Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе

Снято с продажи
Код 1218
Авторы Лизинский В.М.
Издательство Центр "Педагогический поиск", 2004
ISBN 5-901030-69-9
Страниц 160
Штрихкод 9785901030691
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 6 (мм)
Вес 169 г
Эта книга посвящена организационным формам и организации деятельности педагогического коллектива и общественности в рамках перехода от административного-командного стиля и методов управления к общественно-административным формам управления учебно-воспитательным процессом, вовлечению и активизации всех сил социума в интересах повышения роли и качества образования и воспитания подрастающего поколения.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Современные ученые-педагоги ищут различные пути и способы оптимизации и повышения качества образовательного процесса, естественно полагая, что новые модели, методы и технологии, базирующиеся на уважении прав, свобод, возмож­ностей и особенностей личности ребенка, позволят обеспечить высокий уровень научения и воспитания.

И в тактическом плане это неоспоримо, но, вечное «но», за­ставляет вспомнить избитую истину, гласящую о том, что успех вся­кого дела на 80% зависит от качества управления той или иной ор­ганизацией, а управление в свою очередь должно покоиться или основываться на строгих и точных концептуальных основаниях.

В концептуальном плане современное школьное образо­вание предполагает учет внешних и присущих собственно шко­ле обстоятельств.

Коренными обстоятельствами, определяющими возмож­ность перехода школы в новое качество, следует признать:

- переход к разноканальному и многоканальному учреди­тельству (когда в качестве учредителя выступают не только го­сударственные и местные органы власти, но и общественные организации, конфессии, частные граждане, фирмы);

- соответствующее многоканальному учредительству фи­нансирование образовательных учреждений из разных источников (поскольку мировая практика показывает, что бюджетного финан­сирования всегда недостаточно для развития сети обычных учре­ждений, и тем более учреждений углубленного образования, и без широкого привлечения общественных и частных усилий не удаст­ся решить главную - воспитательную - функцию образования);

- необходимость разумного сочетания централизации и децентрализации в управлении образованием, ибо связанная по рукам и ногам школа, не имеющая необходимой степени свободы, даже при наличии средств будет лишена главного ре­сурса - профессиональной заинтересованности и инициативы;

- право не только государства, но и всех заинтересован­ных сторон формировать образовательный заказ, способство­вать его реализации и контролировать ход его выполнения (это тем более важно, что раньше и теперь в обществе сложилось представление, что если я плачу налоги, то пусть школа на эти средства и занимается не вместе со мной, а вместо меня вос­питанием моего ребенка, тогда как родители видят и понимают одно и хотят одного, школа видит и понимает другое, и без со­гласования и сопряжения им просто не обойтись). Объединен­ные усилия социума и использование потенциальных возмож­ностей демократизации в деле воспитания молодежи необхо­димы не потому, что нынешние дети и молодежь хуже, чем пре­дыдущие поколения и совсем не потому, что они в принципе плохие, проблема в ином: взрослые как носители воспитатель­ного потенциала вообще отстают от интересов динамично раз­вивающейся молодежи, и тем более мы отстаем в эпоху ин­форматизации, всеобщего телевидения, открытости и права на существование любой информации. Скорости информационно­го и транспортного воздействия возросли настолько, что не умеющие справляться с информационным бумом и воздействи­ем на психику, ум и душу, молодые люди вследствие недоста­точного социального опыта порой оказываются в плену обман­чивых идей, иллюзий, ценностей.

Известно, что для положительного саморазвития личности необходимо наличие четырех ускорителей, работающих только в системе: социально значимых целей, вытекающих из них задач, внутренней мотивации и настойчивых волевых усилий.

И без значимых взрослых, умеющих и способных задать внешнюю мотивацию, способных формировать такие потребно­сти личности, которые повлияют на выбор целей, умеющих нау­чить технологиям и способам движения, стимулирующим дет­ские и юношеские поиски на пути уверенной социализации и умеющих увлечь собственным примером, - без этих взрослых, их организованной и связанной с детьми деятельности, без их ресурса многие представители современной молодежи окажут­ся в лучшем случае на маргинальной обочине.

Другим условием становления и развития молодежи следует считать важное демократическое правило: необходимы устойчивые законы и нормы, как оберегающие молодежь, так и защищающие общество от негативного молодежного экстремизма. Причем речь идет не только и не столько о государственных установлениях, сколько о нормотворческой самодеятельности детей и взрослых в рамках учебно-воспитательного процесса, досуга и общежития. Как говорит великолепный А.Н. Тубельский: «Если дети сами разрабо­тали и приняли определенные правила поведения и отношений, то в этом случае, они будут их выполнять»;

- переход не на словах, а на деле к широкой практике при­влечения всего коллектива и всего социума к управлению и уча­стию в делах школы или реализация на практике идеи обществен­но-государственного управления (все разговор о демократизации без делегирования функции сверху вниз, без  вовлечения всех     и каждого в активное участие в разнообразных школьных делах,     без учета интересов личности учителя, родителя, ребенка, без реальной оценки и стимулирования учительского труда так и останутся разговорами, и дело совершенно не в том, что коллективный    разум мудрее, хотя это может быть и так, просто число функций    современной школы и требования к ней не могут быть обеспечены    только деятельностью администрации;

- создание такой модели школы, которая отражала бы реальные возможности малого социума, педагогического коллектива, запросов родителей и учащихся (зуновский и жестко стандартизированный подход резко снижают возможности создания     авторских школ, специально спроектированных под общественно-государственный заказ, поскольку зазор между инвариантным учебным планом и свободным допуском весьма невелик, а требования районных образовательных структур нивелируют     школы независимо от их особенностей и структуры;

- школы, подтвердившие и доказавшие высокие возможности и потенции, должны получать на основе принципа длинных вожжей более широкий простор для самостоятельной жизни и деятельности (во всяком случае негосударственные школы имеют больше возможностей для маневра);

- обязательное соответствие всех внедряемых в образование программ комплексному ресурсному обеспечению (внересурсный подход уже принес свои негативные последствия. Обратимся к     примерам. Школам навязали разрабатывать программы развития, их    но страна находится в системном кризисе (и пока у нас от 30 до 60 миллионов нищих и бедных, конца этому кризису не видно), а в этих условиях речи о проектировании и реализации перспективных программ, рассчитанных на многолетний период, идти не может, поскольку спроектировать несуществующий ресурс - это или демагогия. или безумная мода. Или возьмем классический пример: планируем воспитательную работу, не имея для этого ни сил, ни средств,     ни кадров, ни готовности общества, ни соответствующего законодательства, ни доподлинного знания интересов детей);

- привлечение всего социума к решению проблемы социализации детей и подростков путем создания творческих и    деятельных школ второй половины дня, реализации программ продуктивного досуга, создания общественного вала противостояния и лоббирования против антиобщественной практики производителей алкоголя, табака, наркотиков, насаждения пошлости и серости через средства массовой информации, борьбы    с криминализацией юношеского сознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ    5

ЧАСТЬ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ    8

Содержание деятельности, функции и портрет директора    8

Содержание деятельности других администраторов школы    28

Командная работа администрации школы    34

ЧАСТЬ 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ    52 ШКОЛОЙ

Все вместе    53

Педагоги    70

Дети    83

Родители    99

ПРИЛОЖЕНИЯ:    101

Образовательно-воспитательная программа «Школа полного дня»    101

Практикум «Ограничения и недостатки в работе директора школы и возможные решения»    105

Мониторинг-технология коррекции оснований для организации системы воспитывающих деятельностей    120

Что такое школьный ресурс?    121

Этапы профессионального самоопределения педагога    123

Причины снижения активности школьных педагогов    126

Визуально-звуковая диагностика состояния дел в школе    129

Формы обучения администраторов и педагогических кадров посредством анализа     130

Система деятельности педагога в работе    136

с неуспевающими учащимися

Организация микрогруппового обучения    141

Договор, оценочный лист и контроль за знаниями    142

Как соувязать между собой цели воспитательной работы и    144

цели, которые ставят учителя по предметам?

Какое количество воспитательных мероприятий в год можно    146

считать оптимальным для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11-го класса?

Может ли математика носить воспитывающий характер?    147

В чем отличия воспитания в общеобразовательном и профильном классе?    149

Конкурсы, выставки, соревнования как нагрузка в воспитании    150

Праздничные (городские) мистерии или ежедневная кропотливая работа?    151

Скептик    153

Программа повышения квалификации директоров образовательных учреждений    155

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.