Справочник педагога дополнительного образования. Программа для установки через интернет

Есть на складе
170 руб.
-10%
153 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5428
Авторы Малыхина Л. Б.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Внеурочная деятельность
Электронная версия скачать
УДК 373.3/.5
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии раскрываются организационно-педагогические основы деятельности педагога дополнительного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: нормативно-правовое обеспечение, система (цели, планируемые результаты, содержание, формы, технологии), планирование и анализ деятельности, организация и проведение аттестации педагога дополнительного образования. Предложены практические материалы, которые иллюстрируют теоретические подходы и методики.
Адресовано руководителям организаций общего и дополнительного образования, руководителям и методистам муниципальных методических служб, педагогическим работникам, организующим работу по реализации стандартов, преподавателям организаций постдипломного педагогического образования.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

вВедение

«Основное и дополнительное образование детей – взаимодополняющее единство». Эту по-настоящему крылатую фразу достаточно часто сегодня можно услышать из уст ученых и практиков.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования современная российская школа призвана обеспечить подрастающему поколению новое качество образования на основе принципа полноты образования. Это означает, что впервые основное и дополнительное образование детей рассматриваются как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребенка.

Являясь взаимодополняющим компонентом общего образования, дополнительное образование детей не стандартизировано. Исключением являются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и спорта, которые должны быть составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования вызвало необходимость осмысления и решения среди практиков следующих вопросов:

• В чем заключается система деятельности педагога дополнительного образования в условиях ФГОС? Ограничивается ли она только участием в реализации программ внеурочной деятельности?

• Как определяются цели и планируемые результаты деятельности педагога дополнительного образования? Должны ли они быть сопряжены с целями и планируемыми результатами ФГОС общего образования?

• Как осуществляется отбор содержания дополнительных общеобразовательных программ?

• Какие образовательные технологии наиболее эффективны в условиях ФГОС?

• Как осуществляется планирование деятельности педагога дополнительного образования?

• Как анализируется деятельность педагога дополнительного образования?

• Как организуется процедура аттестации педагога дополнительного образования?

Эти и ряд других вопросов волнуют сегодня большинство практиков системы дополнительного образования детей.

Таким образом, становится актуальным необходимость целостного представления решения значимых в настоящее время проблем, связанных с особенностями деятельности педагога дополнительного образования в условиях ФГОС общего образования.

Настоящее учебно-методическое пособие состоит из пяти разделов, списка литературы, заданий для самостоятельной работы и приложений.

Первый раздел рассматривает особенности нормативно-правового обеспечения деятельности педагога дополнительного образования в условиях ФГОС общего образования.

Во втором разделе последовательно раскрываются составляющие системы деятельности педагога дополнительного образования: цели и планируемые результаты, содержание, формы, технологии.

Третий раздел посвящен различным форматам планирования деятельности педагога дополнительного образования, а именно: дополнительная общеобразовательная программа, программа внеурочной деятельности, календарно-тематическое планирование, конспект учебного занятия, проекты, диагностика результатов, учебно-методический комплекс.

Четвертый раздел пособия раскрывает специфику анализа и самоанализа деятельности педагога дополнительного образования.

Особенности процедуры аттестации педагога дополнительного образования в современных условиях рассматриваются в пятом разделе.

Задания для самостоятельной работы помогут читателям осмыслить содержание пособия, соотнести представленный теоретический материал с реальной практикой своей деятельности.

В приложениях размещены практические материалы, которые иллюстрируют представленные в пособии теоретические подходы и методики и могут стать основой для деятельности педагога дополнительного образования в условиях ФГОС общего образования.

Учебно-методическое пособие адресовано педагогам дополнительного образования, руководителям и методистам организаций общего и дополнительного образования, а также муниципальных методических служб, преподавателям организаций постдипломного педагогического образования.


Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Акофф, Расселл Л. Акофф о менеджменте : [пер. с англ.] / Рассел Л. Акофф. – СПб. : Питер : Питер принт, 2002. – С. 26.

2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов. – М. : Педагогика. – 2009 – № 4. – С. 18–22.

3. Буйлова, Л. Н. Как организовать дополнительное образование в школе : практическое пособие / Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова. – М. : АРКТИ, 2005. – 288 с.

4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.

5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 23 с.

6. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

7. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.

8. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осьмовская. – М. : Просвещение, 2011.

9. Интеграция общего и дополнительного образования : практическое пособие / под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. – М. : АРКТИ, 2006. – 296 с.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.

11. Кларин, В. М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / В. М. Кларин. – Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.

12. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. – М. : Академия, 2005. – 288 с.

13. Конасова, Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся : учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Конасова. – СПб. : Каро, 2006.

14. Конасова, Н. Ю. Технологии оценивания образовательных результатов. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся / Н. Ю. Конасова. – Волгоград : Учитель, 2013. – (Серия «Методическая лаборатория»).

15. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

16. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода / под ред. Н. Ф. Радионовой, М. Р. Катуновой, И. О. Сеничевой, Е. Л. Якушевой. – СПб. : Изд-во ГОУ СПБГДТЮ, 2005.

17. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии / В. Г. Крысько. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

18. Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л. Г. Логинова. – М. : Мегаполис, 2008.

19. Логинова, Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова. – М., 2005. – С. 71.

20. Малыхина, Л. Б. Квалиметрия – метод измерения качества занятий дополнительного образования / Л. Б. Малыхина // Директор школы : журн. для руководителей учебных заведений и органов образования. – 2010. – Сентябрь.

21. Малыхина, Л. Б. Методики анализа учебных занятий в системе дополнительного образования детей / Л. Б. Малыхина // Дополнительное образование и воспитание : науч.-метод. журнал. – 2010. – № 11.

22. Малыхина, Л. Б. Проблемные вопросы управления качеством об-разования в учреждении дополнительного образования детей / Л. Б. Малыхина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2009. – С. 88–96.

23. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Разработаны Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования России // Народное образование. – 2003. – № 2.

24. Моисеев, А. М. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева ; Ин-т «Открытое общ-во» (Фонд Сороса), Россия. – М. : РОССПЭН, 2004. – 239 с.

25. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1997.

26. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход : метод. рекомендации / под ред. Н. Ф. Радионовой, М. Р. Катуновой. – СПб. : Изд-во ГОУ СПбГДТЮ, 2005. – 65 с.

27. Панасюк, В. П.


Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования в условиях ФГОС

Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение
деятельности педагога дополнительного
образования в условиях ФГОС

Деятельность педагога дополнительного образования сегодня регулируется нормативно-правовым обеспечением, которое имеет тенденцию к постоянному обновлению. Так, например, наиболее часто обсуждаемый в настоящее время вопрос среди практиков – это внедрение Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 г.

Концепция развития дополнительного образования детей (далее – Концепция) разработана Минобрнауки РФ, одобрена Правительством РФ и утверждена Распоряжением № 1726-р от 4.09.2014 г. Предполагается, что Концепция поможет довести число детей 5–18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70–75 % к 2020 г. (сейчас в такие программы вовлечено около 60 % детей).

В Концепции определены состояние и проблемы дополнительного образования, описаны основные цели, задачи и направления его развития и модернизации инфраструктуры. Предусмотрено расширение роли негосударственного сектора.

Разработчики Концепции выделяют следующие основные направления ее реализации:

• повышение доступности программ дополнительного образования, в том числе для особых категорий детей;

• расширение спектра программ дополнительного образования;

• развитие системы регулирования качества дополнительного образования;

• повышение эффективности деятельности организаций дополнительного образования;

• развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования;

• расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования;

• модернизация инфраструктуры дополнительного образования;

• развитие неформального и информального образования.

Реализация перечисленных направлений предполагает разработку или обновление нормативных документов, в том числе:

– апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

– модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;

– разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;

– внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога;

– включение в основные профессиональные образовательные программы модулей по выбору обучающегося, относящихся к дополнительному образованию детей, включение в основные профессиональные образовательные программы педагогического, психолого-педагогического и дефектологического направлений обязательных модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью;

– введение профилей дополнительного образования в двупрофильные программы бакалавриата, создание программ магистратуры, ориентированных на подготовку педагогов для системы дополнительного образования детей1.

Основой деятельности педагога дополнительного образования сегодня является его программа. Это положение разработчики Концепции называют «принципом программоориентированности», в рамках которого базовым элементом системы дополнительного образования, в том числе в системе финансирования, рассматривается образовательная программа, а не организация.

В соответствии с Законом об образовании Российской Федерации (ст. 75, п. 2. 273-ФЗ) дополнительные общеобразовательные программы могут быть двух видов: дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В настоящее время в период разработки новых федеральных требований нормативным основанием структуры дополнительных общеразвивающих программ является Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».


Письмо Минобрнауки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (извлечения)

Приложение 1

Письмо Минобрнауки РФ «Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12.05.2011 № 03-296 (извлечения)

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель (рис. 1).

Рис. 1. Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

1) модель дополнительного образования (на основе институциональной и/или муниципальной системы дополнительного образования детей);

2) модель «школы полного дня»;

3) оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

4) инновационно-образовательная модель.

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

1) Модель дополнительного образования.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена в первую очередь на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает прежде всего реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

2) Модель «школы полного дня».

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризуют:

• создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.