Три ступеньки школьной жизни. Из серии "Деятельность классного руководителя".

Снято с продажи
Код 7104
Авторы Гречихина Н.Б., Пунчик В.Н.
Издательство Красико-Принт, 2009
ISBN 978-985-405-527-5
Страниц 128
УДК 373.1.02(072)
Штрихкод 9789854055275
Размеры (Ш x В x Т) 135 x 200 x 6 (мм)
Вес 86 г
В пособии раскрыты методические аспекты процесса адаптации на трех ступенях общеобразовательной школы: в первом, пятом и десятом классах. Широко представлены различные формы, методы и средства практической работы в этой области: работа с учащимися, педагогическим коллективом, администрацией учреждения, родителями. Представленные диагностические материалы позволяют выявить особенности протекания адаптационного периода у учащихся.
Издание адресовано учителям, классным руководителям, социальным педагогам, психологам, организаторам детского досуга, студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к его целостной личности, и прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

Адаптация - одно из центральных понятий биологии. Значение этого слова предполагает приспособление организма к условиям среды. Под адаптацией к учебному заведению чаще всего понимают:

а)    физиологическую адаптацию — приспособление функций организма к новым условиям (новый режим);

б)    социально-психологическую адаптацию — приспособление к учебной деятельности, к новым отношениям с учителями и ровесниками.

При нормальном протекании процесса адаптации возникает синдром адаптации, в развитии которого выделяют 3 стадии:

- стадия тревоги — продолжается от нескольких часов до двух суток и включает фазы шока и противотока; на последней про­исходит мобилизация защитных реакций организма;

- стадия сопротивляемости — характерна повышением устойчивости организма к различным воздействиям;

- стадия стабилизации состояния.

Но если стрессоры - неблагоприятные воздействия — значи­тельны по силе и продолжительности, то может возникнуть син­дром дезадаптации, последняя стадия которого характеризуется истощением организма, возникновением психосоматических заболеваний.

Исходя из этого, можно еще раз подчеркнуть важность про­цесса адаптации. В настоящее же время большое внимание уде­ляется практической работе в этой области (работе с учащими­ся, педагогическим коллективом, администрацией учреждения, родителями). Ведь школа — это совершенно новая жизнь для ребенка, который раньше до этого не сталкивался с какой-либо формой регламентации своего существования, своих игр. Шко­ла, даже если обучение в ней строить, как рекомендуют психоло­ги, в игровой форме, тем не менее по сути своей уже некоторая регламентация, ограничения, обязательность дисциплины. Все это требует очень сильной психологической перестройки, пере­стройки деятельности. Поэтому проблема адаптации детей к школе, особенно в первом классе, представляющем для них наи­более трудный период, — одна из самых серьезных.

Существует три переломных момента, которые ребенок про­ходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и пере­ход из средней в старшую (10 класс). В литературе по данному вопросу основное внимание уделяется преимущественно пер­воклассникам, однако нам представляется важным поговорить обо всех.

Содержание

Предисловие    3

Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся первого класса общеобразовательной школы    5

Общая характеристика возраста. Особенности протекания адаптационного процесса     5

Психологическая готовность детей к школьному обучению, способы ее диагностики    24

Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся пятого класса общеобразовательной школы    75

Методики исследования личности пятиклассников    81

Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся десятого класса общеобразовательной школы    118

Особенности адаптации учащихся в старшей школе    118

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос