Диктанты и изложения. 1-4 классы

Есть на складе
134 руб.
-10%
120,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 89
Составители Кувашова Н. Г.
Издательство Учитель, 2023
Серия Для учащихся 1-4 классов
ISBN 978-5-7057-2706-3, 978-5-7057-1461-2, 978-5-7057-4176-2, 978-5-7057-4554-8
Страниц 76
УДК 371.3
Штрихкод 9785705727063, 9785705741762, 9785705745548
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 55 г
Представленные в пособии диктанты и изложения систематизированы по основным темам примерной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ФГОС НОО. Большая часть текстов - отрывки из произведений русских писателей и поэтов.
Материал предназначен для проверки у обучающихся 1-4 классов усвоения правил по грамматике и правописанию и освоения предметных умений по русскому языку. Адресовано учителям начальных классов для использования в учебных целях; рекомендовано студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений, полезно родителям для подготовки детей к написанию диктантов и изложений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Ведущий род занятий школьника – учебная деятельность. Он должен понимать, что выполняет то или иное действие не ради получения конкретного результата, а ради того, чтобы этому действию научиться, овладеть способом его выполнения. Осознание способа действия, навыки самоконтроля и самооценки являются необходимыми компонентами учебной деятельности.

Цель настоящего сборника – дать учителям систематизированный материал по всем основным темам программы по русскому языку в начальной школе для осуществления контроля за усвоением учебного материала, помочь ученику в усвоении материала по грамматике и правописанию и в отработке орфографических умений и навыков. Текстовым материалом являются слова, словосочетания, отдельные предложения, связные тексты. Большая часть текстов – это отрывки из произведений русских писателей и поэтов. Много текстов познавательного характера. Такой материал окажет определенное образовательное воздействие и расширит кругозор обучающихся. Предусмотрены задания на ранее изученные темы, что способствует повторению пройденного материала и приведению в систему предметных умений по языку.

В качестве контрольных работ используются: диктант, грамматические задания, контрольное списывание, орфографические минутки, восстановительный диктант, изложение.

ДИКТАНТ. Тексты предлагаемых диктантов средней трудности и рассчитаны на выполнение всеми обучающимися. Ученик записывает текст на основе сложившегося навыка письма. Весь текст прочитывается выразительно, медленно, чтобы школьник уяснил его содержание. Затем текст читается отдельными предложениями. Ученик приступает к записи предложения после того, как оно будет прочитано до конца. Очень хорошо, когда обучающийся запоминает предложение и «про себя» его повторяет до записи. Важно читать громко и внятно. Если в тексте встречаются слова на еще не изученные правила, то эти слова следует произносить четко или выписывать отдельно. Когда весь текст записан, учитель прочитывает его целиком. Ученик следит, проверяя написанное. На проверку отводится 5–7 минут.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ связаны с текстом диктанта. Школьник либо выполняет ряд заданий в самом тексте, либо выписывает из него нужные слова. Два задания обязательны для каждого ученика. Они отражают программные требования к языку и умения на данном этапе обучения.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ МИНУТКИ включают работу над словами, словосочетаниями, способствуют систематическому совершенствованию орфографических умений.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков; проверяются умения списывать с рукописного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложений. Обычно списывание содержит 1–2 дополнительных задания, связанных с текстом.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. Дети выписывают из данного текста определенные грамматические категории (глаголы, имена существительные, имена прилагательные), а затем заново конструируют текст по выписанным из диктанта словам. Этот вид диктанта увеличивает самостоятельность и активность обучающихся, так как выписанные грамматические категории помогают запомнить прослушанное, но не дают возможности запомнить текст дословно, и учащимся приходится самостоятельно создавать текст.

ИЗЛОЖЕНИЕ способствует формированию навыков письменной речи – это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их значением. Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера. Во время работы над изложением необходимо проводить предупреждение орфографических ошибок. Большую роль играет зрительное восприятие текста: читая его, ученик запоминает правописание новых слов и объясняет другие орфограммы, уже знакомые ему. Для орфографического разбора текста можно применять различные приемы: предложить ученикам сосчитать количество слов в предложении, назвать слова, которые кажутся новыми или трудными; попросить найти слова, к которым применяется изученное правило, объяснить правописание слов, которые подчеркнуты учителем; применяется проговаривание по слогам трудных для обучающихся слов. Достаточная орфографическая подготовка до изложения обеспечивает ученику уверенность при письме. Он может сосредоточить внимание на содержании своей работы, спокойно обдумать каждое предложение и слово. После проверки работа разбирается подробно: указывается на отступление от плана, на неправильное построение предложения и т. д. Школьник должен сам выяснить, как можно устранить конкретную ошибку. Учитель после обсуждения изложения обязательно должен похвалить обучающегося, отметить, что получилось удачно при воспроизведении текста изложения.

Как оценить работу ученика?

Учитывая допущенные в диктанте ошибки, нужно иметь в виду:

1) повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (к примеру, в слове трава дважды вместо буквы а ребенок пишет о);

2) ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (к примеру, ребенок написал букву п вместо буквы б в слове дубки и букву с вместо буквы з в слове глазки);

3) ошибкой считается: а) нарушение орфографических правил при написании слов, сюда же входят и ошибки на пропуск букв, замену и вставку лишних букв; б) неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями (словарные слова); в) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент. Ошибкой не считаются исправления, которые сделал ученик (за исключением такого вида, как контрольное списывание).

Диктант и грамматические задания оцениваются двумя отметками: отдельно за диктант и отдельно за задания.

Оценивая диктант, ставят отметки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок;

«4» – за работу, в которой допущены 1–2 ошибки;

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок;

«2» – если допущено больше 5 ошибок.

За выполнение заданий:

«5» – полностью выполнено задание без ошибок.

«4» – полностью выполнено задание при одной ошибке.

«3» – не полностью выполнено задание, допускаются две ошибки.

«2» – за задание, к выполнению которого ученик не приступил. Ошибки, допущенные при выполнении заданий, не влияют на оценку за диктант и наоборот.

За контрольное списывание ставятся отметки:

«5» – работа выполнена безукоризненно, без исправлений;

«4» – за работу, где одна ошибка или 1–2 исправления;

«3» – за работу, в которой допущено 2–3 ошибки;

«2» – за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.


К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. В изложении оценивается:

1) содержание (как передано содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий);

2) построение текста (расположение частей, выделение абзацев);

3) соблюдение порядка слов в предложении, лексика (употребление слов в свойственном им значении);

4) орфографическая и пунктуационная грамотность.

За изложение ставятся отметки:

«5» – за работу, в которой правильно передано содержание текста, правильно построены предложения и употреблены слова, нет орфографических и пунктуационных ошибок (на изученные правила);

«4» – за правильно переданное содержание, нет существенных недостатков в построении предложений и употреблении слов, допущены 1–2 орфографические ошибки или пунктуационные ошибки;

«3» – за работу, в которой при передаче содержания допущены какие-либо существенные отступления от авторского текста, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов, допущено 3–5 ошибок в правописании или постановке знаков препинания;

«2» – за существенные искажения при передаче авторского текста; в построении предложений нарушен порядок, слова употреблены в несвойственном им значении, допущено более пяти ошибок в написании слов, неправильно оформлены предложения.

Очень важно помочь ребенку научиться грамотно писать диктанты, изложения. Когда учитель проверяет написанный диктант, он может не исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, а указать ученику на слово, в котором есть ошибка, пусть тот сам ее найдет; можно указать на строку, где есть слова с ошибками, для этого нужно вынести количество ошибок за поля: каждая ошибка – черточка вертикальная. Таким образом можно помочь школьнику работать над развитием орфографической зоркости. Если ученик не расставил знаки препинания в конце предложений или при однородных членах предложения (3 класс), прочитайте еще раз весь текст или отрывок так, чтобы ясно были видны границы предложений, выделите голосом интонацию перечисления при однородных членах. Вспомните вместе с обучающимся, что известно о предложении. Ученик исправит ошибки сам, если правильно направить его работу. Да и похвала играет немаловажную роль.

Проверяя изложения, учитель должен обратить внимание на редактирование текста: если ученик неправильно употребил слово, нужно помочь ему исправить ошибку: подчеркнуть волнистой линией все предложения, где есть существенные нарушения в построении, поработать вместе с учениками над такими предложениями.

Все изложения в начальной школе обучающие. Мы учим ребенка правильно передавать содержание текста, правильно строить предложения и употреблять слова. Мы развиваем его орфографическую зоркость: он сам отыскивает ошибки в словах, вспоминает правила или обращается к школьному словарю.

Восстановительный диктант оценивается по тем же критериям, что и изложение.

Содержание

Введение.    ..................................................................................3

1 класс    ..............................................9

2 класс    ......................................................15

3, 4 классы    ...........................25

1 класс    ........................................................41

2 класс    ........................................................48

3 класс    ......................................................59

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос