Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практическое пособие. Часть 1

Снято с продажи
Код 861е
Авторы Колодяжная Т.П.
Издательство УЦ "Перспектива", 2008
ISBN 978-5-98594-121-0
Страниц 160
УДК 371.21
Штрихкод 9785985941210
Размеры (Ш x В x Т) 146 x 205 x 5 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 159 г
В первой части пособия представлены общие и частные аспекты управления дошкольным образовательным учреждением. Рассмотрены теоретические основы управления, факторы, влияющие на его эффективность, конкретные пути повышения качества. Даны практические советы по организации различных форм управления ДОУ, средства диагностики личности воспитателей и руководителей, алгоритмы и модели управленческой деятельности.
Книга адресована заведующим ДОУ, их заместителям, студентам педагогических учебных заведений, слушателям И ПК.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.

Ориентация на человека и его потребности, создание в дошколь­ном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффектив­ную деятельность — такова суть организации педагогического про­цесса на личностно ориентированной основе. Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложнили труд руководителя, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организа­ционно-педагогической деятельности.

Обусловлено это тем, что система управления дошкольным учреждением, сложившаяся ранее, в период властвования админи­стративно-хозяйственной системы, была ориентирована, главным образом, на результат, а не на сам педагогический процесс и его участников. В настоящее время она нуждается в совершенствовании и существенном обновлении, так как не способна решить весь ком­плекс личностно ориентированных задач, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», осуществить замену субъект-объектных отношений в системе «руководитель — педагог — ребенок — родитель» на субъект — субъектные, составляющие осно­ву саморазвития каждой личности.

Управление образованием, отмечает Е. В. Бондаревская, из систе­мы управленческих заданий и решений должно перейти в разряд личностно ориентированной деятельности, так как подлинным содержанием управленческого процесса становятся духовные ценно­сти. Поэтому руководителям необходимо выработать новый подход в управлении, строящийся на уважении, доверии и успехе, ориентиру­ясь, прежде всего на создание комфортных условий для созидатель­ной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней. При этом, очень важно, отмечает В. И. Зверева, демонтировать (творчески разрушить) старые, препятствующие обновлению связи в коллективе и затем осуществить перевод его из одной фазы развития в другую.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамиче­скую систему, исследователи Л. М. Деникина, Л. В. Поздняк считают, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регу­лировать, согласовывать и координировать работу коллектива на научной основе.

Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением, отмечает Н. Н. Лященко, напрямую зависит и от уме­ния руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя, поэтому необходимо создавать собственные управленческие концеп­ции развития.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, прихо­дит к выводу М. М. Поташник, должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, осо­бая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональ­ных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учрежде­ния, его социальный статус.

Для профессионального управленца, как отмечали В. С. Лазарев, Р. Л. Кричевский, Т. П. Афанасьев, очень важно овладеть, прежде всего, культурой профессионального управления, т.е. комплексом тех понятий и методов, которые выработаны в общественном опыте.

Анализ исследований показал, что меняется не только структура и содержание образования, но и методы его управления, система под­готовки управленческих кадров. В условиях демократизации возра­стает число людей, привлекаемых к участию в управлении. Однако, ряд специалистов (И. А. Елисеев, Т. И. Пуденко, И. П. Марченко) отмечают, что в последнее время многие руководители не соответ­ствуют требованиям времени из-за низкой управленческой компе­тентности. Прежний руководитель проявлял себя, как правило, хорошим исполнителем, образование же сегодня нуждается в новом типе руководителя-инициатора, творца, способном создать условия, обеспечивающие развитие личности педагога и ребенка в соответ­ствии с его собственными потребностями, а также, потребностями развивающегося общества. Таким образом, налицо — противоречие между новыми целями, задачами и прежними способами организа­ции управленческой деятельности.

Разрешение данного противоречия — одно из важнейших условий обновления дошкольного учреждения и управления им.

Неразработанность данной проблемы в теоретическом и практическом аспектах привела к тому, что многие руководящие работники испытывают трудности в обеспечении стабильного функционирова­ния ДОУ, его развития в соответствии с обновлением содержания дошкольного образования и демократизацией общества.

В предлагаемой книге предпринята попытка теоретически обос­новать различные аспекты управленческой деятельности (на социальном, психологическом, педагогическом и технологическом уровнях) и определить пути совершенствования управленческого механизма в ДОУ.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ     3

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ    6

Основы построения управленческой системы в ДОУ    6

Функции и подходы к управлению ДОУ    10

Организационная структура управления    17

Глава 2

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ    21

Изучение педагогического коллектива — основа

для создания эффективного механизма управления     21

Разделение и кооперация труда руководителей дошкольного образовательного учреждения — основа организации деятельности управляющей системы    26

Рациональная организация личного труда руководителя ДОУ — условие повышения его эффективности     28

Самооценка результативности организационно-педагогической деятельности - основа ее самосовершенствования     31

Глава 3

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ    33

Обновление организационного механизма управления дошкольным образовательным учреждением     33

Создание информационной среды — одно из главных условии совершенствования системы управления ДОУ     53

Саморазвитие и  самовоспитание личности руководителя — важный фактор оптимизации управления     55

Личностные качества и индивидуальный стиль управления     61

Взаимодействие педагогов ДОУ и руководителя     62

Содержание, формы и методы методической работы в ДОУ     ..65

Модель подготовки к педсовету .     68

Алгоритм подготовки педсовета    69

Финансово-экономический аспект эффективного управления ДОУ     71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    75

ПРИЛОЖЕНИЯ     77

Приложение № 1

Анкета «Заведующий глазами воспитателей»     77

Приложение № 2

Психологический климат в коллективе     79

Приложение № 3

Диагностика направленности личности педагога     80

Приложение № 4

Диагностика возможностей педагога     81

Приложение № 5

Самоанализ инновационной деятельности     82

Приложение № 6

Тест для углубленного понимания себя.

Творчески-инновационная сфера деятельности    83

Приложение № 7

Диагностическая карта профессиональных умений и качеств воспитателя (Е. А. Панько)     88

Приложение № 8

Диагностическая карта для изучения педагогической культуры воспитателей (по И.Ю. Соколовой)    90

Приложение № 9

План-график административного совещания     97

Приложение № 10

Развернутый план подготовки педагогического Совета     101

Приложение № 11

Проблемно-деятельная игра    103

Приложение № 12

Оценка организационно-педагогической деятельности руководителя (В. И. Зверева)     106

Приложение № 13

Концепция биржы дошкольных образовательных услуг муниципального учреждения детского сада    110

Положение о Бирже Дошкольных Образовательных Услуг    115

Положение о Попечительском Совете Муниципальных образовательных учреждений    125

Положение о педагогическом совете детского дошкольного учреждения    128

Положение о родительском комитете детского сада     131

Положение о совете педагогов     134

Положение о школе молодых родителей     136

Положение о совете многодетных семей     137

Положение об отделе спецпомощи     138

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА    141

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос