ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2010

Снято с продажи
Код 163ж
Авторы Барабанов В.В. и др.
Издательство Интеллект-центр, 2010
ISBN 978-5-89790-627-7
Страниц 144
УДК 373.167.1:54
Штрихкод 9785897906277
Размеры (Ш x В) 140 x 198 (мм)
Вес 103 г
Пособие, содержащее разработанные специалистами ФИПИ материалы для итоговой аттестации учащихся в 9 классе, поможет лучше подготовиться к экзамену по новой форме, а также проверить свои знания и умения по предмету. Учитель получает возможность сделать познавательную деятельность на уроке более разнообразной, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям. Родители школьников, познакомившись с данным изданием, смогут составить представление о новой модели экзамена за основную школу.

Подробное описание

Рекомендации по подготовке к ГИА 2010


Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии в экс­периментальном порядке впервые проводилась в новой форме в 2008 г.

Содержание экзаменационной работы определяется на ос­нове Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № Ю89).

Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменацион­ной работе, осуществляется в соответствии с требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников, описанными в виде операционализированных умений так, чтобы обеспечить проверку их сформированности на содержании всех разделов обязательного минимума содержания основного общего образо­вания по географии.

В каждый вариант экзаменационной работы включались задания проверяющие содержание всех основных разделов кур­сов школьной географии 8-9 классов, при этом наибольшее ко­личество вопросов базируется на материале курса «География России» (табл. 1)


Таблица 1

Распределение заданий по основным содержательным блокам в КИМ 2009 г.


Содержательные блоки, включенные в экзаменационную работу

Число заданий

1 . Источники географической информации

5

2. Природа Земли и человек

6

3. Материки, океаны, народы и страны

5

4. Природопользование и экология

1

5. География России

15

Итого

30

При разработке документов, регламентирующих разработ­ку и проведение экзаменационной работы, наряду с проверкой традиционных географических знаний и умений отдельный ак­цент был сделан на проверку сформированности географических предметных компетенций - умений анализировать и обоб­щать географическую информацию, интегрировать знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близким к реальным жизненным. Поэто­му большая часть заданий экзаменационной работы нацелена на применение географических знаний и умений в знакомой, изме­ненной или новых ситуациях (табл. 2).

Таблица 2 Распределение заданий по видам деятельности


Виды деятельности

Число заданий

Воспроизведение знаний и умений

6

Применение знаний и умений в знакомой ситуации

15

Применение знаний и умений в измененной или новой ситуации

9

Итого:

30

В работе использовались задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Распределение заданий КИМ по уровням сложности пока­зано в таблице 3.


Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности


Уровень слож­ности заданий

Число заданий

Запланированный процент выполнения

Базовый

18

60-90%

Повышенный

8

40-60%

Высокий

4

<40%

Ниже приводятся типичные примеры заданий разных уров­ней сложности.

1 Процент учащихся, которые, как предполагается, должны ус­пешно выполнить задание соответствующего уровня сложности

Пример 1 (базовый уровень сложности): С каким из перечисленных государств Россия имеет сухо­путную границу?

1.Финляндия

2.Армения

3. Швеция

4. Турция

Пример 2 (базовый уровень сложности): Как называется самое глубокое в мире озеро?

Ответ:  ____________________________

Пример 3 (повышенный уровень сложности): Над каким из перечисленных островов 22 июня в полдень по местному времени Солнце находится выше всего над гори­зонтом?

1. Мадагаскар

2. Куба

3. Новая Гвинея

4. Шри-Ланка

Пример 4 (повышенный уровень сложности): Определите страну по ее краткому описанию.

Эта страна расположена на севере материка. Она омыва­ется водами морей, относящихся к бассейнам двух океанов. Большая часть ее территории имеет равнинный рельеф и рас­положена в пределах природной зоны полупустынь и пустынь. В пределах страны находится глубочайшая на суше впадина материка, на котором она расположена. Столица страны на­ходится в северной, наиболее густо заселенной части страны.

Ответ: ___________________________

Пример 5 (высокий уровень сложности): Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

«Европейский центр технологий и инвестиционных иссле­дований Еигс планирует вложить в 2008 - 2010 годах в строи­тельство в Иркутской области двух заводов по производству водородного топлива 300 млн долларов. Стоимость строи­тельства заводов составит около 220 млн долларов. Осталь­ные средства пойдут на обеспечение производств электроэнер­гией.

Компания выбрала две площадки под строительство: в районе поселка Листвянка и в районе Ангарска. Etirc намерен производить топливный водород путем его электролиза из во­ды, сжижать и поставлять железнодорожным транспортом в Японию».

Какие особенности природно-ресурсной базы промышлен­ности Иркутской области обусловили ее выбор для строительст­ва заводов по производству водородного топлива?

Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и од­ну особенность промышленности.

Как видно из приведенных выше примеров в экзаменаци­онной работе РИА используются три разных типа заданий.

Всего работа 2009 г. включала 19 заданий с выбором верно­го ответа из четырех предложенных вариантов; 8 заданий с крат­ким ответом, требующих записать ответ в виде числа или одно­го-двух слов 3 задания с развернутым ответом, в которых требо­валось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

На выполнение всех 30 заданий работы отводилось 120 ми­нут.

Выполнение заданий с выбором ответа и заданий с крат­ким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение заданий с развернутым ответом в зависимости от полноты ответа присваи­валось до 2 баллов. Максимально за выполнение всех заданий работы составлял можно было набрать 33 балла.

Отличительной особенностью структуры экзаменационной работы ГИА по географии по сравнению со знакомой многим экзаменационной работой ЕГЭ является то, что в ней не выде­ляются отдельные части в соответствии с типами заданий, - за­дания в разных типов имеют общую нумерацию и не имеют каких-либо буквенных обозначений. Более того, во многих слу­чаях задания разных типов составляют единый блок, все задания которого выполняются с использованием одного общего источ­ника информации - географической карты, статистической таб­лицы или текста.

Пример 6:

Задания 1-5 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

«12 сентября у берегов Индонезии в точке с координатами 3°с.ш. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных под­земных толчков. В результате стихии погибли по меньшей мере 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий посе­лок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек».

1.Как называется волна, разрушившая поселок?
Ответ:_________________________________    .

2.Карту какого из материка необходимо выбрать для того,
чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия?

1. Африки

2. Евразии

3. Северной Америки

4. Южной Америки


3.На дне какого океана произошло землетрясение?


Ответ    .__________________________________

Почему в этом районе часто происходят землетрясения?

Где в России происходят тектонические процессы, по­
добные тем, которые вызывают землетрясения у берегов Сумат­
ры?


1. Кавказ

2.Прибайкалье

3. Урал

4. Курильские острова

Другой важной особенностью РИА по географии являлось то, что при выполнении всех заданий экзаменационной работы разрешалось пользоваться линейками, калькуляторам и школь­ными географическими атласами.

На основе анализа результатов выполнения выпускниками отдельных заданий и типичных затруднений при их выполнении можно дать некоторые рекомендации, которые могут быть ис­пользованы при подготовке к ГИА 2010 по географии и непо­средственно во время экзамена.

При подготовке к экзамену не следует ограничиваться по­вторением материала, изложенного в учебниках, так как, как было показано выше, большая часть заданий экзаменационной работы рассчитана не на воспроизведение изложенной в них информации, а на применение знаний. Так значительная часть выпускников ошибается при выполнении заданий подобных за­данию (см. пример 3), так как не помнят положения на карте названных в задании островов, и не догадываются использовать карты атласа для определения их положения.

До половины выпускников допускают ошибки при выпол­нении заданий базового уровня трудности в которых предлага­ются при помощи карты определить расстояние между геогра­фическими объектами. Видимо в данном случае у этих учащих­ся явно не хватает навыков работы с масштабом карты.

Особое внимание следует уделить работе с картами школь­ных атласов также и для того, чтобы хорошо представлять, ка­кие карты в них имеются, и при выполнении каких типов зада­ний они могут быть использованы. Так многие выпускники не справляются с нетрудными заданиями подобными заданию (см. пример 1), так как, не помня точно пограничные с Россией госу­дарства, очевидно, не сумели воспользоваться политической картой Евразии, имеющейся в атласе. Очень важно попрактико­ваться в выполнении заданий, подобных заданию 2 (см. пример 6). В текстах, на основе которых выполняются такие задания, всегда имеется информация, без учета которой задание выпол­нить невозможно,- в данном случае это и название острова и главное - географические координаты точки, найдя которую на карт мира, нетрудно принять решение о выборе необходимой карты.

В тоже время при подготовке к экзамену нельзя не уделить часть времени повторению географической номенклатуры - по­ложения на карте важнейших географических объектов. Безус­ловно, карты атласа смогут оказать огромную помощь в процес­се выполнения экзаменационной работы, но без знания геогра­фической номенклатуры учащимся приходится обращаться к ним при выполнении практически всех заданий, и на это расхо­дуется много времени. Результат - примерно шестая часть уча­щихся даже не приступает к выполнению последних заданий работу вероятно в том числе и по причине нехватки времени.

Желаем удачи на экзамене!

Содержание

Рекомендации по подготовке к ГИА 2010    4

Раздел 1. Источники географической информации    11

Ответы к заданиям раздела «Источники географической информации»    22

Ответы к заданиям типа А    22

Ответы к заданиям типа В    22

Критерии оценивания заданий типа С    23

Комментарии к ответам    32

Раздел 2. Природа Земли и человек    33

Ответы к заданиям раздела «Природа Земли и человек»    48

Ответы к заданиям типа А    49

Ответы к заданиям типа В    49

Критерии оценивания заданий типа С    50

Комментарии к ответам    55

Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны    57

Ответы к заданиям раздела «Материки, океаны, народы и страны»    59

Комментарии к ответам    59

Раздел 4. Природопользование и экология    61

Ответы к заданиям раздела «Природопользование и экология»    64

Комментарии к ответам    64

Раздел 5. География России    65

Тема «Географическое положение, природа, население и хозяйство России»    67

Ответы к заданиям раздела «География России»    92

Ответы к заданиям типа А    92

Ответы к заданиям типа В    92

Критерии оценивания заданий типа С    93

Комментарии к ответам    99

Тренировочные варианты    108

Тренировочный вариант 1    109

Тренировочный вариант 2    120

Ответы к тренировочному варианту 1    131

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом    132

Ответы к тренировочному варианту 2    136

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом    137

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос