- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Администрации
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Преподавателям
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Директору школы
- Работа с учащимися. Воспитательный процесс в школе
Воспитание на уроке
- Отзывы
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 1220а |
Авторы | Щуркова Н.Е. |
Издательство | Центр "Педагогический поиск", 2007 |
ISBN | 5-901030-89-3 |
Страниц | 160 |
Штрихкод | 9785901030899 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 206 x 7 (мм) |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 96 г |
Адресовано школьным учителям, администрации школы, работникам управленческих структур образования, студентам и преподавателям педвузов и педколледжей, а также научным работникам в области педагогики.
Фотографии сделаны в гимназии № 13 "Достоинство" г. Пензы.
Подробное описание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общественность видит и знает, что школа не справляется с делом обучения детей. Знания их ниже среднего уровня, речь не развита, мышление примитивно, школе не удается привить ни привычки, ни любви к интеллектуальному труду. Говорить о том, что мы развиваем Ноmo sapiens, не приходится. Достаточно взглянуть на лица и прислушаться к речи наших детей. Утверждение, будто с обучением дело обстоит хорошо, но плохо - лишь с воспитанием, не выдерживает критики. И с тем и с другим - крайне дурно. Если дети не умеют читать, если они «ненавидят думать», если у них скудный лексикон, если они слабо осознают себя в обстоятельствах, если они вовсе не улавливают причинно-следственных связей, то вовсе нет оснований для удовлетворенности состоянием обучения детей.
Их уже пробовали развлекать методиками так называемой педагогики сотрудничества, которые вовсе отучили детей от всякого мыслительного напряжения, пробовали загонять и на уровень высочайших исследовательских методик, создавая иллюзию научного творчества на почве невспаханного интеллектуального поля, их перегружали домашними заданиями, тренировали в методике тестированного обучения, использовали кнут и пряник, предлагали дорогостоящие учебники и т.п. - дело обучения детей не сдвигается с места. (Если не учитывать отдельных мужественных попыток выхода за пределы казенного образования, насаждаемого чиновничеством, в сферу жизни ребенка и его обучения как счастливого проживания жизни. Одним из примеров такого противостояния может служить «система Базарного», реализуемая в республике Коми.)
Причин такой печальной деградации множество. Да и социальный фон всеобщего обнищания духа оказывает неблагоприятное влияние на результаты педагогических усилий. Обнищание духа коснулось урока и поселилось в учебных кабинетах.
Стремительное движение третьей научно-технической революции, обрушивая на нашу жизнь шквал технических новинок, не может не оказывать сильного давления и разрушительного влияния на жизнь духовную. Мы не выдерживаем экзамена, проводимого цивилизацией. Теперь смелое заявление Ж.-Ж. Руссо о падении культуры при развитии цивилизации уже нисколько не кажется безрассудным.
Тем не менее педагогика (передовая педагогика!) в истории общественного развития всегда стояла в оппозиции к жадному накоплению материальных богатств, оберегая культурное наследие и бережно передавая его молодому поколению.
Поэтому оставим за рамками профессиональной сферы весь букет факторов деградирующего влияния на ребенка и остановимся лишь на том, что относится к нашим педагогическим обязанностям. И, прежде всего, к пониманию сущности процесса обучения детей в школе.
Каково оно, это представление, на сегодняшний день? В частности, каково оно у организатора учебного процесса в школе, называемого завучем? У рядового учителя, ведущего ежедневно пять-шесть уроков? У директора школы, стратега воспитания детей?
Центральный вопрос такого рассмотрения — вопрос отношения к ученику как объекту обучения либо как к субъекту учебной деятельности: что есть для педагога ребенок в момент взаимодействия с ним?
Достижения 80-х годов, когда интенсивно разрабатывалась личностно-отношенческая концепция в воспитании школьника, упорно отбрасываются тупым чиновничеством управленческих структур, ребенка все настойчивее предъявляют как носителя знаний, функций и будущей карьеры.
Заглянув к цирковому дрессировщику, мы убедимся, что именно такое отношение к животному имеет работник цирка: его милые воспитанники «знают», «умеют» и приносят хозяину своему «успех». Заодно предлагаем мысленно заглянуть и в горнило терроризма: там тоже найдем «знания», «умения» и отличную методику проектируемых успешных актов.
Нас не устраивает то, что происходит на уроке сегодня за закрытыми дверьми классной комнаты: учительский окрик, шум и беспорядок, взаимная грубость детей и педагога, лень и низкий уровень мыслительной работы и - беспредельное подавление личности ребенка.
Мы хорошо знаем, что такая же страшная картина перекочевала в педвузы на лекции и семинары, потому что тот, кто обучает студента, не только не обеспечивает его профессиональной подготовки, ибо сам не умеет работать с детьми, но не владеет искусством работы с учебной группой вообще, - тем более с группой вчерашних школьников, вовсе не воспитанных в школе.
Основная вина ложится на управленческие структуры, которые, во-первых, подменив понятие «воспитание» понятием «образование», ликвидировали вовсе процесс воспитания личности. Полистаем журналы: там говорят об «образовании» как системе научных знаний, которые следует вложить в мозговую сумку школьника. А придуманное оправдание о «личностно-ориентированном образовании» повисает в воздухе как нечто лишнее и добавленное на случай оправдания своего преступного действия.
Если «образование» есть «формирование образа человека», то почему чиновники не создали другого понятия для обозначения уровня научных знаний? И как в таком случае они приказывают обозначать систему начального образования? Среднего? Профессионального? Педагогического? Высшего? Трусливое молчание загнанных в тупик собственной глупостью является хорошим контраргументом против любителей западных эталонов.
Не все испытывают острую неудовлетворенность уроком. Тому причиной является косная специфичность позиций учителя. Если педагог занимает нормативную позицию, видя в уроке передачу детям социальных и научно-познавательных норм, которые предъявляются как неукоснительные к признанию и исполнению, то проблема урока улетучивается, сводится к управлению группой детей, приучению, тренингу и контролю.
При информативной позиции, когда педагог сводит профессиональные функции к передаче детям суммы знаний и проверке их освоения, проблема урока переносится учителем на детей: он в претензии к их лености, неработоспособности, безответственности. Причина трудностей возлагается иногда на третье лицо. Вот что говорит учитель, занявший такую позицию, при вопросе, почему трудно стало вести уроки:
«Дети не хотят учиться» - 50 % опрошенных;
«За детьми не смотрят родители» - 27 % опрошенных;
«Учебные программы перегружены» - 22,7 %.
Нетрудно заметить, что производится перенос проблемы во внепрофессиональную сферу: ни один не обращается (0 %) к фактору качественности профессиональной подготовки субъекта урока.
Столь же относительно спокойно поживает тот учитель, который занимает административно-приказную позицию: для него очевидной предстает необходимость усиления властных полномочий учителя, укрепление в системе школьной жизни строжайшего порядка и дисциплины. Он так и объясняет неэффективность работы с детьми: «в школе нет порядка». В ситуациях бессмысленного распоряжения сверху такой учитель не пробует даже противиться бессмыслице, заявляя детям, что «велено» повиноваться и он исполняет приказ свыше.
Существующие три позиции («нормативная», «информативная», «административная») не только не улучшают состояние дела, но и консервируют плачевность его. Педагогические неудачи, очевидные для всей общественности, оправдываются «невоспитанностью детей». Не занимаясь воспитанием, ссылаются на то, что невоспитанность детей мешает их обучению.
Вот педагог школы рисует картинку такой невоспитанности: «Не успеваю пожелать им приятного аппетита - они, как только зазвенит звонок, бегут в столовую, как кони!» И нам долго предстоит сокрушаться по поводу дикого поведения детей, пока мы с названных позиций выстраиваем свою работу с детьми, не позволяя задать себе один простой вопрос: кто же довел детей до такого состояния, что они, «как кони», бегут к еде.
Плодотворна и продуктивна одна только позиция - мировоззренческая.
Занять мировоззренческую позицию - значит подняться над конкретной ситуацией урока, взглянуть на процесс обучения через призму жизни человека, увидеть закономерности жизни в частных проявлениях школьной реальности, определить человека как наивысшую ценность, а приобретаемые им знания - как средство жизни, не более того. И понять, что происходящее на уроке есть жизнь, которую ведут дети вместе с педагогом. И содержание проживаемой жизни выше средств жизни.
С позиция мировоззренческой, урок - это действительная жизнь, проживание и осмысление ее свершается здесь и сейчас.
Содержание
Предисловие 4
Глава 1. Мыслит не мозг - мыслит человек 10
Глава 2. Объект изучения - жизнь 18
Глава 3. Деятельность группы на уроке 28
Глава 4. Методика, адекватная цели 41
Глава 5. Взаимодействие людей на уроке 51
Глава 6. Триумф личности как явление урока 60
Глава 7. Образ отношения на сцене урока 70
Глава 8. Поведенческие традиции урока 79
Глава 9. Материальное поле урока 89
Глава 10. Духовное поле урока 97
Глава 11. Инцидент урока 102
Глава 12. План и конспект урока 105
Глава 13. Профессиональный анализ урока 109
Глава 14. Феликсология урока 118
Глава 15. Незримый субъект урока 125
Глава 16. Груз прошлого 131
Глава 17. Технологическая карта поведения учителя на уроке 148
Послесловие 153
Приложения 158
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Администрации
- Директору школы
- Работа с учащимися. Воспитательный процесс в школе
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом