Игрушки. От 2 до 7 лет (серия "Грамматика в играх и картинках")

Снято с продажи
Код 2072
Издательство Паритет, 2007
ISBN 5-93437-257-2
Страниц 32
УДК 373
Штрихкод 9785934372577
Размеры (Ш x В x Т) 195 x 255 x 4 (мм)
Вес 122 г
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложены дидактические игры, посвященные лексической теме "Игрушки".
Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи. Обучение проводится с помощью упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.
Цветные иллюстрации содержатся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практи­ки, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,— дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду»1. Тема «Игрушки» изучается в младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания.

Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической.

Решение каждой задачи происходит прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В таблице приведена последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамма­тической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.

Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

__________

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. М., 2004.

3


Для удобства работы с детьми цветные иллюстрации находятся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование.

Работа осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней.

В речевой практике, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.

Содержание

Введение        3

2—3 года (1 младшая группа)

Игра «Мои игрушки»        7

Игра «Спать пора»        7

Игра «Что для Вани, а что для Ванечки?»        8

Игра «Много — мало»        8

Игра «Магазин игрушек».            9

Игра «Разложи мячи в корзины»        9

Игра «Строим дом для куклы»        10

Игра «Дрессированный шарик»        10

Игра «Любопытный пальчик»        11

Игра «Я играю»        11

3—4 года (младшая группа)

Игра «Найди и назови»        12

Игра «Кто игрушки разбросал?»        12

Игра «Игрушки — по местам»        13

Игра «Сосчитай матрешек»        13

Игра «Мы — игрушки»        13

Игра «Хорошо — плохо»        14

Игра «Где спят игрушки?»        15

Игра «Расставь по порядку»        15

Игра «Найди и соедини»        16

Игра «Назови ласково»        16

4—5 лет (средняя группа)

Игра «Я и мои игрушки»        17

Игра «Магазин игрушек»        17

Игра «Угадай, чем?»        18

Игра «Разложи игрушки»        18

Игра «А у меня лучше»        18

Игра «Что умеют делать игрушки?»        19

Игра «Он, она, они»        19

Игра «Что забыл нарисовать Незнайка?»        19

Игра «Подумай и скажи»    20

Игра «Измени слово»    20

5—6 пет (старшая группа)

Игра «Для девочек и мальчиков»        21

Игра «Назови признаки»        21

Игра «Мой, моя, мое, мои»        22

Игра «Ревизия»        22

Игра «Назови ласково»        22

Игра «У кого какая игрушка?»        22

Игра «Отгадай, что это»        23

Игра «Лишнее слово»        23

Игра «Слова-родственники»        23

Игра «Потерянное слово»        23

Игра «Подумай и скажи»        24

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «Какая это игрушка?»    25

Игра «Много»    25

Игра «Отгадай загадки»    25

Игра «Самая-самая»    26

Игра «Идем в магазин»    26

Игра «Какая эта игрушка?»    27

Игра «Сосчитай и назови»    27

Игра «Объясни»     . 28

Игра «Скажи по-другому»    28

Игра «Синонимы»    28

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос