Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы

Снято с продажи
Код 1214л
Издательство УЦ "Перспектива", 2008
ISBN 5-98594-072-1
Страниц 120
Штрихкод 9785985940725
Размеры (Ш x В x Т) 145 x 208 x 4 (мм)
Вес 138 г
В данном издании дана научная характеристика воспитательных систем образовательных учреждений, представлен анализ воспитательных систем и сущность их построения, рассмотрена теория и технология моделирования воспитательных систем. Проанализирована история развития института классного руководителя в России и роль класса и классного руководителя в воспитательной системе школы. Разработана технология деятельности классного руководителя с классным коллективом и индивидуально с каждым учащимся.
Содержание данного пособия может быть полезно исследователям проблем воспитания в современной школе, педагогам-воспитателям, студентам вузов и средних специальных учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проведенных исследований обусловлена кризис­ным состоянием системы воспитания подрастающего поколения, потребностью определения роли обновляемых государственных и общественных структур в созидании нового воспитательного пространства, отвечающего конкретным социально-политиче­ским, экономическим условиям нашей страны, задачам форми­рования человека-гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина-патриота, семьянина, труженика, жителя планеты Земля.

Воспитание — важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение — передача нако­пленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможно развитие человека. Особенностью, знаме­нием времени и всех изменений, происходящих в современной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагоги­ческих идей в теории и технологии воспитания. В России за последние пятнадцать лет появилось более десятка новых подхо­дов и концепций воспитания. Отмечается постепенный переход от рецептурной к концептуальной педагогике. В концепции осо­бое внимание уделяется принципам как ориентирам для разра­ботки стратегии педагогической деятельности.

Гуманистические концепции — это не жесткие требования, а предложения, взгляды, определяющие понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей. Интерес научных и практических работников образова­ния, акцентирующих внимание на концептуальных основах обра­зования, свидетельствует о пробуждении концептуального педа­гогического мышления.

Настоящие профессионалы должны знать о новых подходах и концепциях воспитания, т.к. без этих знаний невозможно моде­лирование и построение воспитательной системы в конкретном образовательном учреждении. В настоящее время большинство ученых и практиков выступают против создания единой модели или программы воспитательного процесса для всех учебных заве­дений страны. Курс взят на реализацию идеи вариативности целей, содержания и способов организации воспитательной дея­тельности. Однако это вовсе не означает, что теперь можно не опираться на достижения педагогической науки и строить воспи­тательные системы без учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка. Реализация принципа вариативно­сти требует от педагогов гораздо большей осведомленности в вопросах теории и технологии воспитания.

Предпринимаемые в последние годы попытки руководителей образовательных учреждений, классных руководителей, органи­заторов воспитательной работы произвести обновление и совер­шенствование воспитательной деятельности путем внесения локальных или модульных изменений, к сожалению, не приносят желаемого результата. Требуются существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые возможны лишь при системном подходе в организации мышления и действий всех участников педагогического процесса. В свою очередь, формиро­вание системного стиля мыслительной и практической деятель­ности трудно представить без оснащения ее системными средствами, к разряду которых и относятся современные подходы и концепции воспитания.

В исследованиях, пособиях достаточно полно представлен опыт по научно-теоретическому обоснованию воспитательных систем и подходов, изложены теории и технологии их моделиро­вания, но, вместе с тем, недостаточно уделено внимания деятель­ности классного руководителя в классе, не определена его роль и место в воспитательной системе школы.

За последние годы в российских школах появились новые спе­циалисты с должностными обязанностями воспитания учащихся: педагоги-организаторы, старшие вожатые, педагоги дополни­тельного образования, социальные педагоги, классные воспита­тели. Но вопреки всему, в школе именно классный руководитель был и остается основной фигурой, определяющей процесс воспи­тания личности. Он призван быть связующим звеном между уче­ником, педагогами и родителями, социумом, а порой и между самими детьми. Это к нему первому, а иногда и единственному, обращаются учащиеся за советом, помощью, поддержкой в надежде обрести старшего друга и мудрого наставника.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базиру­ясь на личностно-ориентированном подходе.

Исследования деятельности классного руководителя показа­ли, если он правильно определяет цели, направления воспита­тельной работы с учащимся, знает интересы, возможности своего класса, то класс интегрируется в целом с системой воспитания школы, включается в воспитательное пространство микрорайо­на, семья становится соучастником жизнедеятельности класса и школы.

Результаты исследования могут быть использованы как руко­водителями школ, так и классными руководителями (воспитате­лями) для разработки концепций и программ воспитательного процесса; как материал для самообразования педагогов; в кор­ректировке учебных программ по педагогике в средних специаль­ных и высших учебных заведениях (особенно по теории воспита­ния, моделированию воспитательных систем, технологии дея­тельности классного руководителя); в системе повышения педа­гогической квалификации работников образовательных учрежде­ний (руководителей, методистов по воспитательной работе, клас­сных руководителей); в подготовке нового поколения учебников по педагогике и учебно-методических пособий.

Материалы исследования могут стать определенным ориенти­ром для педагогических коллективов школ и в частности замести­телей директора по воспитательной работе и классных руководи­телей, в поиске новых вариантов, путей, средств совершенствова­ния, качественного обновления деятельности образовательных учреждений, в моделировании воспитательных систем и технологии деятельности классного руководителя в этих системах.

Содержание

Введение    3

Теоретико-методологические основы развития воспитательных систем общеобразовательных учреждений    7

Теоретические основы развития воспитательной системы школы     7

Анализ современных концепций и подходов к воспитательным системам школы    19

Сущность построения воспитательной системы школы     40

Теория моделирования воспитательных систем образовательных  учреждений     44

Технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения    50

Роль и место классного руководителя в воспитательной системе школы    62

История развития института классного руководства в России    62

Класс и классный руководитель в воспитательной системе школы    71

Технология деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса     78

Индивидуальная поддержка учащихся в деятельности классного руководителя    90

Заключение    95

Приложения    99

Приложение 1. Критерии оценки и самооценки деятельности классного руководителя    99

Приложение 2. Анкета для выявления уровня воспитанности учащихся класса    104

Приложение 3. Программа лекционно-семинарного блока для курсов повышения квалификации «Школа —классный руководитель — ученик — Родители»    112

Приложение 4. Структура и содержание программы по индивидуальной поддержке учащихся на основе взаимодействия «Классный руководитель — ученик — Родители»    114

Литература     119

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.