Речевое развитие детей дошкольного возраста.

Снято с продажи
Код 1214х
Авторы Колодяжная Т.П., Маркарян И.А.
Издательство УЦ "Перспектива", 2009
ISBN 978-5-98594-167-8
Страниц 144
Штрихкод 9785985941678
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 6 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 151 г
В методическом пособии представлены теоретические основы речевого развития детей, рекомендации педагогам по созданию системы речевого развития ребенка в детском саду, опыт работы по речевому развитию дошкольных образовательных учреждений. Данные рекомендации ориентируют педагогов на практическое овладение детьми правильной устной речью как средством общения, развитие речевых способностей и личностных качеств детей.
Методическое пособие предназначено для руководителей, воспитателей, специалистов дошкольных образовательных учреждений всех видов, студентов педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение


В современном обществе в настоящее время происходят социальные и экономические перемены, которые способствуют модернизации современного образования. В образовательных учреждениях создаются условия для гармоничного развития личности детей, эффективной мотивационной деятельности педагогов и сотрудничества с семьей.

Дошкольные образовательные учреждения и начальная школа - первые и самые ответственные звенья в общей системе образова­ния. Одним из важных разделов работы педагогов является речевое развитие ребенка. Неуклонный рост объема знаний, передаваемый детям, требует от педагога постоянного роста уровня речевой куль­туры. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве, которое особенно сенситивно к усвоению речи, поэтому, процесс речевого развития рассматрива­ется в современной теории образования как общая основа воспи­тания и обучения детей. (Р.М. Чумичева). Для того чтобы помочь детям справиться с, ожидающими их, сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании их речи. Это важнейшее условие успешного обучения.

К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал важность речевого общения: «Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... Родной язык учит многому... Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложение и видоизменение, но и бесконечное мно­жество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Язык, созданный народом, развивает в духе ребенка способность к выражению своих мыслей, к чутью, веру в творческие силы».

В конце XX века в жизнь нашей страны начала вливаться огром­ная лавина, заимствованных из иностранных языков терминов, что угрожает нашему языку, а значит, - и культуре. Проблема развития речевой культуры детей на сегодняшний день имеет особую значимость.

В связи с обновлением содержания образования появилась необходимость корректировки традиционных методов речевого развития детей как по форме, так и по содержанию. Это вызвало у педагогов и родителей определённые трудности в реализации задач развития речи ребенка, лексики и грамматики, в формировании речевого творчества и детской инициативной речи.

Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально-культурные ценности. По мнению В.В. Давыдова, контекст проблемы образо­вания, проблемы формирования личности - это контекст истории, культуры, истории деятельности и общения людей, включающий исторические особенности формы передачи культуры от поколе­ния к поколению. Речь выступает условием полноценного суще­ствования человека в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения, овладение которыми требует формирования языковой способно­сти - умения подбирать слова, которые были бы убедительны в данной ситуации, адресованы взрослому или ребенку, эмоцио­нально окрашенные и несли в себе оценку.

Традиционная система работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи с помощью игровых приёмов и упражнений в отчет­ливом произношении, сотрудничество и интеграция деятельности специалистов и родителей даёт заметный результат. В дошкольных образовательных учреждениях улучшилась работа по формирова­нию грамматической стороны речи, эффективнее стала использо­ваться система упражнений по составлению старшими детьми раз­личных синтаксических конструкций. Педагоги анализируют звуковое оформление ответов детей, исправляют ошибки морфологического и синтаксического характера. Большое внимание на прак­тике уделяется словарной работе, которая осуществляется в про­цессе расширения детского кругозора. Педагоги объясняют детям незнакомые слова, стремятся уточнять и активизировать словарь, необходимый ребенку для общения.

Широкое распространение в настоящий период получила и работа по подготовке детей к обучению грамоте, чтению и письму. Педагоги работают над различением детьми понятий: предложе­ние, слово, часть слова (слог), звук, буква. Шире стал использо­ваться раздаточный материал, позволяющий педагогам осущест­влять обучение и контроль за усвоением понятий.

Вместе с тем, в работе по развитию речи детей дошкольного воз­раста имеют место и существенные недостатки,  а также, ряд стерео­типов в сознании педагогов и организации работы по развитию речи. Прежде всего, педагоги ориентированны на проведение отдельных мероприятий, фронтальные формы работы с детьми, обучение их на занятиях и недостаточно используют потенциал индивидуальной, дифференцированной работы на основе выявле­ния уровня речевого развития и особенностей языковой среды. Обнаруживается тенденция, когда педагоги используют лишь отдельные методические приемы без достаточной степени осмы­сления, недостаточно уделяют внимания развитию связной моно­логической речи, либо откладывают решение данных задач на более поздний период (67 лет) или вообще считают это прерога­тивой школьного обучения.

Распространена еще одна точка зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, неосознанном, интуитивном усвоении ребенком языка и родной речи. Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя не сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри послушай повтори, что сказал взрослый!». При таком ненаучном подходе ведущим в обучении выступает предъя­вление речевых образцов, а не развитие языкового чутья, формирование языковых обобщений и элементарного осознания явле­ний языка и речи.

В практике работы отдельных дошкольных образовательных учреждений до сих пор еще преобладает авторитарный стиль общения, который отличается монологичностью, стереотипностью в оценках и поведении педагога, ориентацией на возрастные, а не на индивидуальные особенности детей; игнорируется сфера развития общения детей друг с другом и со взрослыми, не решаются в пол­ной мере задачи воспитания культуры речи и культуры общения.

К сожалению, непонимание многими практическими работни­ками и родителями роли обучения родному языку в общем психи­ческом развитии ребенка в развитии мышления, воображения, памяти, эмоций приводит к отсутствию целенаправленной работы по речевому развитию ребенка и, как следствие, к недоразвитию речи.

Процесс обучения языку сложный и многоаспектный по своей природе, должен учитывать данные о сущности явлений языка и речи, закономерности и особенности развития родной речи у детей. К настоящему времени наукой разработаны лингви­стические, психофизиологические и дидактические основы разви­тия речи детей. За последние годы исследованы многие научные проблемы, разработаны новые концепции, технологии и методики обучения, накоплен огромный теоретический и практический материал, переоценивается и осмысливается прошлый опыт.

Современные технологии развития речи ориентируют практи­ческих работников на формирование у детей языковых обобще­ний, элементарного осознания явлений языка и речи. Сегодня важно осознание педагогами и родителями основной цели работы по развитию речи в дошкольном возрасте: практическое овладение детьми правильной устной речью как средством общения, разви­тие речевых способностей и личностных качеств. Реализация дан­ной цели определяет стратегию образовательного процесса: развитие речи у детей как средства общения в разных видах дея­тельности.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве и рассматривается в современном образовании как общая основа воспитания и обучения детей в дальнейшей жизни.

Практические работники дошкольных образовательных учреж­дений испытывают большие трудности в анализе действующих вариативных программ, поэтому, часто выбирают программу инту­итивно, зачастую вообще смешивают принципы построения основной и парциальных программ. Данное методическое пособие призвано помочь практическим работникам и родителям в реше­нии задач речевого развития детей в образовательных учреждениях и в семье.

Содержание

Введение    4

Глава 1. Теоретические основы речевого развития детей       8

  1. Роль языка в жизни человека    8
  2. Основные теории развития речи    11
  3. Проблемы развития речи ребенка в психолого-педагогических исследованиях     14

1.4.Этапы развития речи детей    16

Глава 2. Пути совершенствования отечественной системы развития детской речи       19

2.1.Из истории вопроса развития речи детей

в программных документах      19

2.2.Современные программы развития речи

ребенка    22

Глава 3. Системный подход в обеспечении качественного процесса речевого развития    26

  1. Речевое развитие ребенка в регламентированной деятельности       26
  2. Развитие речи детей в нерегламентированной

и самостоятельной деятельности в образовательном учреждении        28

  1. Основные направления образовательного процесса по речевому развитию ребенка    31
  2. Диагностика речевого развития детей     47
  3. Интеграция деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей по речевому развитию детей    79

Заключение    82

Приложения      83

Используемая литература    139

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.