Музыка. 1 класс. Система уроков по учебнику Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
119 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5838
Составители Лагунова О. П.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Поурочное планирование
Электронная версия скачать
УДК 372.016:78*01
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии предложена система уроков по музыке в 1 классе, составленная в соответствии с основными положениями ФГОС НОО и ориентированная на работу по учебнику Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной (М: Просвещение, 2016), входящему в учебно-методические системы "Перспектива", "Школа России".
Разработки уроков гибко структурированы и содержат необходимый учебно-тематический материал, позволяющий учителю творчески и вариативно моделировать учебную деятельность и учитывать уровень подготовленности учащихся в успешном освоении основ музыкальной грамоты, формировании предметных (специальных) умений, личностных качеств и универсальных учебных действий, развитии художественно-эстетического вкуса. Ресурсный материал (поэтические, литературно-художественные тексты, автобиографические сведения о композиторах) поможет представить каждый урок ярким, эмоционально привлекательным, интересным и неповторимым.
Предназначено учителям музыки, руководителям методических объединений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

Примеры документов

Введение

Введение

Музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. Музыка – это человеческий опыт нравственно-эстетического вчувствования в мир, который выражается в художественных образах языком музыки. Познание музыки осуществляется как самостоятельная художественно-эстетическая деятельность учащихся, которая способствует воспитанию музыкального и поэтического сознания. Художественно-педагогическая деятельность (ХПД) учителя является творчеством в организации художественно-эстетической деятельности (ХЭД) учащихся. Создание условий для художественного развития детей на уроках музыки – это, по сути, есть процессуальная форма содержания урока музыки как урока искусства. Цель ХПД учителя – помочь детям освоить духовный опыт человечества, запечатленный в музыкальном искусстве, понять чувства, явления внутреннего и внешнего мира человека, народов, эпохи, выраженные в музыкальных образах в единстве содержания, формы и средств музыкальной выразительности. Методическая идея состоит в том, что учитель помогает детям овладеть художественно-эстетической учебной деятельностью.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм обращения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику*.

Решение учебных задач осуществляется в процессе занятий музыкой путем введения детей в мировую социокультурную сферу через художественно-эстетическую деятельность.

1. Проживание музыки в процессе создания музыкального образа:

погружение в музыку, созерцание музыки;

– исполнение попевок, песен, хороводов и других вокальных и инструментальных произведений;

– пластическое интонирование.

2. Художественный анализ музыкального произведения:

– рассуждение о музыке (Что «рассказал» композитор своей музыкой? Как он сумел «рассказать»?);

– выражение переживания музыки в цвете (определение цвета, созвучного музыке, словом, красками на бумаге, на холсте);

– художественные ассоциации, вызываемые произведением;

– жизненные ассоциации, связанные с тем или иным музыкальным произведением, и т. д.

3. Овладение языком музыки.

Музыкальная грамота: запись нот, чтение ритмических партитур, знание музыкальных терминов, знание основных музыкальных жанров.

4. Вокально-хоровые умения:

– овладение певческим дыханием, звукообразованием и другими умениями;

– навыки пения соло, в ансамбле, хоре, хороводе;

– развитие у детей способности выражать голосом тончайшие чувства, создавать художественный образ.

5. Инструментальное музицирование:

– игра соло, в ансамбле, в оркестре на фольклорных, ударных и духовых инструментах – ложках, трещотках, свистульках и др.;

– игра на ударных инструментах и по возможности на фортепиано, баяне и др.

6. Развитие у детей способности сердцем откликаться на музыку, чтобы через нее глубоко проникнуться чувством сокровенного родства каждого человека со всем сущим в мироздании. Восприятие музыки сердцем.


Урок 2. «Хоровод муз»

Урок 2
Тема «Хоровод Муз»

Цель: раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира.

Проблема: Что такое хоровод муз?

Планируемые результаты:

предметные: научатся водить хороводы и исполнять хороводные песни, использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках, сравнивать танцы разных народов между собой;

метапредметные: регулятивные – преобразовывать познавательную задачу в практическую; познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе;

личностные: осознают сопричастность, проявляют чувство гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

Ресурсный материал: аудиозаписи – «Во поле береза стояла» (русская народная песня), «Хора» и «Сырба» (молдавские народные наигрыши), «Сиртаки» М. Теодоракиса.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Сегодня продолжим путешествие в удивительный мир музыки! Начнем урок с исполнения «Песни о школе». Перед началом пения надо сесть, выпрямив спину, чтобы вам было легче брать дыхание. Иначе звук не получится красивым. Проверьте, как вы сидите: спина прямая, голова немного приподнята. Расскажите правило, которое выучили на прошлом уроке. (Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.

Исполнение песни.

– На прошлом уроке мы путешествовали по миру музыки с прекрасной Музой. Кто такие музы? (Покровительницы искусств.) Верно, Муза – это еще и добрая фея. Она познакомила нас со звуками, которыми наполнено все вокруг.

– Вспомните, какие бывают звуки? (Музыкальные и шумовые.)

– Приведите примеры музыкальных и шумовых звуков. (Ответы детей.)

Звучит «Па-де-де» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагмент).

Вспомните название этого музыкального произведения. («Па-де-де» из балета «Щелкунчик».)

– Назовите автора этой музыки. (Композитор Петр Ильич Чайковский.)

– Кто еще нужен, чтобы зазвучала музыка? (Композитор, исполнитель, слушатель.)

– Откройте тетрадь (с. 6–7) и впишите эти слова.

II. Сообщение темы урока.

– Музыка живет вокруг нас. Она звучит каждый день – и в будни и в праздники – и сопровождает нас по жизни с самого рождения.

– Вспомните какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, – музыка становится частью жизни.

– Сегодня вместе с Музой мы отправимся в путешествие по странам, где познакомимся с песнями и танцами разных народов мира. Тема урока: «Хоровод муз».

III. Работа по теме урока.

1. Беседа.

– Посмотрите внимательно на слово, которое записано на доске. (Хор.) Что вы представляете, когда слышите слово «хор»? (Много певцов.) В театральных представлениях Древней Греции хор был одним из действующих лиц спектакля. Откройте учебник (с. 10) и посмотрите на фотографию, на которой изображено место, где проходили древнегреческие театральные представления. Именно здесь, на открытой и большой сцене, пел хор.

– Что вы представляете, когда слышите слово «хоровод»? (Ответы учащихся.)

– Когда мы слышим слово «хоровод», то представляем девушек и парней, которые двигаются по кругу в танце. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Вот и получается, что хоровод (хор – «много певцов», вод – «водить») – песня-танец.

Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. А теперь наша Муза хочет, чтобы мы отправились в путешествие по разным странам. Первая страна, в которую мы попали, – Россия.

На доске: карточки с названиями стран – Россия, Молдавия, Греция.

– В России существует множество хороводов. Обратите внимание на картину в учебнике (с. 11). Что вы видите?

– Кто водит хоровод? (Девушки.)

– Как одеты девушки? (В русских народных сарафанах, кокошниках.)

– Где девушки водили хороводы? (На лесной поляне.)

2. Слушание музыкальных произведений.


Урок 3. «Повсюду музыка слышна»

Урок 3
Тема «Повсюду музыка слышна»

Цель: показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке.

Проблема: Как рождается музыка?

Планируемые результаты:

предметные: научатся сочинять песенки-попевки, определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок, принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;

метапредметные: регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные – осуществлять поиск необходимой информации; коммуникативные – ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе;

личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Ресурсный материал: мультфильм «Гори, гори ясно», музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, металлофон, ложки).

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– В повседневной жизни нас окружает множество звуков. Какие звуки вы можете слышать вокруг себя? (Ответы учащихся.)

– Все эти звуки шумовые. Музыка же – искусство звуков, но не простых звуков, а музыкальных. Какие звуки музыкальные? (Звуки, которые мы можем спеть голосом или исполнить на музыкальных инструментах.)

II. Актуализация знаний.

– Кто нужен для того, чтобы музыка зазвучала? Отгадайте загадки:

Кто пишет музыку для нас, мелодии играет?

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?

(Композитор.)

Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он ... (исполнитель).

Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, ... (слушатель).

– На прошлом уроке мы путешествовали по разным странам и узнали, что люди очень любят петь и водить хороводы. А что такое «хоровод»? (Песня-танец.)

– С какими хороводными танцами вы познакомились, какому народу они принадлежат? («Березка» – русский народный танец, «Хора» и «Сырба» – молдавские танцы, «Сиртаки» – греческий танец.)

– Один из этих танцев написал греческий композитор М. Тео-доракис. Вы, наверное, догадались какой. Да, «Сиртаки». Как красива музыка этого танца! А вы хотите побывать в роли композитора? Интересно, как проходит процесс творчества у настоящих композиторов? (Нужны фантазия, талант, музыкальные инстру-менты.)

– Я думаю, что у нас есть все, чтобы попробовать себя в роли композиторов.

III. Сообщение темы урока.

– Откройте учебник (с. 12). Муза зовет нас поиграть в композиторов и самим найти музыку. Она подсказывает нам, что повсюду музыка слышна. Тема урока так и звучит: «Повсюду музыка слышна».

Без музыки не проживу ни дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

О. Гаджикасимов

IV. Работа по теме урока.

Импровизация.

– Где нам, композиторам, можно услышать музыку? (В природе.)

– Человек изначально был близок к природе. Люди давних эпох любовались природой, поклонялись силам природы и даже пели солнышку, дождику, радуге.

Муза хочет познакомить нас с текстами народных песенок, но мелодии к ним она предлагает сочинить вам самим.

– Послушайте первое четверостишие – «Солнышко». Рассмотрите иллюстрацию.

– К кому обращаются дети? (К солнышку.)

– Как его называют? (Красно колоколнышко.)

– О чем просят дети солнышко? («Выйди поскорее, будь к нам подобрее».)

– С какой интонацией необходимо выразить это обращение? (Просьбы.)

– В каком настроении должна звучать эта песенка?

– А теперь вы как композиторы попробуйте сочинить мелодию к этой песенке и спеть ее, изображая руками обращение к солнышку.

Учащиеся импровизируют исполнение песенки-заклички.


Урок 4. «Душа музыки – мелодия»

Урок 4
Тема «Душа музыки – мелодия»

Цель: дать понять, что мелодия – это главная мысль музыкального произведения.

Проблема: Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш).

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять характерные черты жанров музыки, сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

метапредметные: регулятивные – формировать и удерживать учебную задачу; познавательные – использовать общие приемы решения исполнительской задачи; коммуникативные – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

личностные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Ресурсный материал: аудиозаписи – «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, иллюстрации к его пьесам, портрет композитора, мультфильм «Детский альбом» (на музыку П. И. Чайковского).

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами были в роли композиторов – сочиняли песенки, тексты к которым нам подсказала Муза. И мне так понравилась песенка … (имя учащегося), что мелодия никак не уходит из моей памяти. Наверно, это случается с каждым из нас в жизни, когда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил и тем более кто ее сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

II. Сообщение темы урока.

– Так что же мы так часто напеваем? (Мелодию.) Верно, мелодию. Великий русский композитор М. И. Глинка говорил о ней так: «Мелодия – душа музыки». Откройте учебник на странице 14, и вы увидите, что тема урока так и звучит: «Душа музыки – мелодия».

III. Работа по теме урока.

1. Игра «Угадай-ка!».

– Музыка словно живое существо: в ней бьется сердце, стучит пульс. У музыки есть и душа – это ее мелодия. Мелодия – это главная мысль любого музыкального сочинения. Именно мелодии так узнаваемы нами.

А сейчас наша Муза хочет проверить, сможете ли вы угадать мелодии популярных песен.

Звучат мелодии популярных песен, учащиеся называют их.

– Сейчас я наиграю знакомую вам мелодию, с которой мы уже встречались на уроках музыки, а вы попробуете ее узнать. (Звучит «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»). Узнали мелодию? («Па-де-де» из балета «Щелкунчик».)

– Кто сочинил эту музыку? (П. И. Чайковский.) Верно. Вот его портрет. (Обращается внимание учащихся на портрет композитора.)

2. Рассказ.

– Этот замечательный композитор написал много музыки специально для детей. Те, кто ходит в музыкальную школу, учится играть на пианино, обязательно исполняют его легкие пьесы из сборника, который называется «Детский альбом». Сегодня и мы перелистаем страницы этого музыкального сборника с произведениями для юных музыкантов.

Бом-бом, бом-бом,

Открывается альбом.

То веселый, то печальный,

Не простой, а музыкальный!

– В этот альбом входит 24 пьесы с запоминающимися и интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

3. Слушание музыкальных произведений.

Муза хочет познакомить нас с некоторыми из этих пьес. Открываем страничку альбома и внимательно слушаем, какая пьеса звучит.

Звучит «Марш деревянных солдатиков».

– Что прозвучало: песня, танец или марш? (Марш.)

– Как вы определили, что это марш? (Чувствуется поступь, ритм шага, движение.)

– Какой музыкальный инструмент исполнял этот марш? (Фортепиано.)

– Как звучала музыка марша? (Четко, бодро, легко, быстро.)

– Какой характер передает музыка марша? (Смелость, отвагу.)

– Как вы думаете, кто бы мог маршировать под эту музыку? (Игрушечные солдатики.)

– Почему? (Марш звучит легко и быстро.)

– Пьеса, которую вы услышали, называется «Марш деревянных солдатиков».

– Подумайте, как графически, с помощью линий и черточек, мы можем изобразить пульс марша? (Вертикальными линиями.) Запишите в тетради пульс марша.


Урок 5. «Музыка осени»

Урок 5
Тема «Музыка осени»

Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами.

Проблема: Как определить характер осенней музыки?

Планируемые результаты:

предметные: научатся слушать мотивы осенних мелодий, узнавать на слух и называть музыкальные произведения, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, объяснять термины «мелодия» и «аккомпанемент»;

метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию;

личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

Ресурсные материалы: аудиозаписи – «Осень» Г. Свиридова, «Шелест листвы» Ф. Листа, «Дождик» О. Юдахина, «Скворушка прощается» Т. Попатенко; репродукции картин.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы узнали, что у музыки есть душа. Как ее зовут? (Мелодия.) Верно, именно мелодия помогает нам узнать знакомую музыку и понять главную мысль музыкального сочинения. Вместе с Музой мы путешествовали по страницам «Детского альбома». Кто помнит, кем создан этот сборник? (П. И. Чайковским.) Названия каких пьес вы запомнили? («Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».)

II. Сообщение темы урока.

– Откройте учебник на странице 16.

– Обратите внимание, в каком образе появилась на этом развороте наша Муза. Сегодня она хочет, чтобы мы отправились на прогулку. Но куда? Отгадайте загадку:

Вот художник так художник, все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот? (Осень.)

– Мы отправляемся в осенний лес. Как вы думаете зачем? (Ответы учащихся.) Слушать музыку осени. Тема урока так и звучит: «Музыка осени».

III. Работа по теме урока.

1. Беседа.

Вы слышали музыку осени? (Ответы учащихся.) Тогда отправляемся на прогулку. Обратите внимание, какая сегодня погода? (Солнечная или пасмурная.)

– Расскажите, какой бывает осень? (Ветреной, дождливой, пасмурной, ранней, яркой, поздней.)

– Вспомните стихи или рассказы о приметах осени, с которыми вы знакомились на уроках чтения в школе или дома с родителями. (Рассказы учащихся.)

– Осень как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов.

2. Слушание музыкальных произведений.

– Послушайте пьесу. Какую осень нарисовал русский композитор Г. Свиридов музыкальными красками?

Звучит «Осень» Г. Свиридова.

– Какими музыкальными красками нарисована музыка осени? (Серыми, нежными, прозрачными.)

– Почему вы так думаете? Как звучала музыка? (Спокойно, грустно, плавно, нежно.)

– Звучание каких музыкальных инструментов помогло увидеть картину осени? (Скрипка.)

– Какими чувствами наполнена эта музыка? Передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека, любующегося красотой осени, золотой, яркой, солнечной, или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок? (Да, состояние человеческой грусти и уныния.)

3. Работа с поэтическим текстом.

– Послушайте стихотворения и подумайте, какое из них по настроению близко этой музыке?

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

А. Плещеев

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

А. Пушкин

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос