Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы

Есть на складе
117 руб.
-10%
105,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 884к
Авторы-составители Емцева Т. А.
Издательство Учитель, 2011
Серия Руководителю ДОУ
ISBN 978-5-7057-2319-5
Страниц 141
УДК 373.2
Штрихкод 9785705723195
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 102 г
В пособии раскрывается комплексный подход к организации образовательно-воспитательного процесса, объединяющий деятельность специалистов (воспитателей, логопеда, дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей) на этапах диагностики особенностей развития ребенка, планирования и разработки содержания занятий с детьми, имеющими нарушения в развитии. Даются практические рекомендации по вопросам консультирования родителей и повышения мастерства педагогов в детском саду комбинированного вида.
Предназначено руководителям всех видов дошкольных учреждений, старшим воспитателям, методистам.

Подробное описание

Введение


Если человек загадывает на год – он сеет хлеб. Если человек
загадывает на десятилетие – он сажает дерево.
А если человек загадывает на века – он воспитывает детей.

Старинная японская мудрость


Экологическое, социальное, психологическое напряжение современного мира, в том числе наиболее острых социально-педагогических проблем, выдвинуло проблему экологии детства.

Предметом острой общественной тревоги становится резкое ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Учёные и практики отмечают в настоящее время увеличение числа детей со сложной структурой дефектов, когда нарушения речевого или интеллектуального развития сопровождаются отклонениями в развитии зрительного или слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата, что затрудняет обучение и воспитание, делает сложным процесс формирования личности. Поэтому особо остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватного метода коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Чем раньше будет начата коррекционная работа
с детьми, тем меньше затруднений возникнет в их двигательном, речевом, интеллектуальном развитии.

У специалистов нет сомнения в том, что помогать ребенку с отклонениями в развитии, в том числе минимальными, следует с первых месяцев жизни, – это связано с наиболее интенсивным темпом развития детского мозга в этот период. Интересно, что в первые 2 года жизни закладываются основы психической деятельности ребенка, интенсивно развиваются моторика, речь. Именно в этот период в процессе общения с окружающим происходит так называемое первичное обучение, которое и является фундаментом дальнейшего психологического развития.

Исследователями А. Р. Лурия (1963 г.), Л. А. Рожковой (1996 г.) выявлена у детей с дефектами речи, слуха, зрения общая закономерность нарушения развития: отклонение от нормы функционирования и взаимодействия трёх основных систем мозга – анализирующей, активизирующей и регулирующей. Вместе с тем выявлены специфические особенности интегративной деятельности мозга в группах детей с сенсорными нарушениями, ЗПР и ОНР. У детей с ОНР отмечены нарушения формирования функциональной специализации полушария мозга: на ранних этапах развития речи ведущая роль принадлежит правому полушарию; в формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств – левому полушарию.

Что же такое коррекция? По определению Б. К. Тупоногова (ИКП РАО) [21]*1, это система специального обучения и воспитания детей с различными нарушениями. В то же время коррекция – понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии речи, зрения ребенка, является основой, органическим стержнем всей образовательно-воспитательной работы в системе специальных групп и учреждений.

Учёными определено, что в процессе коррекционного воздействия обучение должно идти впереди развития и строиться не только на завершенных циклах развития, а, прежде всего, на тех психических и физических функциях, которые ещё не созрели. Опираясь на учение Л. С. Выготского (1956 г.), можно сделать вывод, который важен в коррекционной работе: «обучение, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают (и это главное), двигают развитие вперед».

В. С. Леднёвым была предложена схема соотношения всех коррекционных компонентов: обучения, воспитания, развития (см. рис. ниже) [11].

Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно-образовательного процесса в специализированных ДОУ и группах.

В то же время коррекция, как социальная система, имеет выход на среду, так как ребенок существует не изолированно, а в конкретных социальных условиях, которые также определяют и необходимость социальной защиты детей с различными отклонениями. Организация такой работы в ДОУ комбинированного вида требует от руководителя учреждения специальных знаний как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с нарушениями зрения и речи.

Ранняя коррекция, педагогическая в особенности, поможет избежать в дальнейшем многочисленных неудач в жизни ребёнка, особенно в школьном обучении. Совместное воспитание в образовательных учреждениях общего типа детей с отклонениями в речевом развитии и со зрительной патологией и нормально развивающихся – это уже давно опробованная схема работы дошкольных учреждений комбинированного вида. Она позволяет решать проблемы выбора адекватных и эффективных форм педагогического и медицинского воздействия, которые отвечают интересам как неординарного ребёнка, так и его семьи


* Здесь и далее цифры в квадратных скобках обозначают порядковый номер цитируемой работы по списку литературы, размещенному в конце пособия, – см. с. 137–139.

Содержание

Введение    3

Опыт организации психолого-медико-педагогической работы в ДОУ    7

Основные цели и задачи организации коррекционной работы в ДОУ    7

Модель организации психолого-медико-коррекционной работы в ДОУ    24

Планирование    25

Перспективный план работы социально-психологической службы дошкольного учреждения    25

перспективный план коррекционно-педагогической работы с детьми    28

план работы медико-педагогического консилиума    36

Содержание заседаний методического объединения дефектологов на_____учебный год    38

План-концепция работы методического объединения дефектологов ДОУ на_____учебный год     40

Примерный учебный план совместной деятельности воспитателей и детей МДОУ _________ на _______ учебный год    42

Индивидуальный план занятий Дениса В. (подготовительная группа) – вторник    44

Перспективный план совместной работы специалистов, работающих с детьми в логопедической (старшей) группе с ОНР    45

Перспективный план совместной работы специалистов, работающих с детьми в логопедической (подготовительной) группе с ОНР    47

И. Ю. Гетманская. Перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога на __________ учебный год    50

И. Ю. Гетманская. Перспективный план взаимодействия специалистов по разделам коррекционной работы    54

Содержание деятельности педагога-психолога    63

Приложение. Диагностика психомоторного развития детей от 2 до 7 лет    65

Планирование и содержание деятельности учителя-логопеда    68

Н. И. Сидорчук. Тематический календарный план взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами    68

Н. И. Сидорчук. Перспективное планирование работы по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня в старшей логопедической группе    76

Перспективное тематическое планирование логопедических занятий в средней группе    92

Консультация логопеда для педагогов. Тема «Диагностика речевого развития детей-дошкольников»    112

Консультация логопеда для родителей. Тема «Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»    113

Логоритмическое занятие в старшей логопедической группе. тема «Встреча перелетных птиц»    115

Логоритмическое занятие «Кем быть»    119

Семинар-практикум «Сенсорное развитие. Организация работы с детьми, имеющими нарушения зрения»    123

Приложения    129

Приложение 1. Примерное положение об интегрированной группе по зрению    129

Приложение 2. Оборудование и методическое оснащение в плеопто-ортоптическом кабинете    131

Приложение 3. Примерная должностная инструкция медицинской сестры-ортоптистки    132

Литература    137

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос