В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет

  • Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет — интернет-магазин УчМаг
Снято с продажи
Отзывы
Код: 850е 0.51342550
Издательство: Паритет, 2010
ISBN: 978-5-93437-279-9
Страниц: 112
УДК: 373
Штрихкод: 9785934372799
Размеры (Ш x В x Т): 195 x 255 x 6 (мм)
Переплёт: твёрдая
Вес: 223 г
Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, рекомендованных "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: "Пузырь, Соломинка и Лапоть", "Лиса и кувшин", "Мужик и медведь", "Заяц-хваста", "Смоляной бычок", "Гуси-лебеди".
По каждой сказке составлены пять занятий: слушаем, рассказываем, показываем, читаем и рисуем сказку. Занятия сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий.
Задания, игры, упражнения соответствуют основным разделам дошкольного обучения. Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам детских дошкольных учреждений. Многие занятия могут провести и родители, стремящиеся к всестороннему развитию своих малышей.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ


Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувстви­тельно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборота­ми и художественно верными природе описаниями».

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побужда­ет юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказ­ки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приоб­щается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о жи­вотных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душев­ных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной от­зывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помо­щью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами доб­ра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой по­беде долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рас­сказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитыва­ются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, на­стойчивость в достижении поставленной цели.

Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного вос­питания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.

Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые ино­гда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, автор этой книги предлагает использовать русскую народную сказку еще с одной целью — учебно-развивающей. Обыгрывая люби­мые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе.

Конспекты занятий по сказкам, приведенные в книге, послужат педагогам, гувернерам и родителям основой для обучающих и развивающих занятий с деть­ми среднего дошкольного возраста.

В книге приводятся конспекты занятий по шести русским народным сказкам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди». Эти сказки значительно различаются и по продолжительности, и по сюжетным линиям — есть среди них сказки о животных, наделенных человеческими качествами; сказки-новеллы и волшебные сказки.

Морально-этические проблемы в этих произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Такие сказки пробуждают в ребен­ке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слу­шателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление собы­тий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок дол­жен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизирован­ной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вжива­ются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность разви­ваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают ре­чевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста — воспи­тание правильного звукопроизношения, поэтому в игровые задания включено большое количество динамических артикуляционных упражнений. Выполняя их, ребенок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой. Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения.

В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расшире­ние представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знания­ми о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Вы­полняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Ма­лыши тренируются по образцу, данному взрослым, составлять сложносочинен­ные и сложноподчиненные предложения.

На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету. Поначалу юные математики пересчитывают и сравнивают количество однородных предметов (например: «один, два, три — всего три кубика»), затем считают разнородные предметы (например: «ку­бик, мячик, кукла, машинка — всего четыре игрушки»).

Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки дошкольника к письму. От конструирования из счетных палочек дети переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисунка. Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок должен каждый раз сосчитать количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это закрепит навыки счета и поможет малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плос­кости листа.

В ходе изобразительной деятельности дети не только рисуют и раскрашива­ют, но и называют разные геометрические фигуры, сравнивая их между собой по форме, цвету и величине.

Для того чтобы научиться читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В «сказочные» занятия включены разнообразные дидактические игры для совершенствования этих психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Чьи следы?», «Чем отличаются?», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен», «„Волшебный" барабанчик» и многие другие.

Когда слуховое внимание сформируется хорошо, приступают к развитию фо­нематического слуха, то есть умения различать на слух все звуки речи. Детей 4-5 лет учат определять первый и последний звук в слове, наличие в слове того или иного звука и его положение (в начале, в конце или в середине слова). Когда малыши научатся безошибочно различать речевые звуки, начинается новый этап — знакомство с буквами. Важно помнить, что звуки — это то, что мы слышим и говорим; а буквы, являющиеся символами звуков, мы видим и пишем. В процессе занятий, проводимых в игровой форме, у дошкольников постепенно сформируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответствующим звуком.

Подготовка к обучению чтению также предусматривает необходимость восприятия ритмической основы слова: умение делить его на отдельные слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов. Этой обучающей задаче служат игровые упражнения с «волшебным» барабанчиком.

Таким образом, знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.

Комментарий для родителей

Предложенные в книге занятия для детей среднего дошкольного возраста рассчитаны в основном на проведение в детском дошкольном учреждении, но мо­гут быть использованы родителями и гувернерами в домашних условиях. В этом случае естественны некоторые незначительные изменения в ходе занятий. Так, например, пересказ становится не коллективным, а индивидуальным и выпол­няется одним ребенком (это не исключает возможности некоторой помощи со стороны взрослого).

Инсценировка сказки также проводится силами взрослого и ребенка. При этом взрослый берет на себя роль декоратора, говорит за автора, а также исполняет часть ролей, если в сказке много персонажей. Если в сказке всего два героя, то малышу следует предложить роль главного героя или он может попробовать говорить на разные голоса, действуя сразу за обоих персонажей сказки.

Хочется также напомнить родителям, что, перед тем как предложить ребен­ку выполнить какое-либо учебно-игровое задание, необходимо его подробно объ­яснить и попросить малыша самого повторить задание, чтобы убедиться, что он понял. Не следует огорчаться, если у ребенка что-то не получилось сразу. В этом случае взрослому нужно самому начать делать оказавшееся сложным для ма­лыша упражнение. Показав ребенку ход выполнения задания, взрослый сможет заинтересовать маленького ученика, а затем постепенно предоставить ему для самостоятельного завершения.

Продолжительность занятий для ребенка 4-5 лет может быть около 20-30 ми­нут, в зависимости от утомляемости вашего малыша. Если ребенок устал и поте­рял интерес, занятие необходимо отложить и вернуться к упражнениям в другой раз, на «свежую голову». И самое главное: взрослому необходимо как можно ча­ще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи. Помните, что занятия, пусть иг­ровые, для ребенка дошкольного возраста — нелегкий труд.

Содержание

Предисловие    3

ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ    9

ЛИСА И КУВШИН     25

МУЖИК И МЕДВЕДЬ    41

ЗАЯЦ-ХВАСТА    58

СМОЛЯНОЙ БЫЧОК    74

ГУСИ-ЛЕБЕДИ    91

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос