Города-герои России. Листая истории славные страницы. Классные часы, уроки мужества, викторины, конкурсы. Программа для установки через интернет

Есть на складе
136 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5426
Составители Буренко Л. Ю.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Внеурочная деятельность
Электронная версия скачать
УДК 373.3/.5
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены традиционные и современные формы организации внеурочной деятельности по изучению героической летописи городов-героев, способствующие формированию у школьников социокультурных ценностей и патриотического мировоззрения.
Предложены подробные сценарии классных часов, уроков мужества, викторин с творческим использованием музыкально-художественного оформления и комплекта тематических плакатов "Города-герои", которые помогут педагогам в реализации требований ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системном построении педагогической деятельности, позволяющей обучающимся узнать об истории воинской славы городов-героев Севастополя, Керчи, Волгограда, Москвы и др., подвигах их защитников.
Предназначено классным руководителям, заместителям директора, организаторам внеурочной деятельности, учителям образовательных организаций, педагогам дополнительного образования.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Литература

литература

1. Асадов, Э. А. Поэзия и проза / Э. А. Асадов. – М. : Эксмо, 2003.

2. Великая Отечественная война 1941–1945 : энциклопедия / гл. ред. М. М. Козлов. – М. : Сов. энциклопедия, 1985.

3. Военно-спортивные игры. 7–11 классы / авт.-сост. П. Ф. Куклин, Л. А. Тетушкина, Л. А. Лаврова. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013. – С. 59–63, 118–128, 123–126.

4. Встречи в школьной библиотеке : тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества / авт.- сост. Н. Г. Растегаева. – Волгоград : Учитель, 2009. – С. 46–57, 58–70, 79–96, 142–157.

5. Григорьев, С. Малахов курган / С. Григорьев. – М. : Детская литература, 1987.

6. Календарь памятных дат : классные часы на патриотические темы. 5–11 классы / сост. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. – Волгоград : Учитель, 2007. – С. 94–106.

7. Кассиль, Л. Улица младшего сына / Л. Кассиль, М. Поляновский. – М. : Детская литература, 1977.

8. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу). 1–11 классы / авт.-сост. С. В. Шевченко [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2008. – С. 32–41, 41–50, 58–62.

9. Мелков, Л. Керчь / Л. Мелков. – М. : Политиздат, 1981.

10. Моргунов, П. А. Героический Севастополь / П. А. Моргунов. – М. : Наука, 1979.

11. Нетрадиционные уроки истории России XX века в 9, 11 классах / авт.-сост. Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель, 2004. – С. 70–76, 90–97.

12. Окуджава, Б. Ш. Лирика. Проза / Б. Ш. Окуджава. – М. : Зебра, 2009.

13. Патриотическое воспитание : система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И. А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград : Учитель, 2008. – С. 45–51, 51–54, 55–59, 59–65,144–148.

14. Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой : дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т. М. Плохотник [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – С. 8–18.

15. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам : сценарии тор-жественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр / авт.-сост. М. В. Видякин [и др.]. – 2-е изд., испр., стереотип. – Волгоград : Учитель, 2008. – С. 12–18, 27–37, 108–111.


Интернет ресурсы:

Города-герои – Керчь. – Режим доступа : http://www.youtube. com/watch?v=LrkZKsjGAT4

Легендарный Севастополь. – Режим доступа : http://www.youtube.com/watch?v=LNsIg_1VIxc

Оборона Севастополя. – Режим доступа : http://www.calend.ru/event/4447/

Севастополь – город-герой! – Режим доступа : http://my.mail.ru/mail/m_shishmareva/video/1537/4026.html


Героям битвы за Севастополь (Л. Ю. Буренко)

Л. Ю. Буренко

Героям битвы за Севастополь

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, за свой город; расширять представления обучающихся о городе-герое Севастополе; способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига.

Оформление: репродукции картин, посвященных войне, фотографии военного Севастополя, записи песен военных лет.

Подготовка к классному часу: оформление выставки книг, репродукций, фотографий, запись на доске эпиграфов к классному часу:

Нет героев от рождения,

Они рождаются в боях.

А. Твардовский

Легендарный Севастополь,

Неприступный для врагов.

Севастополь, Севастополь –

Гордость русских моряков!

П. Градов

Ученики готовят сообщения о мужестве защитников Севастополя. Группа чтецов подбирает стихи о войне, мужестве, героизме. Группа музыкальных оформителей – песни о военных годах, подвигах моряков и солдат.

Электронные ресурсы:

Легендарный Севастополь. – Режим доступа : http://www.youtube.com/watch?v=LNsIg_1VIxc

Севастополь – город-герой! – Режим доступа : http:// my.mail.ru/mail/m_shishmareva/video/1537/4026.html

Оборона Севастополя. – Режим доступа : http://www.calend.ru/event/4447/

Ход классного часа

Звучит гимн города-героя «Легендарный Севастополь» (муз. В. Мурадели, сл. П. Градова).

Учитель. Великая Отечественная война отгремела много лет назад, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 27 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы она обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

Звучит отрывок из песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа».

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы плечом к плечу

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

1-й ученик. За ценой не стояли, бились насмерть. Потоками крови и слез была омыта многострадальная земля. В первые часы войны гитлеровские захватчики нанесли мощный авиационный удар по Севастополю и Черноморскому флоту. Фашистская атака с воздуха была успешно отражена.

1-й чтец. Они в снегах замерзали

И в болотах тонули гнилых,

В медсанбатах от ран умирали

И друзей хоронили своих.

Заживо в танках сгорали

И с гранатою шли на врага,

Жизнь они за нас отдавали,

Хоть была она им дорога.

Им хотелось любить и смеяться,

К материнским ладоням прижаться,

Благороднее став и мудрей.

Но в холодной земле на чужбине

Они остались лежать навсегда,

И хранит вечный сон их доныне

Лишь далекая в небе звезда.

Им и славы посмертной не надо,

Хоть судьба их горька.

Ведь высшая всем им награда –

Наша память о них на века!

2-й ученик. Война началась для Севастополя в 3 часа 13 минут 22 июня 1941 года с налета немецкой авиации. На город полетели первые бомбы, в акваторию бухты были сброшены мины. Суровым и тяжелым испытанием для севастопольцев и моряков Черноморского флота стала Великая Отечественная война. Завязались ожесточенные бои на дальних подступах к Севастополю. Фашисты рассчитывали взять город с ходу. Попытки оказались безуспешными. Вражеские атаки отражались севастопольским гарнизоном при поддержке корабельной артиллерии и авиации. В первых же боях защитники города проявили стойкость и героизм, сопротивляясь ударам превосходящих сил противника.


О славной летописи города Керчи (Л. Ю. Буренко)

Л. Ю. Буренко

О славной летописи города керчи

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; формировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего народа.

Оформление: 2–3 картины на военную тематику, выставка книг, свеча для минуты молчания; репродукции картин: А. Е. Алексеев. «Проводы. 1941 год», И. В. Евстигнеев «Ночной бой», Б. Иогансон «Праздник Победы», Б. М. Неменский «Сестры», Н. Я. Бут «Аджимушкай. 1942 год», «Боевые подруги», «Солдаты подземного гарнизона».

Электронный ресурс:

Города-герои – Керчь. – Режим доступа : http://www.youtube. com/watch?v=LrkZKsjGAT4

На доске: Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д. Самойлов

Предварительная подготовка: разбить ребят на группы и каждой дать задание: встретиться и провести беседу с людьми старшего поколения, которые в годы войны были детьми, выяснить, какие трудности выпали на их долю и на долю их родных и близких.

Ход классного часа

Ведущий. В славной летописи городов-героев достойное место занимает город Керчь – крупный порт на берегу Керченского пролива. Художники запечатлели многие реальные сюжеты военных лет, у нас есть возможность познакомиться с ними.

Беседа по вопросам:

1. Какие чувства у вас вызывают картины?

2. О каких событиях Великой Отечественной войны они рассказывают?

3. Какие чувства запечатлены на лицах?

4. Что художник старается выделить в своем произведении?

Ведущий. Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими воинами и фашистскими захватчиками. В результате кровопролитных боев Керчь была практически полностью разрушена. В середине ноября 1941 года после двухнедельных ожесточенных боев город был захвачен фашистами. 30 декабря 1941 года в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции Керчь была освобождена. Но фашистам очень нужен был Крым.

В мае 1942 года немцы сосредоточили крупные силы на Керченском полуострове и начали новое наступление. После страшных, упорных боев город снова оказался в руках фашистов. Нет, защитникам нечего стыдиться. Они стояли насмерть.

Пример: героическая, длительная и упорная борьба партизан и тысяч советских солдат в Аджимушкайских каменоломнях.

1-й ученик. Героев в боях за Керчь было немало, но город до сих пор помнит самого младшего из них – 14-летнего Володю Дубинина.

Володя родился 29 августа 1927 года в семье Никифора Семеновича и Евдокии Тимофеевны Дубининых. Отец Володи в годы Гражданской войны воевал против белых в партизанском отряде, позже стал моряком. Работал и на Черном море, и в Заполярье, так что семья успела попутешествовать по стране.

Володя рос подвижным, любознательным, немного хулиганистым парнем. Любил читать, увлекался авиамоделизмом, фотографией…

Когда началась война, Никифора Дубинина призвали в армию. Евдокия Тимофеевна с Володей и его сестрой перебралась к родне, в район Старый Карантин.

Чем ближе наступавшие гитлеровцы были к Керчи, тем активнее руководство города готовилось к партизанской войне в случае его оккупации. Базами партизанских отрядов должны были стать Аджимушкайские и Старокарантинские каменоломни, которые представляли собой настоящие крепости.

2-й ученик. Володя с приятелями узнали про партизанский отряд в Старокарантинских каменоломнях. Мальчишки стали просить взрослых взять их в партизаны. После некоторого колебания командир отряда Александр Зябрев дал добро. Мальчишки, способные выйти из каменоломен сквозь узкие расщелины, были незаменимы в качестве разведчиков.

Как-то дома Володя нашел медаль «За трудовую доблесть» и прикрепил ее себе на рубашку, заметив: «Красиво». Сестра Валя, которая была старше Володи на два года, урезонила:

– Но это ведь не твоя награда. Такую медаль надо заслужить. А ты еще маленький!

Володя покраснел, снял медаль и ответил:

– Вот увидишь, каким я стану.

После оккупации Керчи Володя ушел с отрядом в каменоломни.

Партизаны в каменоломнях Старого Карантина очень скоро начали беспокоить немецкое командование. Однако выбить их оттуда гитлеровцы не могли. Тогда они приступили к осаде, заблокировав все выходы и старательно заливая цементом щели.

Вот тут-то и пригодились мальчишки. Володя Дубинин, Ваня Гриценко,


Сталинградская битва – подвиг навеки (В. Г. Денисова)

В. Г. Денисова

сталинградская битва – подвиг навеки

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, за свой город; прививать чувство любви к родному городу; расширять представления учащихся о Сталинградской битве, героизме советского народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оформление: репродукции картин, посвященных войне, Сталинградской битве, фотографии военного Сталинграда, героев Сталинградской битвы, памятников войны, выставка книг о Сталинградской битве, записи песен о войне.

Подготовка к классному часу: оформление выставки книг, репродукций, фотографий, запись на доске эпиграфов к классному часу:

На старой, милой нам Земле

Есть много мужества. Оно

Не в холе, воле и тепле,

Не в колыбели рождено...

К. Симонов

Нет героев от рожденья,

Они рождаются в боях.

А. Твардовский

Учащиеся готовят сообщения о мужестве советских солдат в дни Сталинградской битвы. Группа чтецов подбирает стихи о войне, мужестве, героизме. Группа музыкальных оформителей – песни о военных годах, подвигах солдат.

Ход классного часа

Ведущий. Семьдесят лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. 27 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы она обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»).

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы плечом к плечу

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

Ведущий. Да. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины. Всем вам известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва.

Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были непонятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?..

Учащиеся рассказывают о подвигах солдат и командного состава.

Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счет перевалит за 1000». Петр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Нанайский охотник, снайпер Максим Пассар во время Сталинградской битвы уничтожил 272 фашиста. Снайпер Николай Ильин застрелил 500 вражеских солдат.

24 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом (на этом месте сейчас находится Дом офицеров). Он повел своих бойцов в наступление, был ранен в ногу и руку, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Илья Воронов со своими бойцами занял соседний с атакуемым дом. Из окна здоровой рукой он продолжал бросать гранаты во врага. Немцы взорвали дом, из которого вели атаку наши бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда бой затих, вынесли раненых и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела было извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ноги, но выжил.

Территория между заводом буровой аппаратуры и Волгой называлась во время Сталинградской битвы островом Ивана Ильича Людникова


Славься, мой Сталинград (классный час, посвященный годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом (устный журнал)) (В. В. Зорина)

В. В. Зорина

Славься, мой Сталинград
(классный час, посвященный годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом (устный журнал))

Цель: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой город, свой народ, свою армию.

Оформление: плакаты с фотографиями «Генералы Сталинграда», с цитатой А. И. Ерёменко, маршала Советского Союза: «Величайшая победа, одержанная под Сталинградом, сыграла колоссальную роль в ходе всей Второй мировой войны. Через моря и океаны неслась слава этой победы»; карты продвижения военных фронтов в 1942–1943 г., фотографии военного Сталинграда и современного Волгограда.

Ход классного часа

1-й чтец. Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский –

Вечная слава тем,

Кем фашизм, покоривший Европу,

Был остановлен здесь.

2-й чтец. В суровые годы битвы

Здесь насмерть стояли люди –

Товарищи и ровесники

Твоего отца.

Они здесь стояли насмерть!

И были средь них солдаты –

Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,

Простые наши мальчишки –

Немного старше, чем ты.

К нам приезжают люди –

Жители всей планеты –

Мужеству их поклониться,

У их могил помолчать.

М. Агашина. Мальчишкам Волгограда

Ведущий. Действительно, трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве Второй мировой войны, решалась не только судьба нашего государства, но решались судьбы всего человечества.

«Сумеет ли Красная Армия сломать хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие?» – вот вопрос, который волновал всех и на который должны были дать ответ сражения, развернувшиеся у Дона и Волги.

По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории.

– Почему гитлеровцы рвались к Сталинграду, каковы были их планы?

Учащийся. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков так написал о планах гитлеровского командования: «В общих чертах политическая и военная стратегия Гитлера на ближайший период 1942 г. сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, овладеть районами Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства».

– Какова была обстановка для нашей страны к началу Сталинградской битвы?

Учащийся. К началу Сталинградской битвы обстановка для Советского Союза была очень сложной и трудной. Гитлеровцы оккупировали Украину, Белоруссию, Прибалтику, почти весь Краснодарский край. Несмотря на то, что в битве под Москвой немецко-фашистская армия потерпела крупное поражение и план «молниеносной» войны был сорван, Гитлер держал на советско-германском фронте более чем 6-миллионную армию. Противник превосходил советские войска в людях в 1,7 раза, в артиллерии и танках – в 1,3 раза, в самолетах – более чем в 2 раза.

Ведущий. Ни одно другое государство в мире не смогло бы устоять в такой войне. Но советские люди понимали, что под Сталинградом решается судьба страны. «Стоять насмерть, ни шагу назад!» – таков был приказ Родины.

Как исполнялся этот приказ, как происходили события с того момента, как 17 июля 1942 г. передовые отряды 62-й и 64-й Армий (командующие: 62-й Армией – генерал В. И. Чуйков, 64-й Армией – генерал М. С. Шумилов) вступили в бой с авангардами 6-й немецкой армии под командованием генерал-полковника Ф. Паулюса, вы увидите из документального фильма «Битва за Сталинград».

Идет просмотр видеофильма. Кассета «Великая Отечест-венная война. 1941–1945». Блок «Битва за Сталинград» – 15 мин.

Во время просмотра можно останавливать пленку и обращать внимание учащихся на самые значительные моменты битвы.

Для закрепления и обобщения материала учащимся предлагается

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос