Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей.

Снято с продажи
Код 122ц
Авторы Коллектив авторов
Издательство УЦ "Перспектива", 2009
ISBN 978-5-98594-174-6
Страниц 272
Штрихкод 9785985941746
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 10 (мм)
Вес 273 г
Методическое пособие носит методическую и практикоориентированную направленность. В ней раскрываются теоретико-методологическая парадигма социального воспитания и социокультурного развития детей в сфере свободного времени; социально-педагогические основы деятельности УДОД в современных условиях; содержательно-прикладные аспекты совершенствования социокультурной направленности деятельности учреждений дополнительного образования детей. В системе дополнительного образования детей настоящая книга - это первая фундаментальная работа, которая содержит теоретические основы и инновационные прикладные аспекты, раскрывающие сущность социально-педагогической и социокультурной деятельности, их особенности и спектр пересечения.
Методическое пособие предназначено для руководителей всех уровней системы дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, других социальных институтов, работающих с детьми в сфере свободного времени: педагогам, учителям, методистам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, ученым и практикам, интересующимся проблемами социально-педагогической и социокультурной направленности деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Подробное описание

Введение


В настоящее время самостоятельным и достаточно эффективным направлением повышения качества дополнительного образования детей научно-педагогическими и образовательными коллективами признаются новые опытно-содержательные элементы социального воспитания социокультурной направленности; синтезированное единство теории и практики социального воспитания и социокуль­турной деятельности учреждений дополнительного образования де­тей; современные ценностные ориентации детей и молодежи и их социокультурное пространство. Совершенствуется социально-пе­дагогическая деятельность этих учреждений. В практике деятель­ности крупнейшего учреждения дополнительного образования де­тей Московского городского Дворца детского (юношеского) твор­чества впервые в проектном режиме реализуется комплексная программа «Социальная педагогика детства».

Повышенный интерес науки и практики к этим проблемам в целях стратегического развития учреждений дополнительного об­разования детей обусловливает: 1)систематизацию социально-пе­дагогических основ их деятельности в современных условиях; 2)создание оптимизированной социально-педагогической модели дея­тельности с учетом целесообразности усиления в ней содержания социокультурной направленности; 3)эффективного использования социально-педагогического потенциала культурно-досуговой дея­тельности как одного из действенных факторов решения их образо­вательно-воспитательных задач в сфере свободного времени детей, (в т.ч. и в каникулярное время); 4)социально-педагогическую ин­теграцию учреждений дополнительного образования детей в деятель­ность других социальных институтов.

Следует отметить, что дополнительное образование по праву рас­сматривается как важнейшая составляющая образовательного и со­циокультурного пространства, сложившегося в современном российс­ком обществе, как один из определяющих факторов обучения, воспи­тания и творческого развития детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределения, что нашло отражение в Концеп­ции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной программе развития образования, Приоритетном на­циональном проекте «Образование». Дополнительное образование определяется как мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потреб­ность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, само­определиться предметно, личностно, социально, профессионально.

Модернизация дополнительного образования детей предполага­ет следующие цели:

  1. усиление роли социокультурной деятельности в содержатель­но-технологическом плане как одного из важнейших условий ус­тойчивого развития этой системы;
  2. обеспечение современного качества, доступности и эффек­тивности образования;
  3. развитие дополнительного образования на базе общеобразо­вательных школ;

4)    интеграцию общего и дополнительного образования на осно­ве лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования;

5)    координацию деятельности детских общественных организа­ций и объединений социокультурной направленности.

Достижение поставленных целей обусловливает решение учреж­дениями дополнительного образования детей множества задач:

  • Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей с усилением социокультурной направленности в содержании их деятельности.
  • Совершенствование социально-педагогической деятельнос­ти и содержания дополнительного образования детей.
  • Разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей, характеризующих­ся новизной содержания и методов образовательной и социокультурной деятельности, гибкостью и вариативностью, базирующих­ся на таких принципах, как: ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и об­
    щечеловеческие ценности; формирование у школьников целостно­го и эмоционально-образного восприятия мира; обращение к тем проблемам, темам, образовательным и социокультурным областям,
    которые являются личностно значимыми для детей и, которые недо­статочно представлены в основном образовании; развитие позна­вательной, творческой, социальной активности ребенка, его нрав­ственных качеств; обязательная опора на содержание основного образования, использование историко-культурологического потенци­ала социума. На основе этих принципов можно выстраивать рабо­ту, которая будет отвечать социокультурным особенностям конк­ретного социума, города, региона, традициям и условиям данного образовательного учреждения, возможностям и интересам различ­ных групп обучающихся, их родителей, педагогов.
  • Развитие межведомственного сотрудничества в целях обес­печения доступного и качественного дополнительного образования и социокультурного развития детей.
  • Создание условий для сохранения единого образовательного пространства во взаимодействии дополнительного образования де­тей с различными уровнями образования других образовательно-
    воспитательных социальных институтов, работающих с детьми в сфере свободного времени.
  • Выявление лучшего опыта дополнительного образования де­тей и их социокультурной деятельности в отечественной педагоги­ческой практике и распространение этого опыта через различные
    формы повышения квалификации педагогов и воспитателей.
  • Сохранение и укрепление кадрового педагогического соста­ва, повышение его профессионального уровня с учетом современ­ных требований.
  • Укрепление материально-технической базы, ресурсного обес­печения учреждений дополнительного образования детей.
  • Внедрение механизмов, способствующих развитию экономи­ческой самостоятельности учреждений дополнительного образова­ния детей.

Решение поставленных задач особенно значимо для повышения эффективности процесса социального воспитания детей и социо­культурной деятельности образовательных учреждений в сфере сво­бодного времени детей в целом, поскольку появляется возможность обеспечить:

  1. Формирование единых подходов, требований, терминологии в деятельности всех социальных институтов государства и общества, реализующих разнообразные программы дополнительного образо­вания в сфере свободного времени детей.
  2. Создание полного и унифицированного комплекта докумен­тов по нормативно-правовому закреплению дополнительного об­разования детей; разработку инновационных образовательных и
    культурно-досуговых программ дополнительного образования де­тей, соответствующих Федеральным требованиям к их содержанию и оформлению.
  3. Систематизацию программно-методических комплексов дополнительного образования детей; создание системы мониторинга дополнительного образования и интернет-информационных обра­зовательных ресурсов этой сферы в виде банков нормативной до­кументации, образовательных и других программ, научно-методи­ческих разработок и др.
  1. Совершенствование экспертизы программного и методичес­кого обеспечения.
  2. Повсеместное использование лучших традиций внешкольных учреждений, программно-методического потенциала, форм и методов образовательной и социокультурной деятельности уч­реждений дополнительного образования с другими социальны­ ми институтами, работающими с детьми в сфере их свободного времени.
  3. Исключение фактов нарушения принципов, форм и методов дополнительного образования детей при организации образователь­ного процесса в других образовательно-воспитательных институ­тах, работающих с детьми в сфере свободного времени.
  4. Повышение уровня методического оперативного информирования этих учреждений и педагогических работников по вопросам дополнительного образования и социокультурного развития детей.

Следует отметить, что в предыдущее десятилетие в контексте обо­значенных подходов педагогической наукой, инновационной прак­тикой, органами управления образованием основное внимание фокусировалось на образовательной деятельности, на ее научном обеспечении и программировании. Это позволило получить суще­ственные результаты в развитии этого направления деятельности в системе дополнительного образования детей, обозначенного Зако­ном РФ «Об образовании» (в редакции 1996 года) в качестве основ­ного. В настоящее время на основе вышеуказанных подходов пред­полагается осуществление комплекса мер, связанных с:

  1. теоретико-методологическим осмыслением и концептуальным обоснованием парадигмы социального воспитания детей и его социокультурного содержания в УДОД;
  2. особым выделением актуальных проблем социального воспитания и социокультурной деятельности данных учреждений в со­временных условиях, решение которых оптимизирует создание орга­низационно-технологического механизма их развития;
  3. анализом характеристики и социокультурных особенностей дополнительного образования в современных условиях;
  4. усилением социально-педагогического потенциала детских объединений;
  5. широким распространением обобщенной передовой практики социального воспитания и социокультурной деятельности клуб­ных общностей и объединений.

Признавая, что повышение эффективности социального воспи­тания и социокультурнго развития подрастающего поколения на современном этапе - задача государственной важности, авторский коллектив в составе известных ученых и практиков предпринял попытку: 1) теоретического осмысления социального воспитания и социокультурной деятельности учреждений дополнительного обра­зования детей на современном этапе; 2)установления ценностных ориентации подрастающего поколения; 3)научно-содержательного наполнения воспитания как явления объективной реальности; рас­крытия роли и содержания деятельности социальных институтов, участвующих в этом процессе, особенно тех, кому отводится клю­чевая роль в организации свободного времени детей; 5)создания целостной модели социально-педагогической деятельности; 6)раскрытия базовых элементов механизма совершенствования социо­культурной деятельности УДОД на практике.

Необходимо отметить, что в системе дополнительного образова­ния детей настоящая книга это первая фундаментальная работа, которая содержит теоретические основы и инновационные приклад­ные аспекты, раскрывающие сущность социально-педагогической и социокультурной деятельности, их особенности и спектр пересе­чения. Не претендуя на всеобъемлющий характер раскрытия про­блемы, авторы считают, что книга позволит привлечь внимание уче­ных, руководителей органов управления образованием, энтузиас­тов прогрессивной практики к этой важнейшей составляющей деятельности УДОД, что позволит совместными усилиями продол­жить ее научную разработку и практическую реализацию, особен­но в плане программирования и проектирования социокультурной деятельности и социокультурного развития детей.

Работа предназначена для руководителей всех уровней системы дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, других социальных институтов, работающих с детьми в сфере сво­бодного времени: педагогам, учителям, методистам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, ученым и практикам, инте­ресующимся проблемами социально-педагогической и социокуль­турной направленности деятельности УДОД.

Монахов Д.Л., Жданова Н.К., Фомина А. Б.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ    3

Гл а в а  1

Теоретико-методологическая парадигма социального воспитания в сфере
свободного времени детей и его социокультурного содержания    8

§ 1. Актуальные проблемы социального воспитания детей

и социокультурной деятельности УДОД в современных условиях ...    . 8

§ 2. Характеристика и социокультурные особенности дополнительного образования детей в современных

условиях    26

§ 3. Детские объединения и социальная обусловленность их

существования    37

§ 4. Сущностная характеристика общественных объединений и их роли

в социальном воспитании детей и подростков    46

§ 5. Практика социального воспитания и социокультурной деятельности

в клубных общностях и объединениях

(историко-педагогический анализ)    68

Глава 2

Социально-педагогические основы деятельности УДОД в современных
условиях    79

§ 1. Социально-педагогическая сущность содержания деятельности
учреждений дополнительного образования в сфере свободного
времени детей    81

§ 2.Социальная педагогика — научная основа социально-
педагогической деятельности педагогических коллективов
учреждений дополнительного образования детей    94

§ 3. Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного
образования детей    99

§ 4. Социально-педагогический потенциал культурно-досуговой

деятельности УДОД    106

§ 5. Каникулярное время детей как социально-педагогическая

компонента деятельности УД ОД    126

Глава 3

Содержательно прикладные аспекты совершенствования
социокультурной направленности деятельности УДОД    144

§1. Теория и практика социального воспитания как основа

развития социокультурной деятельности УДОД     144

§2. Современные ценностные ориентиры детей и молодежи
главный вектор совершенствования социально-педагогической
и социокультурной деятельности УДОД    165


§3. Социально-педагогическая деятельность и празднично-игровая культура детства: проблема границ и смысловой определенности

в дополнительном образовании    178

Истоки социально-педагогической направленности и основы

ее качественной определенности    180

О возможной классификации программ социально-
педагогической направленности    184

§4. Социально-культурная деятельность УДОД как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор

развития празднично-игровой культуры детей    188

Культурно-досуговая деятельность УДОД в контексте

проблемного анализа    191

Образовательные и социокультурные потребности и интересы

детей    193

Социально-культурная деятельность как значимая

составляющая социокультурного пространства УДОД    203

Структура социально-культурной деятельности в сфере
дополнительного образования детей    206

§ 5. Программирование культурно-досуговой деятельности в УДОД.
Социальное значение культурно-досуговых программ    222

§ 6. Комплексный подход к организации социокультурной

деятельности: опыт реализации программы «Праздники детства» .     234

Заключение    246

Приложения

Положение о городском Центре по взаимодействию с детскими

общественными объединениями    247

Положение о «Доброхотах»    250

Доброхотский лагерь «Родник»    253

Программа летнего доброхотского оздоровительного лагеря

«Родник» (НУДО «Зеленоградская ЮАШ»)    253

Михайловское как объект и предмет исследования    263

Библиография    268

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос