Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР

Снято с продажи
Код 11581
Издательство Детство-Пресс, 2012
ISBN 978-5-89814-755-6
Страниц 160
Штрихкод 9785898147556
Размеры (Ш x В x Т) 145 x 210 x 12 (мм)
Вес 256 г
В данном пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Представлены 46 конспектов логопедических занятий с практическим материалом в виде мнемотаблиц, схем. По темам, рекомендованным в пособии, дано несколько вариантов занятий, разработанных с учетом программных требований в соответствии с тематическим планированием.
Пособие рекомендуется для работы учителям-логопедам коррекционных групп, воспитателям, методистам.

Подробное описание

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овла­деть основными компонентами речевой системы родного языка: правильно произносить все звуки, иметь достаточ­ный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить развернутые предложения разных типов, пересказывать рассказы и сказки, полно и последо­вательно излагать свои мысли.

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразви­тием речи (ОНР). Несформированность внимания, недо­статочное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий затрудняют овладение связной речью.

В словаре у таких детей мало обобщающих понятий, антонимов, синонимов, определений. Они не знают назва­ний частей предметов, объектов, часто заменяют их слова­ми, употребляющимися в сходных ситуациях, близкими по значению, внешним признакам, наименованием всего предмета в целом. Малыши затрудняются в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами, употреблении форм единственного и множест­венного чисел, образовании приставочных глаголов, притя­жательных, относительных прилагательных, делают ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций и т. д.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи, своевременный переход от диало­гической формы к контекстной.

Неполноценная речевая деятельность влияет на состоя­ние наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления, а также таких важных психических процессов, как внимание, восприятие, память.

Содержание

Введение    3

Конспекты занятий    8

Тема «Осень»    8

Образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами    8

Единственное и множественное число имен существи­тельных    10

Предложения, распространенные однородными опреде­лениями     12

Тема «Овощи»    15

Падежные конструкции. Родительный падеж существи­тельных в единственном числе    15

Подбор определений    18

Составление описательного рассказа с использованием сенсорно-графического плана    22

Тема «Фрукты»    25

Относительные прилагательные    25

Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графи­ческого плана    28

Составление рассказа по картинке с использованием опорных картинок    31

Тема «Посуда»    34

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе без предлога    34

Образование относительных прилагательных    36

Приставочные глаголы    38

Тема «Продукты питания»    40

Относительные прилагательные    40

Антонимы    43

Тема «Дикие животные»    45

Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам    45

Притяжательные прилагательные    49

Образование сложных прилагательных    51

Составление рассказа о диком животном с использо­ванием мнемотаблицы    54

Тема «Зимующие птицы»    57

Преддожно-падежные конструкции    57

Образование сложных прилагательных    59

Приставочные глаголы    62

Составление описательного рассказа о двух птицах в сравнении    64

Тема «Игрушки»    67

Согласование местоимений мой, моя с существитель­ными     67

Предлоги в, из    70

Составление рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы    72

Тема «Зима»    76

Предложения, распространенные однородными членами    76

Составление творческого рассказа с использованием опорных картинок    79

Составление рассказа по серии картинок с придумы­ванием конца    82

Тема «Мебель»    85

Предметно-падежные конструкции. Изменение суще­ствительных по падежам    85

Дифференциация предлогов за, под    88

Сложные предлоги    90

Составление рассказа по опорным картинкам    94

Тема «Семья»    .97

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже    97

Сложноподчиненное предложение с союзом чтобы    .....100

Составление рассказа «Как я помогаю маме» (из лич­ного опыта ребенка)    102

Тема «Одежда»    105

Расширение и активизация словаря    105

Пересказ рассказа с придумыванием конца......    107

Тема «Транспорт»    111

Приставочные глаголы    111

Составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы    115

Тема «Профессии»    120

Обогащение и активизация словаря    120

Составление описательного рассказа по схеме    124

Составление рассказа «Кем я хочу стать» с использо­ванием мнемодорожки    126

Тема «Весна»    130

Предложения, распространенные однородными членами    130

Составление описательного рассказа о двух временах года в сравнении с опорой на мнемотаблицы..133

Тема «Мой город»    137

Составление творческого рассказа «По дороге в дет­ский сад»    137

Перспективное тематическое планирование    141

Литература    152

Список рекомендуемых словарей    152

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.