество вопросов. На уроке мы попытаемся удовлетворить любопытство попугая – ответить на все его вопросы. Скажите, что необходимо ученику, чтобы аргументированно вести диалог, правильно отвечать на вопросы и выполнять задания? (Надо внимательно слушать, выполнять указания учителя, проявлять старание, терпение при выполнении заданий и упражнений.)

II. Повторение изученного материала.

1. Знакомство с аппаратом учебника.

– Покажите учебники по русскому языку попугаю. У каждой книги есть автор. Найдите, кто написал этот учебник: на странице 2 есть надпись «авторы учебника».

– Наш попугай очень красивый и любит все яркое, красочное. Как вы думаете, какая из иллюстраций учебника ему понравится больше всего? Почему?

(Выслушать несколько ответов, похвалить за наблюдательность, доказательность ответа; объяснить, что в ходе уроков мы будем неоднократно обращаться к этим иллюстрациям.)

– У попугая снова вопрос: он слышал что-то о причастии, знает, что об этом написано в нашем учебнике. Помогите ему, скажите, на какой странице об этом можно прочитать. Где мы об этом можем узнать? (В конце учебника, в оглавлении, где указаны названия параграфов и страницы их расположения. О причастии написано на с. 164.)

2. Орфографическое письмо.

– Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – вот цель уроков русского языка. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения М. Дудина и скажите, о чем в нем идет речь.

Ты – тверд и гибок, нежен и силен,

Ты – соловей на ветке бересклета.

Ты – сталь и пепел, колокол и лен,

Загадка тьмы и откровенье света.

– Какое слово вам непонятно? (Бересклет.)

– А догадаться можете, что это? (Это название дерева.)

– Запишите этот отрывок из стихотворения и подумайте, как оно соотносится с темой нашего урока. А какова тема нашего урока? (Слово – основная единица языка.)

– А как вы узнали? (Прочитали запись на доске.)

– Какая информация еще записана? (Число и вид работы.)

– Перепишите аккуратно и грамотно в тетрадь.

(Проверка записи у нескольких учеников, обязательно отметить аккуратность, грамотность выполнения работы.)


Урок 2. Роль слова в жизни людей

Урок 2
Роль слова в жизни людей

Цели деятельности учителя: способствовать формированию умений составлять лингвистический рассказ, работать с учебником и схемой; создавать условия для орфографического списывания, обучения на основе понимания системы языка.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, самостоятельно аккуратно и грамотно списывают текст, объясняют значения слов, выполняют комплексный анализ слова, показывают взаимосвязь разделов о языке.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, осуществляют взаимопроверку.

Оборудование, наглядность: иллюстрация с изображением попугая, схема «Разделы лингвистики».

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи.

– Прочитайте тему урока. Исходя из ее названия, подумайте и скажите, какие задания и упражнения будем выполнять на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

– Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения домашнего задания: аккуратность, грамотность записи текста.

(Если взаимопроверка по каким-либо психологическим причинам нежелательна, то проводится самопроверка.

Отметить тех учащихся, у кого правильно выполнено задание, может прилетевший попугай.)

– На прошлом уроке мы говорили о том, что может слово: слово может соединить и разъединить людей, оно может служить любви, а может – вражде и ненависти, в зависимости от того, что человек говорит и как он это делает. Вы обращали внимание на то, что очень важно думать, прежде чем говорить, и приводили доказательства этому: народные изречения, случаи из личного опыта. Дома вы составляли рассказ на тему «Роль слов в жизни людей».

Учащиеся повествуют рассказ на лингвистическую тему.

– В ходе урока мы продолжим дополнять информацию о роли слов в жизни людей.

III. Повторение изученного материала.

1. Орфографическое списывание.

(Списывание проводится на усмотрение учителя: или текст из еще не сделанного упражнения, или стихотворение с доски.)

Из древних уральских руд,

Когда –

Не скажу я точно,

Железное слово «труд»

Сработано было прочно.

Взвесив его в руках,

Прапрадед сказал сурово:

«Останется жить в веках

Надежное это слово!»

Вместе со словами: мать,

Правда,

Народ,

Россия –

Пойдет да пойдет шагать,

Все зло, что ни есть,

осиля.

(Л. Татьяничева.)

– Объяснить значение выделенных слов (переносное значение).

– Дополнить этой информацией свой рассказ о роли слов в жизни людей.

2. Работа с учебником и по схеме.

– Попугай интересуется, что обозначает эта схема.


Урок 3. Части речи и члены предложения

Урок 3
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели деятельности учителя: способствовать формированию умения различать части речи и члены предложения; создавать условия для отработки норм правописания, умения определять части речи и члены предложения, повторения орфографических правил и орфограмм.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, выполняют комплексный анализ слова, знают и определяют в тексте части речи, члены предложения.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование, наглядность: иллюстрация с изображением попугая, сигнальные карточки.

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи.

Предложить учащимся самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить? (Какие бывают части речи, члены предложения, как и зачем их различать?)

II. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение разных видов разбора слова грустна (запись на доске).

2. Ознакомление с текстом из упр. 7.

– Назовите, к какой части речи относятся слова в этом тексте.

(Предварительно можно перечислить все части речи: их 10, как и пальцев на руках; загибаем 6 пальцев – это самостоятельные части речи, из них четыре – именные (со словом «имя») + глагол + наречие и четыре – служебные части речи. По этому вопросу спросить как можно больше учащихся в течение всего урока, начать спрашивать можно еще до урока при входе в класс: правильный ответ – разрешение войти, остальные учащиеся слушают, вспоминают.)

III. Повторение изученного материала.

1. Разминка «Найди лишнее». (Задание предлагает попугай.)

Глагол, наречие, дополнение.

Подлежащее, дополнение, сказуемое.

Союз, глагол, местоимение.

Определение, предлог, обстоятельство.

– Самостоятельно составьте 2 подобные цепочки, используя информацию из упражнения 85, с. 39.

2. Исследование языкового материала.

– Знания в области какого раздела лингвистики нам потребуются, чтобы определить часть речи? (Морфологии.)

· Упр. 83 (п. 4): устно по «цепочке» определить, к какой части речи относятся слова (пишет, пишем, письмо, письмами).

· Упр. 84 (п. 4): записать в тетради и на доске; определить части речи и их синтаксическую роль в предложении, синтаксическую роль слов (по образцу на с. 39).

· Упр. 87: устно по «цепочке» назвать существительные, глаголы, прилагательные; перечислить оставшиеся неназванные слова, объяснить, почему их не назвали.

· Упр. 86: подчеркнуть члены предложения, указать части речи всех слов (письменно).

IV. Рефлексия.

– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Какие умения и навыки приобрели на уроке? Что было самым ценным из услышанного?

Предложить учащимся оценить свою деятельность на уроке при помощи сигнальных карточек соответствующих цветов.

Домашнее задание: упр. 88 (задание по аналогии с классной работой), упр. 89, 91, 93 – выполнить карандашом в учебнике.


Урок 4. Части речи и члены предложения

Урок 4
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель деятельности учителя: создавать условия для отработки умений различать и определять части речи и члены предложения; орфографических правил написания глаголов.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, выполняют синтаксический разбор предложения, творческое задание, знают и определяют в тексте части речи, члены предложения, определяют орфограммы в глаголах (написание -тся, -ться, безударных гласных в окончаниях глаголов, мягкого знака после шипящих, проверяемых безударных гласных в корне).

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование, наглядность: карточки-подсказки, иллюстрация с изображением попугая.

Работу по теме урока можно начать до звонка: пропуск в кабинет – правильное перечисление самостоятельных или служебных частей речи, главных или второстепенных членов предложения.

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи.

Запись темы урока, постановка целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

· Упр. 93.

– Вот и наш попугай. Он сомневается, правильно ли сделано им упр. 93. Помогите ему: читаем полностью предложение, первый отвечающий может выбрать предложение, которое он будет читать.

· Упр. 88. Выполнение синтаксического разбора (можно без характеристики) предложений (на доске).

· Упр. 89. Нахождение основы предложения, местоимений (во втором абзаце – он), глаголов (занимался, строил) в предложениях.

– Сегодня на уроке основное внимание будем уделять глаголам и их написанию.

III. Исследование языкового материала.

1. Работа по учебнику: выполнение упр. 90 на с. 41, 299 на с. 133.

– Из упр. 90 прочитать только глаголы. Какие орфограммы встретились в этих глаголах? (В первом глаголе написание -тся и -ться: не буду обижаться.)

– Сразу вопрос: как их различать?

(Нужно сказать, что, несмотря на кажущуюся простоту правила, по количеству ошибок эта орфограмма в числе первых.)

– Найти в упр. 299 (с. 133) глаголы с этой орфограммой.

– Какие еще орфограммы встретились в словах? (Встретилась орфограмма «Безударная гласная в окончании глагола». Это слова борются, держишься.)

– Эти слова записать, по карточке-подсказке объяснить написание (возможно в виде цепочки):

держ..шься → держаться → искл. → II → и → держишься.

(В словах съешь, сберечь, держишься обнаружили орфограмму «Написание мягкого знака у глаголов после шипящих».)

Предложить учащимся по карточке-подсказке сформулировать основное правило: у глагола после шипящих в конце слова всегда пишется мягкий знак. Записать слова: съешь, сберечь, держишь. Найти слова с этой же орфограммой, но в других частях речи, записать, указав часть речи, проверить по карточке-подсказке (глушь (сущ., 3-е скл.), много встреч (сущ., мн. ч.).

2. Закрепление изученного материала.

Упр. 95, с. 43–44.

– Найдите все глаголы. Какая орфограмма встретилась в этих словах? (Проверяемая безударная гласная.)

Записать словосочетания с глаголами, выделить корень, проверяя правильность написания. Образец можно дать на доске, далее – самостоятельно:

3. Творческое задание.


Урок 5. Развитие речи. Стили речи. Повторение

Урок 5
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ

Цели деятельности учителя: создавать условия для повторения и закрепления знаний о стилях речи; способствовать формированию умений определять стиль речи текста, выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей, отмечая стилевые языковые средства.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, знают особенности научно-делового, художественного и разговорного стилей, определяют стилистическую принадлежность текста, составляют речевую ситуацию согласно речевой задаче, используя соответствующие языковые средства, находят средства выразительности, самостоятельно аккуратно и грамотно списывают текст.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, работать в паре.

Оборудование, наглядность: карточка-подсказка «Стили речи» (см. Приложение).

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи.

– Один раз в неделю (например, по пятницам) уроки будут особенными – это будут уроки по развитию речи. Мы будем изучать строение текста, цель его написания, а самое главное – будем учиться создавать свои тексты в разных стилях речи.

II. Повторение изученного материала.

1. Исследование схемы.

– На уроках в 6 классе мы повторим то, что знаем об особенностях художественного и разговорного стилей, узнаем характерные особенности научно-делового стиля. Перечислите, о каких особенностях стиля речи вообще можно рассказать: где используется, каковы задача речи и речевая ситуация, какие языковые средства используются. Допишите в свою схему речевую ситуацию, характерную для научно-делового стиля. Эту информацию можно найти на с. 9, 76–77.

2. Анализ языковых явлений.

· Упр. 18, 19, по заданию (устно): выразительное чтение, составление речевой ситуации, определение стиля речи.

· Работа в паре: нахождение средств выразительности. В первом тексте – эпитет добрые глаза, однородные члены предложения в описании внешности пуделя, эмоционально-окрашенные слова, например глядели умильно. Во втором тексте – обращения, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (голенькая, Машенька), глаголы с приставкой по-, обозначающей начало действия, побудительные восклицательные предложения.

3. Текст в разговорном стиле.

Упр. 15: чтение; приведение доказательства, что данный текст разговорного стиля; нахождение слов вежливости, смягчающих общение.

4. Комплексная работа с текстом.

Упр. 20: выразительное чтение; определение стиля речи; нахождение слов и выражений, помогающих автору изобразить картину (лес, точно терем; березы; как вышки, елочки; клены, листва), передать отношения (веселая стена, елочки); запись текста (орфографию при необходимости можно обсудить заранее, чтобы не испортить эмоциональный настрой).

III. Рефлексия.

– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Какие умения и навыки приобрели на уроке? Что было самым ценным из услышанного?

Предложить учащимся оценить свою деятельность на уроке при помощи сигнальных карточек соответствующих цветов.

Домашнее задание: закончить работу, выполнив задание 4 (до текста) и 1 (после текста), упр. 21 (на урок 10).

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос