Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов

Есть на складе
176 руб.
-10%
158,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 3404
Авторы-составители Горшкова И. Б. и др.
Издательство Учитель, 2014
Серия В помощь библиотекарю
ISBN 978-5-7057-2526-7
Страниц 254
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705725267
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 10 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 192 г
Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью образовательного процесса и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.
В пособии представлены тематический план и разработки занятий, направленные на формирование у школьников 5-6 классов универсальных учебных действий, информационной грамотности: обучение рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы, а также развитие умений искать, анализировать и правильно применять найденную информацию.
Предназначено школьным библиотекарям; полезно педагогам дополнительного образования и классным руководителям. Материалы пособия будут интересны учащимся средних классов и широкому кругу читателей.

Подробное описание

Введение

Информационная грамотность – это способность найти, отобрать, систематизировать и проанализировать информацию. Формирование информационной грамотности учащихся – актуальная задача образовательного процесса. Динамичность процесса информатизации общества, новая программа образования актуализируют значение специальной информационной подготовки учащихся. Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной деятельности с учащимися имеются большие возможности для формирования у них информационной культуры, для развития школьников как творческих читателей.

Представленная в пособии программа «Основы информационной грамотности школьника» для учащихся 5–6 классов направлена на решение задач по формированию у подростков основ информационной культуры и включает в себя тематическое планирование, основательное и продуманное содержание, разработки занятий с исчерпывающим теоретическим материалом и подробным списком литературы.

Реализация программы в образовательном учреждении поможет дать учащимся знания, умения и навыки в работе с тиражированными документами. Учащиеся познакомятся с историей возникновения письменности и книгопечатания, научатся работать с энциклопедиями, словарями и справочниками, смогут не заблудиться в каталогах и правильно составить библиографическое описание в списке использованной литературы.

Пособие создано в помощь школьным библиотекарям, может быть полезно учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования и классным руководителям. Материалы пособия будут интересны учащимся средних и старших классов, а также широкому кругу читателей.

Содержание

Введение    3

И. Б. Горшкова

Пояснительная записка    4

Тематический план    7

Содержание программы    10

Разработки занятий    19

Занятие 1. Введение    19

Тема 1. История возникновения письменности    21

Занятия 2–3. Материалы для письма в древности    21

Занятие 4. Возникновение письменности    34

Занятие 5. Письменность древних народов    38

Занятие 6. Происхождение и развитие алфавита    43

Занятие 7. Вклад Кирилла и Мефодия  в развитие письмен-
ности древних славян    47

Занятие 8. Виды древнерусского письма    52

Занятие 9. Возникновение и распространение письменности (обобщающее)    56

Тема 2. История появления библиотек    58

Занятие 10. История древнейших библиотек    58

Занятие 11. Книжные собрания Древней Руси    66

Занятие 12. История библиотек (обобщающее)    73

Тема 3. История развития книгопечатания    74

Занятие 13. Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоган-
на Гутенберга    74

Занятие 14. Начало книгопечатания на Руси. Жизнь и деятель-ность Ивана Федорова и Петра Мстиславца    80

Занятие 15. Книгопечатание в настоящее время    87

Занятие 16. История развития книгопечатания (обобщающее)    91

Занятие 17. История возникновения письменности, история появления библиотек, развитие книгопечатания (обобщающее)    93

Г. В. Ежкова

Тема 4. Книга как предмет искусства    98

Занятие 18. Искусство художественного оформления книги    98

Занятие 19. Современное понимание искусства книги    105

Занятие 20. Издательское оформление книги    109

Занятие 21. Художники-иллюстраторы детских книг    112

Занятие 22. Экслибрис – маленький книжный знак    119

Занятия 23–24. Экслибрис для школьной библиотеки    122

Занятие 25. Книга как предмет искусства (обобщающее)    122

И. Б. Горшкова

Тема 5. Бережное отношение к книге    126

Занятие 26. Правила обращения с книгами    126

Занятия 27–29. Ремонт книг    129

Занятие 30. Изготовление книги своими руками    132

Тема 6. Современные способы передачи и хранения ин-формации    133

Занятие 31. Информация. Источники и приемники информа-
ции. Способы получения информации    133

Занятие 32. Информационные процессы    136

Занятие 33. Современные способы хранения и переработки информации (обобщающее)    139

Л. Н. Захарова

Тема 7. Справочный аппарат книги    141

Занятие 34. Титульный лист    141

Занятия 35–36. Научно-справочный аппарат книги    144

Занятие 37. Справочный аппарат книги (обобщающее)    150

И. Б. Горшкова

Тема 8. Библиотека – информационный центр школы    152

Занятие 38. Расширение представлений о библиотеке    152

Занятие 39. Алфавитный каталог    158

Занятие 40. Систематический каталог    162

Занятие 41. Расстановка фондов в школьной библиотеке    165

Занятие 42. Поиск литературы в фонде (практическое)    167

Занятие 43. Книги о природе и технике    169

Занятие 44. Книги об искусстве    171

Занятие 45. Библиотека информационный центр школы
(обобщающее)    175

Тема 9. Периодические издания в школьной библиотеке    177

Занятие 46. Периодические издания. Газеты    177

Занятие 47. Периодические издания. Журналы    179

Занятие 48. Периодические издания в школьной библиотеке (обобщающее)    185

Тема 10. Основные формы работы с книгой    187

Занятие 49. Библиографическая запись    187

Занятие 50. Оформление библиографической записи (практи-ческое)    189

Занятие 51. Как читать книги    190

Занятие 52. Сравнение переводов одного произведения. Раз-витие навыков творческого чтения    193

Занятие 53. Записи о прочитанном. Дневник чтения    199

Занятие 54. Дневник чтения по любимой книге    200

Занятие 55. Выставка дневников чтения    201

Тема 11. Справочные издания    201

Занятие 56. Справочный фонд библиотеки    201

Занятие 57. Владимир Иванович Даль: медик, лексикограф, писатель    204

Занятие 58. Словари    209

Занятие 59. Словари (практическое)    214

Занятие 60. Поиск информации в отраслевых энциклопеди-
ческих словарях (практическое)    217

Занятие 61. Справочники    220

Занятие 62. Энциклопедии    222

Занятие 63. Поиск информации в универсальных энциклопе-диях (практическое)    226

Занятие 64. Справочные издания (обобщающее)    231

Занятие 65. Основы информационной грамотности учащихся (итоговое)    235

Литература    244

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос