Сборник программ элективных курсов (авторские программы учителей гимназии)
Код | 980а |
Издательство | УЦ "Перспектива", 2007 |
ISBN | 5-98594-061-6 |
Страниц | 172 |
Штрихкод | 9785985940619 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 7 (мм) |
Вес | 171 г |
В данном сборнике представлены авторские программы элективных курсов по различным образовательным областям, которые апробированы в практике обучения.
Прикладная направленность содержания сборника может быть полезна учителям-практикам различных образовательных учреждений.
Подробное описание
Предисловие
Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Одно из необходимых условий создания образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, является предпрофильная подготовка через организацию курсов по выбору, то есть элективных курсов.
Каким образом необходимо готовить ученика к самоопределению, осознанному выбору? С какого возраста должна начинаться предпрофильная подготовка?
На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Опыт гимназии №1505 показывает, что работу по созданию условий для самоопределения школьника в отношении собственной образовательной перспективы целесообразно вести начиная с 5 класса,
Работа по созданию системы элективных курсов с 5 по 11 классы ведется в гимназии с 1994 года, когда педсовет принял решение создавать «возможности для самореализации личности гимназиста, прежде всего за счет выбора свободно изучаемых курсов, смены видов деятельности, активного включения творческого начала в учебный процесс».
Остановлюсь на наиболее значимых аспектах при организации работы элективных курсов: целях, организационных вопросах, результатах.
Целью введения элективных курсов в учебный план для учащихся 5 - 6 классов является необходимость завершения начального образования, адаптация к особенностям интеллектуальной деятельности в образовательном процессе.
Основная цель элективных курсов в 7—8 классах — подготовка к осознанному выбору профильных предметов в процессе знакомства с нетрадиционным содержанием, дополняющим, расширяющим базовые учебные предметы.
В 9 классе назначение элективных курсов иное: поддержка одного из предметов, выбираемых учащимися для профильного изучения.
Возможность введения элективных курсов в учебный план 5—9 классов обеспечивается за счет часов школьного компонента Базисного учебного плана.
В пятом классе каждый гимназист выбирает четыре элективных курса из шести — один элективный курс на семестр. Перед тем как сделать выбор, пятиклассникам дважды презентуют элективные курсы: первый раз — на «Празднике абитуриента» — театрализованный отчет пятиклассников перед вновь принятыми гимназистами по итогам обучения на элективных курсах, второй раз — 1 сентября презентация учителей, ведущих элективные курсы.
Элективные курсы для учащихся шестого класса условно объединены в два блока: гуманитарные и естественно-научные, из которых каждый учащийся выбирает один элективный курс на каждое полугодие.
Как правило, все курсы в 5 классе носят характер презентации аналогичных по тематике курсов 6 класса.
Практика организации элективных курсов в 5—6 классах строится с учетом следующих условий:
- курсы по выбору охватывают основные образовательные области (математика, природа, общество, искусство, технология);
- выбор элективного курса может быть осложнен предложением в одной образовательной области двух курсов;
- методы обучения на элективных курсах отличаются от методов, используемых на традиционных уроках, технология работы ориентирована, прежде всего, на развивающие цели, на формирование положительной мотивации с учетов возрастных особенностей учащихся, а также их индивидуальных черт;
- важное место в работе элективных курсов уделено формированию разнообразных общеучебных, а также специфических и надпредметных умений.
Завершается изучение элективных курсов в 5 классе праздником-отчетом для вновь принятых учащихся. Учащиеся 5-х классов делают еще один выбор: выбирают один из четырех элективных курсов, за которые они хотят отчитаться. Этот выбор является своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей, какие элективные курсы наиболее интересны для ребят.
В 6 классе изучение элективного курса в первом полугодии завершается экзаменом. Экзамен проходит в форме публичной презентации коллективно выполненного стенда «Выставка достижений». Отчет за элективные курсы второго полугодия проходит в рамках конференции научного общества гимназистов «Сократ».
Для учащихся 7—8 классов в гимназии разработаны программы полугодовых курсов, основное назначение которых — помочь учащимся в осознанном выборе профильных предметов.
Элективные курсы носят практическую направленность, акцент сделан на методы изучения тех или иных предметных дисциплин. Содержание элективных может углублять знания ученика, а может расширять их, объединяя научные знания с обыденными, как бы поднимая личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень. Все это способствует усилению личностной ориентации обучения: ученик делает самостоятельный выбор, сам определяет то предметное направление, в котором он будет обогащать своп знания; выбранное им содержание тесно связывается с его интересами, склонностями, предпочтениями, личным опытом.
Форма отчета: в 7 классе — публичная презентация самостоятельно выполненной энциклопедической справки; в 8 классе — учащиеся выступают с докладом на конференции.
Девятиклассники выбирают обязательно один элективный курс, связанный по тематике с профильным предметом, второй (необязательный) — не связанный ни с одним из профильных предметом, например курс из смежной образовательной области. В нашей гимназии около 70% девятиклассников выбирают два элективных курсов. Форму отчетности за элективный курс учащихся 9-х классов выбирает преподаватель, ведущий курс, как правило, это реферат.
К важным особенностям элективных курсов можно отнести следующие:
- гимназист самостоятельно (или с помощью значимых для пего взрослых) выбирает из предложного перечня курс, который он посещает в течение установленного времени;
- ученик оказывается в группе, составленной из учащихся данной параллели, пожелавшим изучать данный курс, т. е. меньше зависит от сложившихся в классе отношений;
- ученик работаетс другим учителем, поскольку, как правило, элективный курс не ведет преподаватель основного курса данной образовательной дисциплины;
- отчет за изученный элективный курс осуществляется в нетрадиционной форме.
Результаты деятельности учащихся на элективных курсах проявляются: в 5—6 классах — успешность учащихся в учебной работе, в 7—8 классах — успешность выбора индивидуальных образовательных траекторий, в 9 классе — осознанный выбор профильных предметов.
Ведут занятия элективных курсов преподаватели гимназии, реже специально приглашенные специалисты. Все элективные курсы авторские. Единичны случаи, когда преподаватель элективного курса берет чужую программу. Это неслучайно, так как курсы по выбору — это место отработки новых технологий и новых образовательных идей. Содержательный материал и формы работы каждого элективного курса обсуждаются на соответствующих методобъединениях учителей-предметников. Программы элективных курсов, критерии успешности учащихся, способы оценивания деятельности учащихся, формы отчетности и другие вопросы обсуждаются на специальных семинарах преподавателей, ведущих элективные курсы. Подготовка и выступления учителей на семинарах — способ осмысления и осознания того, что делают педагоги.
Проблема введения элективных курсов в практику преподавания в массовой школе малоизученна. Многие вопросы остаются дискуссионными: на каком учебном материале, через какие формы работы могут быть наиболее полно реализованы задачи предпрофильной подготовки? Чем содержание элективных курсов качественно отличается от базовых курсов в основной школе? Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволяют оценить успехи в изучении предметов по выбору?
Создавать условия необходимые для самоопределения ребенка, совершенствовать предпрофильную подготовку невозможно без активного участия учителей-практиков, без опоры на их опыт и творческую инициативу.
В настоящем сборнике представлено двадцать шесть программ элективных курсов для учащихся 5—9 классов. Программы составлены учителями-практиками, работающими в гимназии № 1505.
Все программы начинаются с пояснительной записки, в которой обозначены особенности каждого элективного курса, а также конкретизированы сформулированные авторами цели и задачи. Далее представлено содержание курса и схема распределения нагрузки по темам.
Предлагаемые программы следует рассматривать как ориентировочные, ни в коем случае не считая их строго обязательными. Учитель может по своему усмотрению изменять последовательность изучения тем, вносить изменения, дополнения. Количество часов, указанное для изучения отдельных тем, носит ориентировочный характер. Также следует подходить к перечню и содержанию практических работ.
Мы надеемся, что представленные в сборнике программы будут небесполезны для работников школ, принимающих участие в экспериментальной инновационной деятельности, а также — творчески работающих учителей.
Шипарева Г.А., канд. пед. наук., заместитель директора гимназии.
Содержание
Предисловие 3
Зайцева Т.Е. Программа элективного курса для учащихся 5 класса «Науки, сопровождающие историю» 8
Кудряшова Е.Е. Программа элективного курса для учащихся 5 класса «Декоративное цветоводство» 14
Маргаритов В.С. Программа элективного курса для учащихся 5 класса «Математика для любознательных» 19
Сотникова И.В. Программа элективного курса для учащихся 5—6 классов «Русский сувенир» 21
Терехова Е.Ю. Программа элективного курса для учащихся 5-6 классов «Миф, легенда и сказка в кино» 28
Шандалова А. В. Программа элективного курса для учащихся класса «Фольклор» 35
Вишневская Л.Л. Программа элективного курса для учащихся класса. «Я - эрудит» 38
Зайцева Т.Е. Программа элективного курса для учащихся 6 класса «Изучаем историю по историческим картинам» 40
Кучер Т.В. Программа элективного курса для учащихся 6 класса «Как надо изучать географию» 45
Маргаритов В.С. Программа элективного курса для учащихся класса «История математики» 50
Зайцева Т.Е. Программа элективного курса для учащихся класса «Москвоведение» 53
Маргаритов В.С. Программа элективного курса для учащихся 7 класса «Основания геометрии» 60
Морозова В.Ф. Программа элективного курса для учащихся 7—8 классов «Экология здоровья человека» 63
Ноздрачева АЛ. Программа элективного курса для учащихся 7 класса «Введение в естественно-научный эксперимент» 66
Терехов В.А. Программа элективного курса для учащихся 7 класса «Основы поэтического мастерства» 74
Терехова Е.Ю. Программа элективного курса для учащихся 7 класса «Кино про тебя» 83
Стрелкова Г.Г. Программа элективного курса для учащихся 7—8 классов «Археология и музейное дело» 89
Шандалова Е.В. Программа элективного курса для учащихся класса «Развитие речи. Риторика» 99
Баталова В.И. Программа элективного курса для учащихся класса «Функции и графики» 101
Ноздрачева А.II. Программа элективного курса для учащихся 8 класса «Естественнонаучный эксперимент» 107
Шандалова Е.В. Программа элективного курса для учащихся 8 класса «Грамматическая стилистика русского языка» 114
Шипарева Г.А. Программа элективного курса для учащихся класса «Химическая мозаика» 117
Вишневская Л.Л. Программа элективного курса для учащихся класса «Я — эрудит» 121
Ноздрачева Л.II. Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Биофизика человека» 125
Савина О.О. Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Психология саморазвития» 131
Бубер Л.Л., Ошур И.П., Пяткина Г.А., Шалимова М.Н. Программа элективного курса для учащихся 5-11 классов «Информатика и информационные технологии» 139
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом