Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся

Есть на складе
133 руб.
-10%
119,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5500
Авторы-составители Сластникова М. В., Усова Н. В., Вереитинова Е. И.
Издательство Учитель, 2013
Серия ФГОС. Развивающие образовательные технологии
ISBN 978-5-7057-2849-7
Страниц 234
УДК 372.016:741*05/08
Штрихкод 9785705728497
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 175 г
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образова-ния была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования ум-ственных качеств личности. Плодотворной почвой для этого является организация учебной деятельности по изобразительному искусству, основанная на применении развивающих образовательных техно-логий, как источник для целенаправленной работы мысли и движения, развития жизненно важных свойств личности и активности школьника.
Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует со-временного школьника, который является субъектом учения и способен к самостоятельному овладению универсальными учебными действиями в процессе того образовательного маршрута, которым соуправляет современный учитель.
Реализовать идеи развивающего обучения (методика критического мышления, диалоговое и групповое общение, проектно-исследовательская деятельность и др.) в образовательной области "Искус-ство" 5-8 классов поможет представленная разработка действенной системы уроков и внеурочных за-нятий, в которой акцент сделан на стимулировании мыслительной деятельности учащихся через выполнение нестандартных игровых, олимпиадных, проектных заданий, повышении познавательных способностей через самостоятельную деятельность путем осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся: постановка и решение проблемы, поиск необходимой информации, ситуация успеха в достижении желаемого эффекта личного образовательного маршрута.
Кроме того, глубокое знакомство с миром искусства способствует повышению уровня культуры учащихся и расширению их художественного кругозора. Предлагаемые в пособии материалы: рекомендации, разработки уроков, проекты, игры, олимпиады, помогут педагогу организовать разные формы художественной деятельности школьников, создать атмосферу фантазии и творчества на уроке, активизировать учебный процесс и развить у учащихся интерес к изобразительному искусству.
Предназначено учителям изобразительного искусства, МХК и эстетики, руководителям предмет-ных методических объединений общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, преподавателям про-фессионально-технических учебных заведений; рекомендовано педагогам дополнительного образова-ния, студентам педагогических вузов и колледжей.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность любого вида деятельности, в том числе учебной (познавательной), определяется уровнем его организации и управления.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, которая осуществляется в производительном и общественно полезном труде, ценностно-ориентационной и художественно-эстетической деятельности, общении, при выполнении различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п) и становится источником формирования психологических новообразований – нового типа познавательных интересов, средством становления мировоззрения и дальнейшего развития рефлексии, которая проявляется в интеллектуальной, социальной и личностной сферах. Для интеллектуальной сферы характерно осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Контролируемыми и управляемыми становятся речь, внимание, память и восприятие. Для личностной сферы – умение «направить мысль на мысль», на познание себя, особенностей своей личности. Для социальной – стремление освоить новую жизненную сферу, занять более самостоятельную и взрослую позицию, выйти за пределы повседневной школьной жизни. Это определяет развитие самосознания – центральной линии развития личности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, овладение которыми даст возможность учащимся самостоятельно и успешно усвоить новые знания, умения и компетентности, сформировать важнейшую компетенцию личности умение учиться*.

Отношение учащихся к учению обычно характеризуется активностью, которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности и зависит от умелого педагогического управления. Задача педагога – среди разнообразия форм, методов, средств и приемов обучения выбрать оптимальное и наиболее эффективное их сочетание, которое в определенных учебных ситуациях создаст благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся.

Предлагаемые в пособии материалы помогут педагогу создать на уроках изобразительного искусства творческую атмосферу, сформировать художественный вкус и подскажут интересные методические идеи по организации управления познавательной деятельностью учащихся.

Пособие структурировано следующим образом.

В первой части представлены конспекты уроков, содержащие разнообразные приемы и необычные методические решения, которые помогут организовать разные формы художественной деятельности школьников, создать атмосферу фантазии и творчества на уроке, активизировать учебный процесс и сформировать устойчивый познавательный интерес к изучению предметного курса.

Во второй части пособия даны разработки внеклассных мероприятий, соответствующих воспитательным результатам первого и второго уровней, в качестве которых предлагаются игры по мотивам телевизионных передач: «Своя игра», «Звездный час», «Кто хочет стать миллионером?». Введение игровых моментов в изобразительной деятельности усиливает внимание детей к поставленной задаче, стимулирует мышление, способствует повышению качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

В целях усиления роли предмета предлагаются олимпиадные задания, направленные на углубленное изучение курса и формирование художественной культуры как части культуры личности.

Третья часть представлена рекомендациями по организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства. В основе предлагаемых проектов – «Возрождение школьной формы», «Школьная геральдика», «Организация микроландшафтов и микроводоемов на пришкольном участке» – лежит процесс творчества учителя и учеников. Учащиеся исследуют, а значит, наблюдают и познают окружающий мир. Таким образом, проектная деятельность побуждает учащихся к более активным действиям, позволяет проявлять самостоятельность и творческую инициативу, делает процесс обучения интересным и занимательным.

Пособие предназначено учителям изобразительного искусства общеобразовательных школ, гимназий, лицеев; рекомендовано организаторам внеклассной работы, классным руководителям, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетического цикла образовательных школ и учреждений дополнительного образования, студентам институтов искусств, высших и средних педагогических заведений.


* Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. С. 3.

Содержание

Введение    3

Е. И. Вереитинова, М. В. Сластникова, Н. В. Усова

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках изобразительного искусства    6

Конспекты уроков

5 класс

Тема: Олимпийские боги    31

Тема: Лукоморье    41

Тема: Героизм Жанны д’Арк    47

Тема: Выразительные возможности графических материалов    58

Тема: Народные промыслы, их истоки и современное развитие    65

6 класс

Тема: Черное и белое – основа языка графики. Силуэт как выразительное средство графики    71

Тема: Портрет в скульптуре    88

Тема: Праздничная открытка. Аппликация    92

7 класс

Тема: Рисование рыбы в движении    95

8 класс

Тема: Памятники культуры Древнего Египта, архитектура, монументальная живопись    98

Тема: Место расположения памятника и его значение    109

Тема: Шедевры архитектуры в аппликации    116

Тема: Выполнение эскиза эмблемы родного города (села)    121

Познавательная внеурочная деятельность школьников    125

Н. В. Усова

Разработки внеклассных мероприятий

5–6 классы

Город талантов (по типу игры «Звездный час»)    127

5–8 классы

Юный художник (игра-конкурс)    132

6–8 классы

Все грани искусства (викторина)    142

7–8 классы

В мире искусства (по типу игры «Кто хочет стать миллионером?»)    148

Знаете ли вы искусство? (по типу игры «Своя игра»)    161

5–8 классы

Олимпиадные задания    183

М. В. Сластникова

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства    194

Проекты    203

Возрождение школьной формы (практико-ориентированный проект, 5 класс)    203

Школьная геральдика (исследовательский проект, 5 класс)    209

Организация микроландшафтов и микроводоема на пришкольном участке (продуктивный проект, 8 класс)    219

Литература    226

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос