ЕГЭ 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся

Снято с продажи
Код 162с
Авторы Калинова Г. С. и др.
Издательство Интеллект-центр, 2010
ISBN 978-5-89790-596-6
Страниц 336
УДК 373.167.1:57
Штрихкод 9785897905966
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 13 (мм)
Вес 223 г
Сборник содержит тренировочные задания с методическими указаниями и ответами. При его составлении использованы открытые варианты ЕГЭ 2002 - 2009 годов и материал открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий. К составлению сборника были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений.
Сборник включает анализ результатов ЕГЭ 2009 г. и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену 2010 г. с учетом особенностей его проведения в новом учебном году.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.

Подробное описание

МОДЕЛЬ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО БИОЛОГИИ 2010 г.

Характеристика экзаменационной работы 2010 г.

В 2008 г. завершился эксперимент по введению в средние учебные заведения Российской Федерации Единого государственного экзамена. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ЕГЭ с 2009 г. становится единственной формой итоговой аттестации выпускников средней школы. По биологии ЕГЭ является обязательным для тех выпуск­ников, которым результаты обучения по этому предмету необходимы для поступления в вузы (как государственные, так и негосударственные).

Перед Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) 2010 г., как и в предшествующие годы, стоят задачи:

получить объективную информацию об учебных достижениях выпускников средней школы по биологии;

выявить уровень овладения учащимися содержанием   биологи­ческого образования, предусмотренным стандартом 2004 г;

определить направления совершенствования учебного процесса по биологии и учебно-методического обеспечения курса, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологи­ческой грамотности учащихся.

В 2010 г. существенных изменений в формате (содержании и структуре) экзаменационной работы по биологии не предусматривается, в основном сохраняются подходы, реализованные в контрольных изме­рительных материалах 2009 г. Контролируемое содержание в работе представлено инвариантным ядром, которое находит отражение в стан­дарте биологического образования и различных учебных программах по биологии, рекомендованных МО РФ для средней школы. Содержание проверки не зависит от учебника, по которому ведется обучение в той или иной школе.

В экзаменационную работу включены задания, контролирующие знания о важнейших биологических закономерностях и свойствах жи­вой природы, взаимосвязях биологических систем и среды обитания, о методах научного познания, отражающих цели изучения курса, его со­держание, развитие логического мышления и творческого потенциала выпускников, формирование разнообразных учебных умений. Наряду с общебиологическими знаниями будут проверяться знания практическо­го характера (агротехнические приемы выращивания растений, правила поведения в природе, меры профилактики распространения вирусных и других заболеваний, причины нарушения осанки, зрения, меры первой помощи при травмах, простудных заболеваниях и др.).

Среди знаний и умений практического плана большое внимание уделяется контролю компетентностей учащихся:

здоровьесберегающей (сохранение собственного здоровья и здо­ровья окружающих, соблюдение правил здорового образа жизни, лич­ная и общественная гигиена и др.);

природоохранной (соблюдение норм поведения в природе, выяв­ление последствий влияния деятельности человека на окружающую среду, сохранение растений, животных, экосистем и др.);

информационной (умения работать с текстом, рисунками, схемами, анализировать их и делать выводы и обобщения).

Задания экзаменационной работы позволяют выявить уровень ов­ладения учащимися следующими умениями:

сравнивать и анализировать биологические объекты и процессы, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и направле­ния эволюционного процесса;

устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, тканей, органов, систем органов;

обосновывать значение биологических знаний, достижений био­логической науки для практической и хозяйственной деятельности человека;

решать биологические задачи.

Контролируемые на экзамене знания и умения учащихся, раскры­ваемые во всех разделах курса биологии, объединены в 7 содержатель­ных блоков:

Биология - наука о живой природе;

Клетка как биологическая система;

Организм как биологическая система;

Многообразие организмов;

Человек и его здоровье;

Надорганизменные системы. Эволюция органического мира;

-    Экосистемы и присущие им закономерности. Экзаменационная работа 2010 г., как и 2009 г., будет состоять из трех частей. В части 1 (А) содержится 36 заданий с выбором одного верного ответа (26 базового и 10 повышенного уровня); в части 2 (В) -8 заданий повышенного уровня сложности: 3 с выбором нескольких верных ответов, 5 на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным ответом: одно повышенного и 5 высокого уров­ня сложности. Все задания этой части проверяют умения самостоятель­но излагать правильный ответ: объяснять факты, обобщать знания, применять их в новых и нестандартных ситуациях, решать биологические задачи.

В 2010 г. в соответствии с требованиями нового стандарта будут усовершенствованы задания со свободным ответом, усилена их практико-ориентированная и личностно-ориентированная направленность, увеличено число рисунков в первой и третьей частях по сравнению с предыдущими годами.

Варианты экзаменационной работы 2010 г., как и прошлых лет, эк­вивалентны по содержанию, видам учебной деятельности, типам зада­ний. Равноценность всех вариантов обеспечивается распределением заданий в соответствии с планом экзаменационной работы и их стати­стическими характеристиками. Каждый вариант содержит 50 заданий различного уровня сложности. Соотношение заданий базового, повы­шенного и высокого уровня сложности не изменилось по сравнению с 2009 г. Содержание всех заданий по биологии соответствует требовани­ям к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.

Выполнение заданий первой части оценивается от 0 до 1 -го балла, второй части - от 0 до 2-х баллов. В части третьей задание С1 оценива­ется от 0 до 2-х баллов, а задания С2-С6 - от 0 до 3-х баллов. Задания части 3 (С) в наибольшей степени позволяют дифференцировать уча­щихся по уровню их подготовки.

На выполнение экзаменационной работы, как и в прошлые годы, отводится 3 часа (180 минут), из которых 2/3 времени идет на выполне­ние более сложных заданий второй и третьей части. Выполнение каждо­го задания занимает от 1 -ой до 20-ти минут в зависимости от типа зада­ния и уровня сложности.

В едином экзамене 2009 г. участвовали учащиеся средних общеоб­разовательных школ, с углубленным изучением предмета, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, кадет­ских школ, учреждений начального, среднего и высшего профессио­нального образования, лицеев, гимназий.

В первой волне 2009 г. ЕГЭ по биологии сдавали свыше 150000 выпускников из 78 регионов (в 2008 г. - 73 региона) РФ. Анализ резуль­татов ЕГЭ 2009 г. показал, что большинство учащихся овладели содер­жанием биологического образования, предусмотренным требованиями государственного образовательного стандарта 2004 г.

Результаты единого государственного экзамена показали, что большинство выпускников хорошо усвоили материал блока «Биология - наука о живой природе» о предмете изучения биологических наук, ме­тодах исследования, уровнях организации живого и его признаках.

По блоку «Клетка как биологическая система» школьники еже­годно показывают хорошие результаты в овладении знаниями основных положений клеточной теории, клеточного строения организмов как доказательства их родства и единства органического мира. Традиционно слабее учащиеся усваивают материал о строении и функциях органиче­ских веществ в клетке, о химических связях в молекулах белка и нук­леиновых кислот, о метаболизме, испытывают затруднения при сравне­нии процессов митоза и мейоза, раскрытии их роли в образовании поло­вых клеток и др.

Анализ ответов по блоку «Организм как биологическая система» показал, что многие выпускники знают особенности строения и жизне­деятельности эукариот и прокариот, автотрофных и гетеротрофных ор­ганизмов, вирусов. В последние годы несколько повысился уровень усвоения материала по генетике. Многие школьники овладели генети­ческой терминологией, ряд выпускников применяют знания по генетике при решении задач части 1 (А). В то же время анализ ответов экзаме­нуемых на протяжении ряда лет показал, что они испытывают затруд­нения при выполнении заданий на анализирующее скрещивание, опре­деление генотипа, на выявление видов мутаций, методов изучения гене­тики человека. В последние годы несколько вырос уровень знаний по селекции и биотехнологии, что свидетельствует о повышении у школь­ников интереса к прикладным проблемам биологии.

Анализ ответов по блоку «Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность» свидетельствует о том, что знания выпускников о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений и живот­ных в течение ряда лет остаются примерно на одном уровне. Учащиеся по-прежнему слабо знают материал о роли лишайников в природе, о классификации организмов,

По блоку «Человек и его здоровье» получены примерно такие же результаты, как и в предыдущие годы. Учащиеся в основном усваивают материал об особенностях строения организма человека, его гигиене. Существенные недостатки выявлены в знаниях физиологических про­цессов, внутренней среды организма, обмена веществ, нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека, анализаторов,

вид.

По блоку «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» выявлены хорошие знания об этапах эволюции органического мира, происхождении человека. Хуже знают выпускники материал о движущих силах и направлениях эволюции, формировании приспособ­лений и видообразовании.

Задания по блоку «Экосистемы и присущие им закономерности» традиционно не вызывают у учащихся затруднения, так как с пробле­мами экологии они знакомятся при изучении многих предметов. Однако слабее усвоен материал о функциях живого вещества, круговороте ве­ществ, миграции атомов, причинах устойчивости экосистем и их смене, процессах саморегуляции, биосфере как открытой экосистеме.

Установлено, что успешность выполнения выпускниками заданий во многом зависит от их типа. Во все годы проведения ЕГЭ учащиеся лучше всего справляются с заданиями части 1 (А) с выбором одного верного ответа. Задания части 2 (В1-ВЗ) с выбором нескольких верных ответов из шести выполняют в основном учащиеся, получившие за эк­заменационную работу отметки «4» и «5». Большинство из них выби­рают один или два правильных ответа из шести вместо трех. Это свиде­тельствует о том, что выпускники затрудняются дать более полный от­вет на поставленный вопрос, раскрыть несколько признаков объекта или процесса.

Ежегодно более низкие результаты получены при выполнении за­даний на выявление соответствия процессов, явлений изучаемому объ­екту. Они свидетельствуют о том, что выпускники затрудняются уста­новить связь между объектами и выполняемыми им функциями, между процессами обмена веществ и организмами, для которых они характер­ны, между признаками процесса размножения организмов и их спосо­бами, между строением объекта и присущими ему процессами, между характеристикой регуляции и ее типом. По-прежнему учащиеся затруд­няются полно раскрыть функции органоидов клетки, ряда тканей, орга­нов и систем органов растений, животных и человека, значение энерге­тического и пластического обмена для организма, признаки стабильно­сти экосистемы и др.

Задания на выявление последовательности процессов и явлений (этапы биосинтеза белка, процессы фотосинтеза, онтогенеза, эволюции, смена экосистем, появление разных групп животных на Земле в процес­се эволюции, прохождение нервного импульса по электронной дуге, луча света в глазном яблоке) оказались наиболее трудными.

Как и в предшествующие годы, выпускники слабо выполняют за­дания части 3(С). Отчасти причина низких результатов состоит в не­умении учащихся правильно кратко, четко и логично, по существу по­ставленного вопроса письменно дать ответ. Ответ излагается либо од­носложно, одним - тремя словами, бездоказательно, необоснованно, либо раскрывается второстепенный материал излишне пространно, не по существу вопроса.

Задания на проверку умения работать с текстом и рисунками вы­полняют в основном сильные учащиеся. Трудными оказались задания на работу с рисунками, ориентирующими на сравнение разнообразных объектов. Низкие результаты получены на задания, требующие нахож­дения и исправления ошибок в тексте.

В то же время ежегодное включение в экзаменационные тесты за­дач по цитологии и генетике способствовало более успешному их реше­нию. По-видимому решению задач стали больше уделять внимания в учебном процессе, при проверке знаний. Так, учащиеся хорошо решают задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание и хуже на сцеп­ленное наследование, анализ родословных. Учащиеся допускают суще­ственную ошибку: определяют транспортируемую аминокислоту не по кодону иРНК, а по антикодону тРНК.

Выявленные недостатки помогут определить пути дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, в том числе и контроля знаний школьников. Выделение в учебном плане небольшого числа часов на изучение курса биологии требует сосредоточить внима­ние на усвоении учащимися основного содержания, организации повто­рения учебного материала девятилетней школы, применении разнооб­разных методов и приемов контроля знаний школьников, используемых в ЕГЭ.

Содержание

Модель Единого государственного экзамена по биологии 2010 г    3

Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся к ЕГЭ    8

Банк тренировочных заданий с ответами и комментариями .    13

Часть 1. Задания с выбором одного верного ответа    13

Часть 2. Задания с выбором нескольких верных ответов    133

Задания на установление соответствия объектов, процессов, явлений природы     148

Задания на определение последовательности биологических процессов и явлений     165

Часть 3 (С). Задания со свободным ответом повышенного и высокого уровня     172

Ответы к заданиям     185

Тренировочные варианты    266

Вариант 1    267

Вариант 2    282

Ответы к заданиям первого и второго вариантов    297

Демонстрационный вариант 2010 г    312

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос