Семейный воскресный абонемент. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Есть на складе
262 руб.
-10%
235,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4011г
Авторы-составители Додокина Н.В.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь педагогу ДОО
ISBN 978-5-7057-5173-0
Страниц 159
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705751730
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 111 г
Пособие представляет семейный воскресный абонемент - одну из форм совместной культурно-досуговой деятельности, объединяющей семьи с детьми дошкольного и школьного возраста, педагогов дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, детских школ искусств, специалистов музеев.
В пособии собран богатый практический материал из опыта работы дошкольных организаций г. Фролово Волгоградской области (сценарии семейных воскресных абонементов, игровые программы), позволяющий увидеть механизм развития взаимодействия детского сада, семьи и организаций дополнительного образования, учреждений культуры и искусства и обнаружить его эффективность.
Издание адресовано педагогам ДОО, педагогам дополнительного образования, родителям, специалистам учреждений культуры и искусства для использования
в учебных целях.

Подробное описание

Предисловие

Проблемы семьи, внутрисемейных взаимоотношений всегда находились в сфере интересов философов, психологов, социологов, педагогов.

В процессе исторического развития семьи и общества отношение к семье постоянно изменялось под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни, общественных отношений, системы ценностей (И. В. Бестужев-Лада, И. С. Кон, А. Г. Харчев и др.).

Социально-экономические преобразования в стране в конце ХХ – начале ХХI вв., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на семье.

Современная семья переживает глубокий кризис: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства (А. И. Антонов, И. В. Бестужев-Лада, А. Б. Орлов, В. С. Собкин, В. К. Шабельников).

Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось его традиционное понимание, прервалась преемственность педагогической традиции в семье; родители некомпетентны в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства; утрата родителями традиционных нравственных ориентиров не позволяет семье удержать молодежь от порока. Представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях и детском саду, не всегда готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами воспитания детей, не способны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Ребенок стал чужим и непонятным для большинства взрослых, равнодушных к нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге, в результате чего формируется неадекватная самооценка детей, приводящая впоследствии к духовному кризису, одиночеству, цинизму, неприятию мира (А. И. Антонов, Л. М. Семенюк, Д. И. Фельдштейн).

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: ухудшение состояния здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, спровоцированное в том числе нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений; нарушение процессов формирования нравственной сферы (дошкольники с трудом усваивают систему нравственных эталонов); эстетическая неразвитость и т. д.

В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания; о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высоко квалифицированным, воспитанием в детском саду, а в последующем в школе. Для ребенка основным кругом общения остается семья. Родители – первые воспитатели детей. Они необходимы ребенку для конструирования своего «Я», его социализации как гражданина сегодняшнего и завтрашнего дня (К. Рой, Ж.-Ф. Шало).

Выход из сложившейся кризисной ситуации педагоги и психологи-исследователи видят в содействии укреплению семьи, развитию ее воспитательного потенциала посредством: восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций, творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, формирования в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания (И. В. Бестужев-Лада, И. В. Добряков, Г. Г. Лидерс, Г. Г. Кравцов, Р. В. Овчарова, И. А. Хоменко,Г. Г. Филиппова, В. К. Шабельников и др.); а также перехода от традиционных к новым принципам образования и воспитания в семье – равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия (А. Б. Орлов).

Обращение к сложившейся практике дошкольных учреждений показывает, что при развивающемся позитивном отношении родителей и воспитателей к взаимодействию по вопросам воспитания дошкольника продолжают сохраняться традиционные формы и методы работы детского сада с семьей.

Говоря о взаимодействии педагогов с семьей, часто употребляется словосочетание «работа с семьей», подразумевающее воздействие на родителей воспитанников (таким образом, происходит подмена понятий, а отношения и смыслы не меняются).

Для того чтобы изменить прежние отношения между семьей и детским садом, активизировать ранее не используемые ресурсы обеих сторон, необходимо перейти от монолога (со стороны педагогов детского сада) к диалогу с семьей, «научиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении» (Е. С. Евдокимова).

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов.

В зависимости от целей, содержания, методов и средств, состава участников устанавливается та или иная форма взаимодействия.

· Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения.

· Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием (или поддержкой).

· Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим, конструктивным взаимодействием.

Актуальность проблемы взаимодействия семьи, образовательных организаций и учреждений культуры и искусства в воспитании детей остро ощущается в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи во всестороннем развитии и становлении личности ребенка.

Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, круг близких людей. Она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом.

Педагоги дошкольных образовательных организаций городского округа г. Фролово смогли изменить традиционную ситуацию в развитии взаимоотношений педагогов и родителей, используя при этом новые формы и средства взаимодействия с семьей.

В ходе проектной деятельности (научный руководитель Е. С. Евдокимова) была создана новая форма взаимодействия семьи, учреждений образования и культуры посредством приобщения детей и воспитывающих взрослых к искусству и культуре родного края – семейный воскресный абонемент.

Семейный воскресный абонемент – уникальная форма объединения семей (детей, родителей, прародителей), педагогов образовательных организаций (детских садов, образовательных школ, педагогов дополнительного образования), работников культуры, направленная на возрождение совместной досуговой деятельности, приобщение и возрождение культурных традиций семьи.

Создание единого культурного пространства для воспитания ребенка невозможно, если усилия родителей, педагогов, работников искусства и культуры будут осуществляться независимо друг от друга и все субъекты взаимодействия будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Основной путь решения данной проблемы заключается в интеграции возможностей семьи, образовательных организаций и учреждений культуры.

Содержание

Предисловие    3

Семейный воскресный абонемент как форма совместной деятельности семей с детьми и педагогов    8

Сценарии воскресных семейных абонементов    22

Н. Ф. Платонова, Н. В. Додокина

В гостях у сказки    22

Зимушка хрустальная    30

Осенины    34

Рождественский вертеп    40

С. А. Шапошникова, С. А. Чекунова, И. В. Обухова

Кукольные забавы    48

Сороки (закликание весны)    57

Л. Н. Деева

День матери-казачки    62

Добрые сказки моей семьи    66

Фестиваль домашних театров    71

С. А. Шапошникова, С. А. Чекунова

«Бабушка рядышком с дедушкой»    82

Л. Н. Деева, Е. Б. Чибирякова, Л. Н. Золотова

Человек без братьев и сестер – одинокое дерево    86

О. А. Елетская, С. М. Железкина

Дерево держится корнями, а человек семьей    96

Чайковский П. И. «Детский альбом»    101

«Загляните в семейный альбом…»    106

Дон наш, батюшка    114

С. А. Чекунова

Твори добро!    120

Ж. Н. Кислова, С. Г. Чернецкова

Семейное музицирование    124

Н. В. Додокина, М. А. Желудков

Мы – вместе    131

Я, ты, он, она    136

Е. Е. Литвинова, Т. С. Левина, О. С. Полякова, М. А. Романовский, Л. Семенова

Музыкальный фестиваль национальных культур Нижней Волги    144

Т. В. Рябченко, Л. Н. Косоногова

В театр всей семьей    148

С. Г. Чернецкова, И. К. Бурмистрова

«Бабушка рядышком с дедушкой…»    152

Литература    158

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Viktoriy
27 сентября 2018 (03:34)
Хорошие сценарии, можно использовать и для театрализации. Работаю в дополнительном образовании, взяла себе, так как, подходит и мне и не только для дошкольников, можно использовать для начальных классов.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос