Комплексная оценка результатов освоения программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Средняя группа
Код | 4820 |
Авторы-составители | Афонькина Ю. А. |
Издательство | Учитель, 2013 |
Серия | Диагностический журнал |
ISBN | 978-5-7057-2978-4 |
Страниц | 91 |
УДК | 373 |
Штрихкод | 9785705729784 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 135 г |
В пособии предложены диагностические карты (листы развития), включающие данные наблюдений педагогов и психологов, методики, технологии, пробы, показатели, критерии и результаты анализа детской деятельности, позволяющие определить уровень развития интегративных качеств и их характеристик, что чрезвычайно важно для построения образовательной и коррекционной работы в дошкольном учреждении.
Предназначен специалистам дошкольного образования, педагогам и психологам ДОУ.
Подробное описание
Введение
Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир: мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасыщаемая жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.
Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания, источника знаний – энциклопедиста, источника оценочных суждений – эксперта, помощника и защитника. Взрослый связывает ребенка и общество, обеспечивает не только удовлетворение его естественных нужд, но и перестройку психической жизни. В совместной со взрослым деятельности ребенок приобретает способность планировать и ставить цели, прогнозировать развитие событий, выделять главное и отвлекаться от второстепенного, следовать правилам и оценивать свои действия и результаты, контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психическими процессами. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводить к получению общественно важного результата. Важнейшим условием развития дошкольника является включение его в целесообразно организованный образовательный процесс.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) составляется, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе Примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
Программа предполагает наличие системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Следовательно, образовательный процесс будет иметь диагностическую основу, тем самым наиболее полно удовлетворять образовательные потребности воспитанников.
Автором данного пособия разработана модель мониторинга качества освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в основу которой положены Федеральные государственные требования (опубликована в 2011 году в издательстве «Учитель»). Данная модель обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Модель мониторинга определяет его процедуру и применима к разным образовательным программам. Тем самым создаются условия для унификации достижений ребенка-дошкольника, ведь к 7 годам дети, независимо от содержания образовательной программы, должны достигнуть итоговых показателей освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которыми являются интегративные качества, характеризующие достижения воспитанников в психическом развитии.
В то же время содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей с точки зрения тех диагностических процедур, с помощью которых выявляются качественные параметры достижений ребенка: промежуточные и итоговые показатели, и тех образовательных задач на выявление достижений, на решение которых и направлено диагностическое обследование.
В данном диагностическом журнале представлены методики, обеспечивающие диагностическую составляющую мониторинга применительно к примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы». Содержание диагностического журнала разработано с учетом концепции этой программы, определяющей направленность образовательного процесса на формирование универсальных видов детской деятельности. Структура диагностического журнала соответствует структуре данной программы и отражает логику ее построения.
Диагностический журнал разработан с учетом требований, определенных ФГТ:
– предполагает использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки;
– позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей как внутри возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;
– направлен на исследование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формируемых в разных видах детской деятельности;
– включает наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально-ориенти-
рованные методики нетестового типа, методики критериально-ориентированного тестирования, то есть предполагает сочетание низко формализованных и высоко формализованных методов, позволяющих добиться объективности и точности получаемых данных;
– обеспечивает сбалансированность методов, что исключает переутомление воспитанников и нарушение хода образовательного процесса.
Диагностический журнал адресован руководителям и старшим воспитателям, а также педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.
Технология диагностической работы
Обоснование
Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование у него духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Диагностический журнал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
В основе данной концепции лежит принцип личностно-деятельностного подхода, который раскрывает следующую идею. Смысл дошкольного детства состоит в освоении ребенком специфически человеческих видов деятельности, имеющих универсальный характер. В них формируются важнейшие личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды.
В основу разработки диагностического журнала были положены теоретические идеи А. В. Запорожца, О. М. Дьяченко, Н. В. Вераксы, Д. Б. Эльконина:
1. Развитие ребенка осуществляется в его деятельности, которая является формой активного отношения человека к окружающему. От особенностей стимулирования детской деятельности зависят достижения в физическом и психическом развитии. Амплификация (обогащение) развития происходит на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
2. Реализация возможностей дошкольного возраста предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается с помощью использования особых средств. Основное направление дошкольного образования определяется как развитие ребенка через его осмысленное обращение к построению новых, культурных, способов взаимодействия с действительностью.
3. Подлинное развитие характеризуется не просто механическим овладением новыми действиями с предметами, достижением определенных результатов, а, прежде всего, развитием самосознания нового способа и произвольного его построения и использования; а значит, подлинное развитие предполагает особую гибкость в организации условий такого процесса.
4. Каждый из видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами и оказывает специфическое влияние на психическое развитие ребенка, способствует познанию ребенком своих сил и возможностей.
5. Образовательный процесс есть не что иное, как особый целостный процесс совокупной коллективной деятельности педагога и детей. В процессе такой деятельности дети под целенаправленным руководством педагога активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры (знание, мораль, искусство, труд), созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личностных качеств. Таким образом, происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие способностей.
Цель и задачи диагностической работы
Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а с другой – изучить специфику формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.
Цель диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Структура диагностического журнала
и организация проведения диагностического обследования
Диагностический журнал включает два блока:
1) Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;
2) Диагностика развития базовых личностных качеств.
Структура первого блока соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по четырем направлениям «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики.
В каждом направлении выделены образовательные области и разделы, к которым предлагаются диагностические карты для педагогической диагностики на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как побуждения, знания и представления, умения и навыки.
Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы» для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Побуждения оцениваются по критериям:
– устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
– неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;
– ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
– не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
– четкие, содержательные, системные;
– четкие, краткие;
– отрывочные, фрагментарные;
– не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
– выполняет самостоятельно;
– выполняет с помощью взрослого;
– выполняет в общей со взрослым деятельности;
– не выполняет.
Критерии вносят в диагностические карты.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.
Для каждого обозначенного в программе направления представлены также методики психологической диагностики на изучение психологических параметров видов деятельности.
Второй блок включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей.
Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры диагностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами.
Педагогическая и психологическая диагностика предполагает выделение не малоинформативных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие воспитанника под определенный жесткий стандарт, обесценив его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание.
Итак, представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагают качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности.
Таким образом, реализуются принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы». Мониторинг образовательного процесса – отслеживание результатов освоения образовательной программы – обеспечивается педагогической диагностикой, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка психологической диагностикой.
Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для разработанной автором пособия мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамику становления интегративных качеств.
Автор-составитель пособия выражает благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.
Содержание
Введение 3
Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности 7
Направление психолого-педагогической работы «Физическое развитие» 7
Направление психолого-педагогической работы «Социально-личностное развитие» 17
Направление психолого-педагогической работы «Познавательно-речевое развитие» 34
Направление психолого-педагогической работы «Художественно-эстетическое развитие» 64
Диагностика развития базовых личностных качеств 79
Литература 90
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Ирина, у нас есть диагностические журналы по всем возрастам, кроме 1 млад. гр. :
Но выслать их мы сможем, только после того, как Вы оформите заказ. Чтобы заказать нужное Вам пособие, его нужно добавить в корзину. Нажмите на ссылку "Купить" - перейдете в корзину товаров. В корзине товаров (после того, как все нужные пособия будут уже в корзине) нажимаете на "Оформить заказ" далее по шагам...