Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения

Временно отсутствует
227 руб.
-10%
204,30 руб.
Версии товара:
Код 5203
Авторы-составители Уварова О. А.
Издательство Учитель, 2024
Серия ФГОС. Универсальные учебные действия
ISBN 978-5-7057-3019-3, 978-5-7057-4458-9
Страниц 167
УДК 372.016:811.161.1*05/09
Штрихкод 9785705730193, 9785705744589
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 8 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 116 г
В пособии раскрывается роль изложения в развитии познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, формирующих мотивацию учащихся 5-9 классов, умение анализировать авторский текст, строить речевое высказывание с заданными параметрами, выдвигать и аргументированно отстаивать собственную позицию с учётом общих требований ФГОС основного общего образования и специфики изучаемой предметной области "Филология". Практическая часть знакомит с различными приемами работы с текстом, заданиями, позволяющими организовать творческий поиск учащихся на уроке русского языка (развития речи).
Пособие предназначено учителям русского языка и литературы, преподавателям и студентам педагогических вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи учащихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов с годами не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения сегодняшних школьников.

Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, более широкое, чем ранее, применение однозначных слов – вот далеко не полный перечень трудностей, с которыми сталкивается сейчас педагог, работая в школе с детьми всех возрастов. Кроме того, современный ритм жизни накладывает свои отпечатки не только на речь, но и на развитие мышления учеников. Готовые часы напролет проводить у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным заданиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются только на непродолжительное время. Выполняя ежедневно сотни тестовых заданий, они, как ни странно, имеют серьезные проблемы с памятью.

Клиповость мышления, снижение мотивации, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – все это в комплексе требует пересмотра требований к содержанию и организации работы с учебной информацией. Результаты наблюдений учителей заставляют бить тревогу, а новые проблемы, возникающие в коммуникативной сфере учащихся, требуют новых форм работы по преодолению этих проблем, а также пересмотра возможностей хорошо известных приемов с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Именно на уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов воспитывается положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Уроки развития речи призваны прежде всего развивать коммуникативные универсальные действия, так как учат умению выбирать адекватные языковые средства для успешного решения речевых задач.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Задания по развитию речи способны обеспечить максимальное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Написание сочинений, изложений позволяет увидеть многообразие взглядов различных людей на одну и ту же проблему, быть доказательным и корректным в защите гипотезы, формирует опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития.

Однако современные формы работы по развитию речи, которые должны войти в школьную практику сегодняшнего дня, имеют существенные отличия от прежних форм. Изменения должны коснуться объема текстов в сторону их уменьшения. Изложения-миниатюры ничуть не менее качественно готовят учеников, чем объемные тексты, написанию которых отводится по два урока подряд. Меньше не значит проще. Текст, предназначенный для написания изложения, должен вызывать живой интерес учеников, быть информационно насыщенным.

Система работы по развитию речи сегодня должна быть направлена на совершенствование всех видов речевой деятельности, интеллектуальное и творческое развитие личности средствами языка, формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, активно овладевать нормами литературного языка и навыками коммуникативного взаимодействия в процессе общения в самых различных ситуациях.

В пособии представлено теоретическое обоснование новой, принципиально иной системы работы по развитию речи учащихся, в частности по подготовке к написанию изложения, с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемой предметной области «Филология», даются варианты использования конкретных приемов работы с текстом изложения на уроке русского языка. Для каждого приема представлены задания, позволяющие также по-разному организовать творческий поиск с учениками в 5–9 классах.

Надеемся, что разработанные нами материалы и рекомендации окажутся полезными для педагогов, заинтересованных в результате своей работы, и помогут творчески отнестись к построению учебных занятий.

Творческих успехов вам и удачи вашим ученикам!

Содержание

Введение    3

Теоретическое обоснование системы работы    6

Практические приемы и формы работы    18

Задания на произвольное построение речевого высказывания, близкое к оригиналу    18

Задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка учащихся    38

Задания для формирования познавательных УУД (понимание логики построения сюжета и композиции текста)    57

Задания коммуникативного характера на самостоятельное составление связного монологического высказывания    104

Задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста    115

Задания, связанные с анализом коммуникативной ситуации и отбором адекватного типа речи    135

Анализ структуры текстов разных типов    135

Анализ языкового оформления текстов разных типов    144

Самостоятельное составление текстов разных типов    149

Тексты для проведения контрольных изложений    157

Литература    166

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.