Суперакция! С 10 по 12 февраля  скидка 55% на продукцию издательства "Учитель"! Получить промокод на скидку

Музыкальные занятия. Старшая группа. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
181 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-4303
Авторы-составители Арсенина Е. Н.
Издательство Учитель, 2023
Серия Музыкальному руководителю ДОО
Электронная версия скачать
УДК 372.016:78
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлен опыт работы по музыкальному воспитанию детей 5-6 лет. Предложены разработки музыкальных занятий и репертуарный план, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", предполагающая развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей), последовательно отражающие художественно-эстетическую, музыкально-театрализованную, импровизационную деятельность дошкольников. Творческие задания, музыкально-дидактические и танцевально-ритмические игры направлены на развитие у детей устойчивого интереса к музыке.
Предназначено музыкальным руководителям, методистам, воспитателям ДОО.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

Примеры документов

Введение

Введение

В пособии представлены материалы, раскрывающие основные виды музыкальной деятельности детей старшей группы детского сада: поквартальный репертуарный план; слушание музыки, пение, ритмические упражнения и движения, игра на детских музыкальных инструментах, участие в сюжетных, ролевых, подвижных, дидактических и ритмических играх, инсценировках, музыкально-развлекательных программах, праздничных концертных программах, развлечениях и утренниках.

Определены основные задачи музыкально-эстетического воспитания детей данной возрастной категории:

· способствовать дальнейшему развитию музыкальных способностей, а также эмоциональной отзывчивости на музыку; творческой активности (с учетом индивидуальных возможностей каждого из детей);

· закреплять интерес к различным видам музыкальной деятельности;

· продолжать осваивать основные виды движения – ходьбу, бег, прыжки, использовать их в танцах и играх;

· добиваться устойчивости певческой интонации, вокально-слуховой координации, продолжать развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, чувствовать ладовую окраску произведения;

· развивать умение двигаться под музыку как в спокойном хороводе, так и в подвижной пляске;

· пробуждать интерес, любовь к музыке народной, классической и современной, способствуя тем самым формированию общей музыкальной культуры;

· прививать чувство уважения к творческому наследию своего народа на примерах детского фольклора: прибаутки, небольшие мелодические попевки, песни, поговорки, пословицы, сказки;

· продолжать развивать наблюдательность, музыкальный слух и память;

· побуждать к активным самостоятельным действиям в музыкальной деятельности;

· способствовать формированию общей духовной культуры.

Данное пособие также содержит конспекты музыкальных занятий, расположенных по принципу логической цепочки: каждое последующее занятие является продолжением предыдущего.

Занятия включают в себя: музыкально-ритмические движения, упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата к пению, пение, слушание, дидактические, ритмические игры и творческие задания, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игру на детских инструментах. В заключительной части в диалоговой форме педагог закрепляет с детьми информацию, полученную ими в ходе занятия.

Короткое музыкальное приветствие в начале занятия настраивает детей на общение с музыкой, помогает переключиться с того вида деятельности, которым они занимались до прихода в музыкальный зал. Заключительная «прощальная» попевка также является неотъемлемой и обязательной частью занятия: придает ему некую целостность, а также подчеркивает в глазах детей значимость выполненных ими действий.

Материал пособия направлен не только на дальнейшее музыкальное воспитание детей старшей возрастной группы, но и на повторение с ними знаний, закрепление умений, полученных на занятиях в средней группе. Дети постоянно возвращаются к уже наработанному песенному репертуару, знакомой музыке, играм, что способствует лучшему пониманию и усвоению нового.

Поэтому рекомендуется использовать в своей работе пособия: «Музыкальные занятия. Средняя группа», «Музыкальные занятия. Подготовительная группа» (Волгоград: Учитель, 2012).

В качестве наглядности в пособие включен иллюстративный материал. Например, при знакомстве с творчеством композиторов Г. Свиридова (пьеса «Парень с гармошкой») и В. Гаврилина («Как я учился на гармошке играть», занятие 18) небольшой, написанный в доступной для детского восприятия, лаконичной, но яркой, образной форме, рассказ писателя Б. С. Житкова «Гармонь» поможет педагогу донести до сознания детей содержание музыкальных произведений, лучше прочувствовать настроение и характер музыки.

Стихи известных русских и современных поэтов, среди которых Саша Черный, Глафира Галина, не только служат дополнением к прослушанному и сказанному. Знакомство с творчеством мастеров слова доставит настоящее удовольствие и радость как ребенку, так и взрослому.

Большое внимание уделяется и творчеству таких известных композиторов, как Д. Кабалевский, В. Шаинский, В. Тиличеева и др. Знакомство с ними происходит не только на занятиях, но и в свободное время. Увлекательное путешествие на удивительный чудо-остров, прогулка по акватории на сказочном катерке, лесные прогулки, интересные встречи – это и многое другое дарят детям поэты, композиторы, писатели и художники.


Занятие 18

Занятие 18

Цели: развивать умения ориентироваться в пространстве, сравнивать музыку двух-трех авторов; отмечать ритмический рисунок мелодии; исполнять песню в другой тональности – ми-мажор; познакомить с музыкальными профессиями, с творчеством русских писателей.

Атрибуты, оборудование, репертуар: упражнение «Прыг-скок»; русские народные песни «Скок, скок, поскок», «К нам в гости пришли»; дидактическая игра «Музыкант»; «Парень с гармошкой» Г. В. Свиридова, пьеса «Мужик на гармонике играет» П. И. Чайковского, «Как я учился на гармошке играть» В. Гаврилина; рассказ Б. С. Житкова «Гармонь»; игра «Развеселый гармонист»; палочки; карточки.

Ход занятия

1. Музыкально-ритмические движения.

2. Песня-попевка. Упражнение для развития и укрепления голоса.

Дети знакомятся с попевкой «Скок, скок, поскок». Выкладывают ритмический рисунок, отмечая долгие и короткие звуки. Поют, рукой показывая движение мелодии. Определяют шуточный характер песни.

Скок, скок-поскок, молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька.

Сама с вершок, голова с горшок.

3. Пение.

В песне «К нам гости пришли» чисто пропевать мелодические ходы на квинту вверх, малую терцию вниз. Ослаблять звучание к концу песни, усиливать в начале. Обращать внимание детей на естественность и выразительность исполнения, распределение дыхания. Педагог играет мелодию в другой тональности – ми-мажор. Дети поют первый куплет на тон выше.

Затем вместе со взрослым придумывают движения. Инсценируют песню.

4. Музыкально-дидактическая игра «Музыкант».

Педагог беседует с детьми о специальностях, связанных с музыкой.

– Перед вами карточки с изображением человека, занимающегося музыкальной деятельностью. Покажите карточку с изображением певца. (Изображен человек, который исполняет песню.)

– Покажите карточку с изображением исполнителя. (Человек с музыкальным инструментом – скрипкой, баяном, за фортепиано.)

Аналогичная работа с карточками, на которых изображены дирижер, учитель музыки, музыкальный руководитель детского сада, композитор.

– Объясните значение слова «музыкант». (Человек, чья деятельность связана с музыкой.)

5. Слушание.

– Что вам известно о Г. В. Свиридове, П. И. Чайковском?

– Определите по фрагментам названия пьес. («Парень с гармошкой», «Мужик на гармонике играет». Это одночастные произведения.)

– Прослушайте пьесу современного композитора В. Гаврилина (показывает портрет) «Как я учился на гармошке играть».

– Что заметили? (Часто повторяющиеся, монотонные звуки.) Подобная музыка рисует в нашем воображении мальчика, старательно разучивающего гаммы. Вначале гармошка в руках юного гармониста издает неуверенные робкие звуки. Заключительные аккорды говорят о том, что все старания были ненапрасными, трудности преодолены. Народная поговорка гласит «Терпение и труд все перетрут», чтобы добиться в чем-либо успехов, надо много и упорно заниматься. Мальчик очень хотел научиться играть на гармошке. Вначале у него не получалось. Но он терпеливо и прилежно занимался, пока не достиг своей цели – научился играть на музыкальном инструменте.

Иллюстративный материал: рассказ Б. С. Житкова «Гармонь».

«…У одного дяденьки была гармонь. Он на ней очень хорошо играл, и я приходил слушать. Он ее прятал и никому не давал. Гармонь была очень хорошая, и он боялся, чтобы не сломали. А мне очень хотелось попробовать.

Вот раз пришел я, когда дяденька обедал. Он кончил есть, а я стал просить, чтоб сыграл. А он сказал:


Репертуар

РЕПЕРТУАР

Слушание

Первый квартал.

Д. Кабалевский «Походный марш», «Ёжик»; А. Вивальди «Сентябрь» (из цикла «Времена года»); П. Чайковский «Октябрь» (Времена года»); Г. Свиридов «Парень с гармошкой»; П. Чайковский «Мужик на гармонике играет»; В. Гаврилин «Как я на гармошке учился играть»; песни «Мы пришли сегодня в порт», «Катерок» (сл. С. Козлова, муз. М. Минкова).

Второй квартал.

Г. Д. Тюрк «Спи, усни»; «Месяц над крышею светит» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера); Н. Бачинская «Старинные часы с кукушкой»; песня «Есть часы во всех домах» (сл. и муз. А. Островского); В. Гаврилин «Часы с кукушкой»; С. Вольфензон «Часики»; В. Соловьев-Седой «Елка»; Д. Кабалевский «Ежик», «Злюка», «Клоуны», «Как заяц медвежонка дразнил»; песня «Колыбельная» (сл. Аспазии, муз. Р. Паулса).

Третий квартал.

Д. Кабалевский «Клоуны»; С. Майкапар «Музыкальная шкатулочка»; Г. Свиридов «Музыкальный ящик».

Пение

Первый квартал.

Попевки «Здравствуйте», «До свидания» Е. Арсениной; песни «Паровоз» (сл. Т. Волгиной, муз. Г. Эрнестакса); русские народные песни «На зеленом лугу», «Ходила младешенька», «Петрушка», «Гармошка», «Скок, скок, поскок», «Дон-дон»; «Осень пришла» (сл. Е. Авдиенко, муз. В. Герчик); «Скворушка прощается» (сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко); «К нам гости пришли» (сл. М. Ивенсен, муз. Ан. Александрова); польская народная песня «Веселей, хоровод», попевка-упражнение «Хорошо поем».

Второй квартал.

Детская прибаутка «Улитка»; русские народные песни «Баю, баю», «Звонкая песенка», «Как на тоненький ледок»; песни «Колыбельная» (сл. А. Шибицкой, муз. В. Агафонникова); «Голубые санки» (сл. М. Клоковой, муз. М. Иорданского); попевка «Часы» Е. Тиличеевой; «Что нам нравится зимой» (сл. Л. Некрасовой, муз. Е. Тиличеевой); «К нам прходит Новый год» (сл. З. Петровой, муз. В. Герчик); песня «Елочка» (сл. Р. Кудашевой, муз. Л. Бекман); «Пешком шагали мышки» (сл. В. Приходько); «Молодой моряк в матроске» (сл. О. Григорьева, муз. А. Арутюнова); «Белые кораблики» (сл. Л. Яхнина, муз. В. Шаинского); упражнения «Хорошо поем», «Гудки паровоза», «Паровоз гудит», «Такие разные ребята».

Третий квартал.

Словацкая народная песня «Белка пела и плясала»; «Солнце улыбается» (сл. Л. Некрасовой, муз. Е. Тиличеевой); русские народные песни «Гуси летят», «Я гуляю», «Зеленейся, зеленейся»; «Веселые мышата» (сл. С. Могилевской, муз. Т. Яровцевой); «Про лягушек и комара» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко); «Спят деревья на опушке» (сл. И. Черницкой, муз. М. Иорданского); «О чем мечтает мышонок» (сл. С. Борщевского, муз. В. Шаповаленко); «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева); моравская народная песня «Люди работают»; «По солнышку» (сл. Н. Найденовой, муз. Н. Преображенского).

Музыкально-ритмические движения

Первый квартал.

Упражнения «Такой разный марш» под музыку Д. Кабалевского «Походный марш»; «Ходим – бегаем» под музыку Ф. Надененко; «Пружинки» под русскую народную мелодию «Ах, вы, сени» в обработке Т. Ломовой; с платочками под музыку Т. Ломовой; «Прыг-скок» под музыку П. И. Чайковского (отрывок из балета «Лебединое озеро»); «Ускоряй–замедляй» под музыку Т. Ломовой, упражнение на музыку С. Майкапара «Росинки».

Второй квартал.

Упражнения «Ходим» под музыку В. Щербицкого (отрывок из пьесы «Куранты»); «Хоровод» под русскую народную мелодию в обработке Т. Ломовой; «Мальчики пляшут», «Девочки пляшут», «Дети пляшут» под музыку И. Арсеева; «Бегаем–прыгаем» под музыку И. Гуммеля «Экосез»; «Мы – матросы» под музыку Э. Сигмейстера «Марш и песенка матросов»; «Ветер и ветерок» под музыку Л. Бетховена «Лендлер».

Третий квартал.

Марш под музыку Е. Тиличеевой; упражнения «Прогулка» под музыку Л. Шитте «Этюд», «Шаги–хлопки» под музыку «Венгерская мелодия», «Слушай – бегай» на мелодию песни «Если добрый ты»; упражнения со скакалкой под музыку А. Петрова «Скакалки».

Игры, инсценировки

Первый квартал.


Занятие 19

Занятие 19

Цели: учить играть на металлофоне, петь в других тональностях; повторить ранее изученный песенный репертуар; развивать умение воспринимать музыку жизнерадостного, танцевального характера; познакомить с движениями парного танца – польки.

Атрибуты, оборудование, репертуар: музыка П. И. Чайковского; русские народные песни «Скок, скок, поскок», «К нам гости пришли»; «Полька» Н. Леви; игра «Вспомни песенку»; карточки.

Ход занятия

1. Музыкально-ритмические движения.

2. Попевка-приветствие. Упражнение-песня для развития голоса.

Звучит приветственная попевка «Здравствуйте». Педагог играет на металлофоне народную попевку «Скок, скок, поскок», дети угадывают, поют без музыкального сопровождения. Затем пытаются спеть вместе с педагогом в тональностях: ре-мажор, ми-мажор. По одному учатся играть на металлофоне в основной тональности – до-мажор.

3. Дидактическая игра «Вспомни песенку».

Перед детьми карточки с картинками о содержании знакомых детям песен. Например, на одной из них изображен Петрушка (народная венгерская песня «Петрушка»), на другой – мальчик на лужайке играет на дудочке (украинская народная песня «На зеленом лугу»), на третьей – скворец на ветке дерева рядом со скворечней («Скворушка прощается») и т. д. Вспомнив знакомые песни, по выбору исполняют одну из них.

4. Пение.

В песне (с солистами) «К нам гости пришли» дети двигаются в соответствии с текстом. В заключительной части пляшут, выполняя знакомые движения: пружинку, поскоки, шаг с притопом. Все движения выполняются самостоятельно, без подсказки взрослого, ритмично, в такт музыке.

5. Слушание. Ознакомление с танцем.

Дети знакомятся с «Полькой» Н. Леви. Определяют ее танцевальный характер. Называют движения, соответствующие характеру музыки. Слушают еще раз, хлопками отмечая повторения мелодии, замечают вступление.

Разучиваются движения танца. Взявшись за руки крест-накрест, дети встают попарно по кругу. Начав движение с правой ноги, делают три раза поскоки, четыре легких беговых шага, два поскока и останавливаются лицом друг другу. Делают хлопки, обегают друг друга, снова хлопки. Ставят руки на пояс и пятью шагами поворачиваются на месте: девочки через правое плечо, мальчики – через левое. Движения повторяются.

6. Заключительная часть.

Дети прощаются с педагогом попевкой «До свидания», под музыку Н. Леви спокойным, свободным шагом, парами выходят из зала.


Занятие 20

Занятие 20
Сказка осеннего леса
(тематическое занятие)

Цели: развивать творческое воображение; внимание и наблюдательность; знакомить с произведениями устного народного творчества – пословицами, прибаутками, попевками; повторить ранее изученный песенный репертуар.

Атрибуты, оборудование, репертуар: аудиозапись плясовой мелодии в исполнении оркестра (ансамбля) русских народных инструментов; шапочка, хвост, варежки сказочных персонажей – зайца, волка; три небольшие корзины с желудями, шишками, осенними листьями; бутафорские рябина с плодами, пень; божья коровка; небольшой стол; стул; музыкально-шумовые инструменты.

Рекомендации: занятие проводится во второй половине дня, желательно в ненастную, дождливую погоду. Рядом с фортепиано стул и детский стол, на котором три корзины с желудями, шишками и настоящими осенними листьями. Тут же лежат листья, вырезанные из цветного картона. На стуле – шапочка, хвост, варежки сказочных персонажей. У стены стоит рябина. На дереве прикреплена божья коровка. В стороне – небольшой пень.

Заранее проводится репетиция с детьми, которые должны изображать сказочных персонажей. В основном уделяется внимание мимике, жестам, движениям. Занятие проводится во второй половине дня.

Ход мероприятия

– Ребята, приглашаю вас совершить небольшую прогулку в лес. (Уже темнеет, погода не располагает к прогулке, да и лес находится не близко.)

– Для прогулки понадобятся только две вещи: ваше желание и воображение. Если с этим все в порядке, то можно отправляться в музыкальный зал.

Звучит запись плясовой мелодии.

– Ну вот мы и добрались. Как вам лес? (Видя на лицах детей некоторое разочарование, предлагает включить свое воображение.) Для каждого из вас, ребята, он разный, и это понятно, потому что воображение у всех не может быть одинаковым.

Подходит к столу, взяв листья из картона с липучкой на обратной стороне, крепит их к стене. Дети помогают.

– Я вижу перед собой лесную опушку. (Описывает свои фантазии.)

– Ребята, а какой он, ваш лес? (Дети вовлекаются в игру. Они делятся своими впечатлениями.) Здесь даже эхо есть, как в самом настоящем лесу.

Педагог поет знакомую детям песню «Эхо» (сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой). Дети, повторяя, тихо поют: «Ау!», имитируя эхо. Педагог рассыпает по полу содержимое корзины.

– Посмотрите, ребята, как красив лес в осеннее время года. Не пожалела осень красок. (Показывает на гроздь рябины.) Красный… (поднимает с пола лист), бордовый…

Игра «Какого цвета осень».

Одни дети показывают на желудь и называют зеленый цвет. Другие, подняв шишку с пола, замечают ее коричневый цвет, кто-то показывает желтый лист.

Слышится голос кукушки (в записи).

– Чей голос вы слышите? (Голос кукушки.)

Дети исполняют песню «Кукушка» (сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой).

Педагог играет начало песни.

– Сыграйте на металлофоне скачки терции на слоги «ку-ку».

– Ой, ребята, заяц! (Где, где?) Ой, убежал. Вот здесь, под рябиной, сидел. Как жаль, что вы не заметили.

Наш осенний, милый лес

Полон сказок и чудес.

Под листом и под кустом,

Может, спрятан чей-то дом.

– Оглянитесь вокруг себя, может быть, и вам посчастливится с кем-нибудь встретиться. (Подводит детей к рябине. Те, наконец, замечают на ее стволе божью коровку. Подходят ближе, рассматривают. Пытаются взять в руки. Педагог напоминает детям, что они гости и не должны вмешиваться в жизнь обитателей леса и причинять им какие-либо неудобства. Рассказывает детям о том, что раньше по поведению насекомого гадали, какая погода ожидается. Напевает:

Божья коровка, черная головка,

Полетай за море! Там тепленько,

Здесь холодненько.

– Замечали: если жучок полетит – к теплу, а если нет – погода не изменится. Если же божья коровка поползет, то будет ненастье.

– Ребята, какие еще животные водятся в лесах? (Дети перечисляют зверей, птиц, насекомых.)

Ритмическая игра «Веселый дятел».

Раздается стук дятла.

– Слышите? Кто может издавать такие звуки? (Это птица. Дятел.)

– Кто из вас может повторить этот звук?

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.