В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа разработана в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации и перехода к ФГОС, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, формирования социальных УУД, годичного мониторинга общего уровня образовательных достижений обучающихся.
Определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
– формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– и как результат:
– способствовать повышению качества образования в целом.
Введение портфолио мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников 9-го класса и вопросами оптимизации механизмов формирования 10-х профильных классов.
Выпускник основной школы получает вместе с аттестатом и индивидуальный образовательный рейтинг (портфолио), который помогает целенаправленно выбирать профиль обучения. Поэтому важно уже с 7 класса начинать подготовительную работу с учащимися, направленную на обучение осознанному самостоятельному накоплению портфолио по выбору.
Цель программы – создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Основные задачи программы:
– создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
– способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
– изучить интересы, потребности и склонности учащихся;
– изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
– соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы педагога-психолога с учеником;
– информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
– способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
– изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
– соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы педагога-психолога с учеником;
– информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
– способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
Реализация программы рассчитана на пять лет, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.
К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ
РАБОЧЕЙ ПАПКИ
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Мой портрет»;
II раздел «Портфолио документов»;
III раздел «Портфолио работ»;
IV раздел «Портфолио отзывов»;
V раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).
Раздел I. Информация о владельце портфолио
Мой портрет – цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует достижения. Также проводит самоанализ итогов года.
Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.
Раздел II. Официальные документы
Портфолио документов – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.)
В данном разделе допускается представление копий документов.
Каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой оценки.
На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.
Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша в аттестат, легко заполняется классным руководителем.
Итоговая балльная оценка делает портфолио действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными в конце года и при итоговой аттестации в 9 классе).
Документы, представленные в данном разделе фиксируются в таблице. Сами документы или их копии (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. п. ) могут храниться дома у ученика или в файле Рабочей папки.
Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору
Портфолио работ – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.
Портфолио работ может включать в себя:
– проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
– исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
– техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
– работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);
– различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);
– занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
– участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.
В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Раздел портфолио включает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» – дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПОРТФОЛИО
Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:
1. Какой срок является оптимальным для накапливания материала?
2. Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?
3. Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?
4. Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы заполнение в 9 классе документов, определяющих индивидуальный образовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни?
Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и в конечном счете формируют новое понимание самого процесса обучения.
Для организации этой работы необходимо изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.
Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:
– в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. Первоначально у родителей действовал такой стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: “В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности”.
В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.
Для того чтобы деятельность в этом направлении была эффективной, работа с портфолио должна строиться не только с позиции “рейтинговой функции”. Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
УТВЕРЖДАЮ
Директор__________
«__» _________20_г.
Функциональные обязанности
участников образовательного процесса при внедрении
в практику портфолио как метода оценивания
Директор школы
1. Организует разработку и утверждает локальные акты, обеспечивающие нормативно-правовую базу предпрофильного обучения.
2. Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.
3. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания.
4. Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по данному направлению работы.
Заместитель директора по УВР
1. Является ответственным за внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания.
2. Участвует в разработке локальных актов, обеспечивающих нормативно-правовую базу предпрофильного обучения.
3. Информирует педагогический коллектив о мероприятиях, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося.
4. Совместно с директором школы проводит производственные совещания и заседания педагогического совета с целью просвещения и организации деятельности по данному направлению работы.
5. Совместно с директором осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по данному направлению работы.
6. Организует работу годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
Классный руководитель
1. Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио.
2. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями.
3. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
4. Несет ответственность за оформление итоговой документации (вкладыш в аттестат, сводная итоговая ведомость и др.), включаемой в портфолио.
5. Осуществляет помощь в подборе литературы по профориентации, а также для подготовки рефератов и творческих работ школьников, выполняемых в рамках элективных курсов и внеурочной деятельности.
6. Участвует в работе годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
Учитель-предметник
1. Координирует процесс поиска обучающимися мест деятельности для накопления материалов портфолио.
2. Участвует в работе годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
3. Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями.
4. Организует практические ученические конференции по предмету или образовательной области.
5. Разрабатывает и внедряет систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной деятельности.
6. Осуществляет помощь в подборе литературы для подготовки рефератов и творческих работ школьников, выполняемых в рамках элективных курсов и внеурочной деятельности.
7. Участвует в работе годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
Педагог-психолог
1. Участвует в разработке локальных актов, обеспечивающих нормативно-правовую базу предпрофильного обучения.
2. Проводит индивидуальную психодиагностику по запросам обучающихся.
3. Проводит индивидуальную диагностику профессиональной направленности личности.
4. Ведет элективный курс (8–9 класс) «Мой выбор» в рамках предпрофильной подготовки.
5. Участвует в работе годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
Годичная команда
1. Организует процесс ведения предпрофильного обучения.
2. Планирует образовательный процесс в рамках предпрофильного обучения.
3. Осуществляет контроль за результатами обучения.
4. Организует информационные и итоговые мероприятия.
Примерный образец Положения о портфолио
образоватетельного учреждения
УТВЕРЖДАЮ
Директор ___________
«__» ________200 __ г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО
1. Общие положения.
«Портфолио» – накопительная оценка, которая вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.
В соответствии с образовательным рейтингом выпускника основной школы обучающимся даются рекомендации по дальнейшему выбору профиля в 10-ом классе.
В образовательном учреждении устанавливаются единые критерии построения образовательного рейтинга выпускников 9 классов на основе портфолио, которые объявляются обучающимся, их родителям (законным представителям) при переходе в основную школу.
2. Задачи портфолио:
– поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников;
– содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.
3. Время ведения портфолио.
Школа устанавливает период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и родителей с правилами работы с портфолио.
Ведение портфолио предполагает представление отчета по процессу образования подростка, видение «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения.
4. Структура портфолио.
Структура портфолио выпускников 9-х классов утверждена Приказом образовательного учреждения. Но если в школе планируется работа по более раннему введению портфолио (рабочей папки), то необходимо описать его форму и содержание.
5. Оформление портфолио.
Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе __________ структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.
Все записи ведутся аккуратно, разборчиво. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.
Классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
Учитель-предметник координирует процесс поиска обучающимися мест деятельности для накопления материалов портфолио. Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями.
В 9-м классе портфолио оформляется на бланке установленного образца на основе собранного материала обучающегося.
Портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника основной школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.
Объективность выставления итогового балла проверяется заместителем директора по УВР. Заместитель директора несет ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио, и определение итогового балла.
Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется подписью директора школы и гербовой печатью школы.
Портфолио выдаётся выпускнику одновременно с аттестатом об основном общем образовании.
Пришлите нам ссылку на этот товар в другом магазине, ответ поступит на указанный вами e‑mail.