Окружающий мир. 4 класс: развитие умения развернутого оценивания информации

Есть на складе
74 руб.
-10%
66,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5204
Авторы Стручков Е. А.
Издательство Учитель, 2012
Серия ФГОС. Универсальные учебные действия
ISBN 978-5-7057-3005-6
Страниц 114
УДК 372.016:502*04
Штрихкод 9785705730056
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 85 г
В пособии представлены конспекты уроков развернутого оценивания информации - итоговых занятий по темам "Природные зоны холодного пояса", "Леса умеренного пояса", "Засушливые зоны умеренного пояса" в рамках предметного курса "Окружающий мир" (4 класс). Умелое использование педагогом на уроках и во внеурочной деятельности различных способов организации познавательной деятельности - конкурсов, викторин, аукционов - мотивирует учащихся на познание, успех, создает атмосферу радости сотрудничества и сотворчества, что позволяет развить важнейшую компетентность личности - умение учиться, формируя при этом универсальные учебные действия.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных учебных учреждений, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования; рекомендовано студентам факультетов начального образования высших и средних педагогических учебных заведений, родителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Школа выполняет социальный заказ общества. В современном обществе происходят перемены, которые предъявляют к выпускнику школы иные, новые требования. Чтобы шагать в ногу со временем, школа должна быстро и четко перестраивать свою работу.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, нацеливает на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Для этого необходимо перейти к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования. Это возможно при условии разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого личностного и познавательного уровня обучающихся. При этом школа будет ориентирована на развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составит и цель, и основной результат образования.

Чтобы достичь требуемого уровня личностного, социального и познавательного развития учащихся, необходимо понять, что оно будет достигнуто за счет трех важных составляющих: содержания образования, способов организации познавательной деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

В каждой предметной области должен быть четко выделен объем информации, работающий на развитие личности. В предметной области «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) должен быть сконцентрирован материал, способствующий формированию уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в мире природы и людей. В процессе изучения курса «Окружающий мир» учащиеся усваивают доступные способы изучения природы – наблюдение, опыт, измерение, учатся сравнивать, классифицировать, развивают навыки по установлению и объяснению причинно-следственных связей.

Способы организации познавательной деятельности должны существенным образом измениться в соответствии с требованиями стандарта. Они должны тоже активно работать на конечный результат. Традиционные формы организации познавательной деятельности должны быть дополнены новыми подходами, идеями. В практике начальной школы при организации познавательной деятельности желательно использовать такие формы, которые мотивируют учащихся на познание, успех, радость сотрудничества и сотворчества. Этому могут способствовать умело организованные и продуманные конкурсы, турниры, викторины, эстафеты. В более старшем возрасте в урок можно включать элементы, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, комментарий, аукцион, ученый совет. Привлекут детей и занятия-фантазии – сказки, сюрпризы, приключения. Полезно предлагать детям готовить презентации.

«Кадры решают все» – это выражение хорошо известно, но сегодня для выполнения задач, поставленных перед школой, оно приобретает особую актуальность, ибо для реализации стандарта важно взаимодействие участников образовательного процесса. И учитель здесь – главная и ведущая сила. Во-первых, это взаимодействие учеников и учителя. Именно учитель создает в классе условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в наибольшей степени в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, взаимодействие учителей с целью обмена опытом по реализации требований стандарта. Причем к этому взаимодействию подключаются не только учителя начальных классов, но и предметники, так как к ним перейдут со временем ученики начальной школы. В-третьих, сотрудничество родителей и учителя. Именно от этого в большей степени зависит конечный результат. Вовлечь родителей в образовательный процесс, сделать их своими союзниками под силу каждому, кто этого захочет. И, наконец, самое главное – это взаимодействие учеников в классе, атмосфера, в которой идет образовательный процесс, атмосфера доброжелательности, где каждый чувствует себя под надежной защитой.

Стандарт устанавливает конкретные требования к результатам обучающихся, среди которых выделяют личностные, метапредметные и предметные. И если раньше при определении задач урока сначала выделяли образовательные, затем – развивающие и воспитательные, то теперь на первое место вышли цели и результаты личностные. За время обучения в начальной школе идет развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, способности к сопереживанию. Создаются условия для саморазвития, мотивации к обучению и познанию. Важно развить в ребенке и самостоятельность, и личную ответственность за свои поступки.

Чтобы ребенок имел реальные успехи в учебной деятельности, его надо научить учиться. Умение учиться и составляет метапредметные результаты усвоения программы. Условно эти умения можно разделить на две группы и назвать: «Я» и «Мы». Первая группа включает умения, которыми должен овладеть каждый из учеников, это сугубо индивидуальные умения. Каждый учится планировать свою учебную деятельность, определять способы достижения необходимых результатов, понимать причины успеха/неуспеха и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Каждый развивает свою устную и письменную речь, овладевает логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей. «Мы» – это развитие умений сотрудничества в учебной деятельности: умений слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать право одноклассника иметь иное мнение, определять цель совместной деятельности, договариваться о распределении функций и способах контроля, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Каждый ученик на выходе из начальной школы получает и определенные предметные результаты. Для успешного претворения в жизнь концепции устойчивого развития необходима прежде всего перестройка потребительского отношения человека к природе. Основы экологической грамотности необходимо закладывать как можно раньше. Ребенок будет знать, что можно и допустимо делать в окружающем мире, а что – недопустимо. Самое главное – научить ребенка думать, выявлять причинно-следственные связи в системе «человек – природа», предсказывать последствия деятельности человека. Для воспитания уважительного отношения к России, родному краю необходимо не только теоретическое изучение многообразия окружающего мира, но и непосредственный контакт ребенка с миром живого в процессе походов, экскурсий, поездок, когда отрабатывается умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, то есть усваивать доступные способы изучения природы.

При условии выполнения всех требований стандарта в итоге начальная школа будет выпускать думающих учеников, имеющих творческий склад личности. Конечно, творчеству научить нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Для развития элементов творческой деятельности нужны активные методы. Для учащихся начальной школы в силу их возраста в методическую копилку учителя должны быть включены разнообразные игры. Материал курса «Окружающий мир» по своему содержанию может быть использован при проведении интеллектуальных игр.

Психологи относят игру к интрогенному поведению, то есть поведению, определяемому внутренними факторами личности (потребностями, интересами). Современная философия в числе ключевых ценностей человека называет радость. Именно на получение радости направлено интрогенное, или «игровое», удовлетворение духовных потребностей. Дети любят играть, особенно на уроке. Любят не потому, что игра, как считают многие взрослые, заменяет серьезный труд по решению задач, упражнений, уравнений. Любят игру как источник радости в школьной повседневности, как источник положительных эмоций. А их, по мнению психотерапевтов, должно быть в семь раз больше, чем отрицательных.

Игра – сложное социально-психологическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Интеллектуальные игры это источник радости не только учеников, но и учителя. Он играет вместе со своими учениками по единым правилам. Игра для учителя это один из источников самосовершенствования, возможность другими глазами взглянуть на накопленные знания, провести их капитальную сортировку и перепроверку. Взрослый в игре «пробует», «переживает» уже не использованные возможности жизни. Ребенок проигрывает, «примеряет» еще не использованные, не выбранные возможности. Именно это делает игру эффективным средством социализации ребенка, приобщения его к нормам и ценностям общества.

Почему же этим средством редко пользуются взрослые? Почему игра считается преимущественно признаком детства? Пространственно-образное восприятие опережает словесно-логическое, поэтому дети более расположены к образному, игровому постижению мира. И играют они лучше, чем взрослые. Игра учителям дается труднее. При большом запасе знаний учителя проигрывают именно в умении играть, придерживаться определенных правил. Кроме того, совместные игры требуют неформального общения, а оно сейчас практически стало проблемой. Удивительно, но и взрослые, и дети не совсем правильно понимают сущность игры. Ведь в игре важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Игра – это средство изучения особенностей общения и обучения общению. Она развивает в ребенке эмпатию – понимание психического состояния другого человека, способность к эмоциональному отклику, сопереживанию. В игре развивается и рефлексия, умение посмотреть на себя со стороны. Вот именно поэтому интеллектуальные игры занимают должное место на занятиях в детском саду, на кружке в начальных классах, а в старших классах эта форма часто используется в итоговом занятии по пройденной теме.

Содержание

Введение    3

Рекомендации по проведению интеллектуальных игр    8

Конспекты интеллектуальных игр    14

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз    14

Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним    22

Таёжными тропами    28

В тени таинственных дубрав    39

Степь да степь кругом    47

Горячее солнце, горячий песок    54

В краю магнолий плещет море    61

Широка страна моя родная!    68

Приложения

Приложение 1. Ресурсный материал по теме «Растения»    76

Приложение 2. Ресурсный материал по теме «Птицы»    86

Приложение 3. Ресурсный материал по теме «Млекопитающие»    97

Литература    110

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Евгений Стручков
16 декабря 2011 (21:09)
Как автор рад видеть свою книгу. Это система интеллектуальных игр, очень интересная для детей и творчески работающих учителей. Проверено опытом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос