Сборник программ элективных курсов (авторские программы учителей гимназии)

Снято с продажи
Код 980а
Издательство УЦ "Перспектива", 2007
ISBN 5-98594-061-6
Страниц 172
Штрихкод 9785985940619
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Вес 171 г
Настоящий сборник подготовлен учителями Московской городской педагогической гимназии-лаборатории №1505.
В данном сборнике представлены авторские программы элективных курсов по различным образовательным областям, которые апробированы в практике обучения.
Прикладная направленность содержания сборника может быть полезна учителям-практикам различных образовательных учреждений.

Подробное описание

Предисловие


Одним из направлений модернизации современного образования яв­ляется переход к профильному обучению в старшей школе. Одно из не­обходимых условий создания образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, явля­ется предпрофильная подготовка через организацию курсов по выбору, то есть элективных курсов.

Каким образом необходимо готовить ученика к самоопределению, осознанному выбору? С какого возраста должна начинаться предпро­фильная подготовка?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Опыт гимназии №1505 показывает, что работу по созданию условий для самоопределения школь­ника в отношении собственной образовательной перспективы целесо­образно вести начиная с 5 класса,

Работа по созданию системы элективных курсов с 5 по 11 классы ве­дется в гимназии с 1994 года, когда педсовет принял решение создавать «возможности для самореализации личности гимназиста, прежде всего за счет выбора свободно изучаемых курсов, смены видов деятельности, активного включения творческого начала в учебный процесс».

Остановлюсь на наиболее значимых аспектах при организации рабо­ты элективных курсов: целях, организационных вопросах, результатах.

Целью введения элективных курсов в учебный план для учащихся 5 - 6 классов является необходимость завершения начального образования, адаптация к особенностям интеллектуальной деятельности в образова­тельном процессе.

Основная цель элективных курсов в 7—8 классах — подготовка к осознанному выбору профильных предметов в процессе знакомства с нетрадиционным содержанием, дополняющим, расширяющим базовые учеб­ные предметы.

В 9 классе назначение элективных курсов иное: поддержка одного из предметов, выбираемых учащимися для профильного изучения.

Возможность введения элективных курсов в учебный план 5—9 клас­сов обеспечивается за счет часов школьного компонента Базисного учеб­ного плана.

В пятом классе каждый гимназист выбирает четыре элективных кур­са из шести — один элективный курс на семестр. Перед тем как сделать выбор, пятиклассникам дважды презентуют элективные курсы: первый раз — на «Празднике абитуриента» — театрализованный отчет пятикласс­ников перед вновь принятыми гимназистами по итогам обучения на элек­тивных курсах, второй раз — 1 сентября презентация учителей, ведущих элективные курсы.

Элективные курсы для учащихся шестого класса условно объедине­ны в два блока: гуманитарные и естественно-научные, из которых каж­дый учащийся выбирает один элективный курс на каждое полугодие.

Как правило, все курсы в 5 классе носят характер презентации аналогичных по тематике курсов 6 класса.

Практика организации элективных курсов в 5—6 классах строится с учетом следующих условий:

- курсы по выбору охватывают основные образовательные области (математика, природа, общество, искусство, технология);

- выбор элективного курса может быть осложнен предложением в одной образовательной области двух курсов;

- методы обучения на элективных курсах отличаются от методов, используемых на традиционных уроках, технология работы ориентиро­вана, прежде всего, на развивающие цели, на формирование положитель­ной мотивации с учетов возрастных особенностей учащихся, а также их индивидуальных черт;

- важное место в работе элективных курсов уделено формированию разнообразных общеучебных, а также специфических и надпредметных умений.

Завершается изучение элективных курсов в 5 классе праздником-отчетом для вновь принятых учащихся. Учащиеся 5-х классов делают еще один выбор: выбирают один из четырех элективных курсов, за которые они хотят отчитаться. Этот выбор является своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей, какие элективные курсы наиболее интересны для ребят.

В 6 классе изучение элективного курса в первом полугодии заверша­ется экзаменом. Экзамен проходит в форме публичной презентации кол­лективно выполненного стенда «Выставка достижений». Отчет за элек­тивные курсы второго полугодия проходит в рамках конференции науч­ного общества гимназистов «Сократ».

Для учащихся 7—8 классов в гимназии разработаны программы полугодовых курсов, основное назначение которых — помочь учащимся в осознанном выборе профильных предметов.

Элективные курсы носят практическую направленность, акцент сделан на методы изучения тех или иных предметных дисциплин. Содержание элективных может углублять знания ученика, а может расширять их, объединяя научные знания с обыденными, как бы поднимая личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень. Все это способствует усиле­нию личностной ориентации обучения: ученик делает самостоятельный выбор, сам определяет то предметное направление, в котором он будет обогащать своп знания; выбранное им содержание тесно связывается с его интересами, склонностями, предпочтениями, личным опытом.

Форма отчета: в 7 классе — публичная презентация самостоятельно выполненной энциклопедической справки; в 8 классе — учащиеся выс­тупают с докладом на конференции.

Девятиклассники выбирают обязательно один элективный курс, связан­ный по тематике с профильным предметом, второй (необязательный) — не связанный ни с одним из профильных предметом, например курс из смежной образовательной области. В нашей гимназии около 70% девя­тиклассников выбирают два элективных курсов. Форму отчетности за элективный курс учащихся 9-х классов выбирает преподаватель, веду­щий курс, как правило, это реферат.

К важным особенностям элективных курсов можно отнести следующие:

- гимназист самостоятельно (или с помощью значимых для пего взрослых) выбирает из предложного перечня курс, который он посеща­ет в течение установленного времени;

- ученик оказывается в группе, составленной из учащихся данной параллели, пожелавшим изучать данный курс, т. е. меньше зависит от сложившихся в классе отношений;

- ученик работаетс другим учителем, поскольку, как правило, элек­тивный курс не ведет преподаватель основного курса данной образова­тельной дисциплины;

- отчет за изученный элективный курс осуществляется в нетради­ционной форме.

Результаты деятельности учащихся на элективных курсах проявляются: в 5—6 классах — успешность учащихся в учебной работе, в 7—8 классах — успешность выбора индивидуальных образовательных траекторий, в 9 классе — осознанный выбор профильных предметов.

Ведут занятия элективных курсов преподаватели гимназии, реже специально приглашенные специалисты. Все элективные курсы авторские. Единичны случаи, когда преподаватель элективного курса берет чужую программу. Это неслучайно, так как курсы по выбору — это место отра­ботки новых технологий и новых образовательных идей. Содержатель­ный материал и формы работы каждого элективного курса обсуждаются на соответствующих методобъединениях учителей-предметников. Про­граммы элективных курсов, критерии успешности учащихся, способы оценивания деятельности учащихся, формы отчетности и другие вопро­сы обсуждаются на специальных семинарах преподавателей, ведущих элективные курсы. Подготовка и выступления учителей на семинарах — способ осмысления и осознания того, что делают педагоги.

Проблема введения элективных курсов в практику преподавания в массовой школе малоизученна. Многие вопросы остаются дискуссион­ными: на каком учебном материале, через какие формы работы могут быть наиболее полно реализованы задачи предпрофильной подготовки? Чем содержание элективных курсов качественно отличается от базовых курсов в основной школе? Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволяют оценить успехи в изучении предметов по выбору?

Создавать условия необходимые для самоопределения ребенка, со­вершенствовать предпрофильную подготовку невозможно без активно­го участия учителей-практиков, без опоры на их опыт и творческую ини­циативу.

В настоящем сборнике представлено двадцать шесть программ элек­тивных курсов для учащихся 5—9 классов. Программы составлены учите­лями-практиками, работающими в гимназии № 1505.

Все программы начинаются с пояснительной записки, в которой обо­значены особенности каждого элективного курса, а также конкретизиро­ваны сформулированные авторами цели и задачи. Далее представлено содержание курса и схема распределения нагрузки по темам.

Предлагаемые программы следует рассматривать как ориентировоч­ные, ни в коем случае не считая их строго обязательными. Учитель мо­жет по своему усмотрению изменять последовательность изучения тем, вносить изменения, дополнения. Количество часов, указанное для изу­чения отдельных тем, носит ориентировочный характер. Также следует подходить к перечню и содержанию практических работ.

Мы надеемся, что представленные в сборнике программы будут небесполезны для работников школ, принимающих участие в эксперимен­тальной инновационной деятельности, а также — творчески работаю­щих учителей.

Шипарева Г.А., канд. пед. наук., заместитель директора гимназии.

Содержание

Предисловие     3

Зайцева Т.Е. Программа элективного курса для учащихся 5 класса «Науки, сопровождающие историю»      8

Кудряшова Е.Е. Программа элективного курса для учащихся 5 класса «Декоративное цветоводство»     14

Маргаритов В.С. Программа элективного курса для учащихся 5 класса «Математика для любознательных»    19

Сотникова И.В. Программа элективного курса для учащихся 5—6 классов «Русский сувенир»     21

Терехова Е.Ю. Программа элективного курса для учащихся 5-6 классов «Миф, легенда и сказка в кино»    28

Шандалова А. В. Программа элективного курса для учащихся класса «Фольклор»     35

Вишневская Л.Л. Программа элективного курса для учащихся класса. «Я - эрудит»    38

Зайцева Т.Е. Программа элективного курса для учащихся 6 класса «Изучаем историю по историческим картинам»    40

Кучер Т.В. Программа элективного курса для учащихся 6 класса «Как надо изучать географию»     45

Маргаритов В.С. Программа элективного курса для учащихся класса «История математики»    50

Зайцева Т.Е. Программа элективного курса для учащихся класса «Москвоведение»    53

Маргаритов В.С. Программа элективного курса для учащихся 7 класса «Основания геометрии»    60

Морозова В.Ф. Программа элективного курса для учащихся 7—8 классов «Экология здоровья человека»    63

Ноздрачева АЛ. Программа элективного курса для учащихся 7 класса «Введение в естественно-научный эксперимент»    66

Терехов В.А. Программа элективного курса для учащихся 7 класса «Основы поэтического мастерства»    74

Терехова Е.Ю. Программа элективного курса для учащихся 7 класса «Кино про тебя»    83

Стрелкова Г.Г. Программа элективного курса для учащихся 7—8 классов «Археология и музейное дело»    89

Шандалова Е.В. Программа элективного курса для учащихся класса «Развитие речи. Риторика»     99

Баталова В.И. Программа элективного курса для учащихся класса «Функции и графики»    101

Ноздрачева А.II. Программа элективного курса для учащихся 8 класса «Естественнонаучный эксперимент»    107

Шандалова Е.В. Программа элективного курса для учащихся 8 класса «Грамматическая стилистика русского языка»     114

Шипарева Г.А. Программа элективного курса для учащихся класса «Химическая мозаика»    117

Вишневская Л.Л. Программа элективного курса для учащихся класса «Я — эрудит»    121

Ноздрачева Л.II. Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Биофизика человека»    125

Савина О.О. Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Психология саморазвития»    131

Бубер Л.Л., Ошур И.П., Пяткина Г.А., Шалимова М.Н. Программа элективного курса для учащихся 5-11 классов «Информатика и информационные технологии»    139

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос