В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?
Введение
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие – кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желание не всегда осуществляется.
Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, родители склонны видеть её в плохом влиянии сверстников, улицы, в том, что были с ребёнком недостаточно строги, мало наказывали
и т. п. А иногда видимой причины вроде бы и вообще не было. Дело в том, что нравственное становление личности происходит под влиянием самых разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений, и собственной практической деятельности человека,
и много другого.
У ребёнка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень этот – отношение к другим людям: когда переживание ребёнком острого чувства жалости при виде страданий другого побуждает его к оказанию помощи, а жгучее чувство стыда перед окружающими за совершённый им нечестный поступок заставляет раскаяться в нём, удерживает от повторения подобного поступка.
Для нормальной, благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы, сопереживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы
на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребёнку, их забота о нём вызывают
у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребёнок окружён любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищённости, чувство эмоционального благополучия. В противном случае нередко растёт отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.
Достаточно типичной является следующая ценность – собственного «Я». Всё это делает его открытым добру, положительным влияниям.
Современная семья утратила многие из старых добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Это относится, в первую очередь, к городской семье, живущей изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями в играх и на праздниках не обеспечивает должной адаптации к социуму, не позволяет ребёнку накопить опыт социальных ролей.
Ситуация:
– Мама, почитай мне сказку, – просит больной малыш, лёжа в постели.
– Ты сам хорошо читаешь. Скоро шесть лет тебе исполнится.
– Тебе всегда некогда. Хорошо ребятам, у которых бабушки есть. Они не только книжки читают, но и сказки рассказывают.
Ребёнок расплакался ещё сильнее, расстроилась и мать.
На следующий день она рассказала об этом случае коллегам. Оказалось, что они тоже не могли точно вспомнить, когда в последний раз читали своим детям книжки. А одна пожилая сотрудница задумчиво произнесла:
– А ведь детям ещё и колыбельные петь надо... (Батури-
на Г. Л.)
Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения на полную неделю. Но, как известно, это не может заменить ребёнку семейный уют, родительскую любовь, тепло домашнего очага. Нетрудно предсказать результаты такого воспитания: эгоизм, душевная чёрствость, искажённая система ценностей. При таком воспитании утрачивается «нить родства» и взаимопонимание. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых больше объединяют общие стены, чем родственные чувства.
Нередко молодая семья отказывается от помощи бабушек
и дедушек. И напрасно! Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке. Не забудутся малышу эти сказки, если нет-нет да и скажет бабушка: «Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, красивая, как Василиса». Заметив грязь на полу, бабушка скажет со вздохом «...не достанется тебе хорошего жениха, раз углы в комнате не метены – а это верная примета». И внучка уже бежит за веником. А если в доме много грязной посуды, то вновь от бабушки слышится... «Учти, муж будет рябой, если посуда долго лежит немытая». Глядишь –
и нет грязной посуды. Вот и сняты проблемы, с которыми сталкиваются многие родители, безуспешно применяя различные методы наказания и поощрения. Конечно, многое зависит от отношений, которые складываются в семье. Они во многом определяют будущее ребёнка. Как бы ни велика была любовь бабушек и дедушек к своим внукам, они должны всегда помнить
об обязательном приобщении ребёнка к посильному труду, необходимому для других и для себя самого, т. е. о включении ребёнка в реальную жизнь.
В последние годы оправдана направленность педагогики
на возрождение интересов к глубинным истокам воспитания и народной культуры. При этом в основе лежит не повторение того, что сказал воспитатель, родители, а последовательное освоение секретов любого дела от «смотри, как это красиво и добротно сделано», через «помоги мне это сделать», «давай сделаем вместе», «у тебя хорошо получается»... Только такой подход
к воспитанию и обучению, сложившийся исстари, помог сохранить секреты народной вышивки, росписи и др.
Эффективность действия средств народной педагогики в семье определяется следующими педагогическими условиями:
– каждая семья, независимо от структуры и состава, должна создавать и развивать свои традиции;
– семья не должна существовать изолированно. Для правильного воспитания детей нужно создавать специальный круг семейных знакомств по принципу дружбы семей и дружбы
по интересам;
– дети в семье должны выполнять определенную посильную, но нужную для всех членов работу;
– в семье должна существовать система правил и норм: поведения, общения, деятельности каждого её члена;
– семья должна способствовать участию детей в общественных видах труда, в помощи другим семьям и детям;
– семья должна постоянно интересоваться успехами ребёнка, знать круг его общения, друзей;
– в семье нужно постоянно обращаться к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т. д.
Оказать помощь современной семье в правильной организации воспитания ребёнка – задача педагогов-профессионалов, воспитателей, психологов. Чем квалифицированнее будет помощь семье со стороны детского сада, тем теснее будет это содружество, эффективнее результат.
Введение 3
И. А. Жёлтикова, педагог-психолог высшей квалиф. категории
«Творческие гостиные» – модель взаимодействия «роди-тель – ребенок – педагог» 7
Встреча первая «Мое солнышко» 13
Встреча вторая «В гостях у Ёжика» 16
Встреча третья «Зимняя сказка» 20
Встреча четвертая «Мои ручки» 23
Встреча пятая «В гости к нам пришли игрушки» 27
Встреча шестая «Моя мама лучше всех» 32
В. Е. Лампман
Народные праздники – средство формирования детско-взрослой нравственной общности 39
Совместные музыкально-театрализованные представле-ния с участием педагогов, родителей и воспитанников ДОУ 56
В. Е. Лампман, Н. С. Иванова
Музыкально-театрализованное представление по русской на-родной сказке «Гуси-лебеди» 56
В. Е. Лампман, Н. С. Иванова
Музыкально-театрализованное представление по русской на-родной сказке «Крошечка-Хаврошечка» 68
В. Е. Лампман, Н. С. Иванова
Музыкально-театрализованное представление-ярмарка «Делу вре-мя, потехе час!» 79
В. Е. Лампман, Н. С. Иванова
Музыкально-театрализованное представление по сказке «12 ме-сяцев» 86
В. Е. Лампман
Музыкально-театрализованное представление по сказке «Сне-гурочка» 102
В. Е. Лампман
Консультация для родителей 110
Тема: Все начинается с колыбельных песен, потешек, сказок… 110
Встречи в семейном клубе 121
Тема: Роль игры в формировании личности ребенка 121
С. М. Бобровский
Тема: У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем 129
Литература 136
Пришлите нам ссылку на этот товар в другом магазине, ответ поступит на указанный вами e‑mail.