Деревья и кустарники. От 2 до 7 лет (серия "Грамматика в играх и картинках")

Снято с продажи
Код 869а
Издательство Паритет, 2005
ISBN 5-93437-227-0
Страниц 32
УДК 373
Штрихкод 9785934372270
Размеры (Ш x В x Т) 192 x 252 x 3 (мм)
Вес 120 г
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложены дидактические игры, посвященные лексической теме "Деревья и кустарники".
Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи. Обучение проводится с помощью упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.
Цветные иллюстрации находятся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,— дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, которая соответ­ствует типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду». Тема «Деревья и кустарники» изучается в младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовитель­ной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания.

Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родите­лям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязан­ных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматиче­скую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концент­рической.

Решение каждой задачи осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная рабо­та — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языко­вых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволя­ет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В таблице приведена последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с уче­том основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию граммати­ческой стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.

Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и нату­ральные предметы, игрушки.

Для удобства работы с детьми цветные иллюстрации находятся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным мате­риалом.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование.

Работа осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются разверну­той фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками слово­образования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормаль­ном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс мо­жет затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней.

В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторе­ние, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не сле­дует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.

Содержание

Введение     3

2—3 года (1 младшая группа)

Игра «Дуб»     7

Игра «Березка»     7

Игра «Закатилось красно солнышко...»     8

Игра «Зайчик»     8

Игра «Дуб и дубок»     9

Игра «Я и мы»     9

Игра «В лесу осенью»    10

Игра «В лесу зимой»     10

Игра «В лесу весной»     11

3—4 года (2 младшая группа)

Игра «Деревья»     12

Игра «Деревья» (продолжение)    12

Игра «Деревья и листья»    13

Игра «Целое и части»    13

Игра «История про Даню»     13

Игра «Волшебники»     14

Игра «Даня и Таня»     14

Игра «Что умеет делать Даня?»    14

Игра «По грибы»     14

Игра «Чье это?»     15

Игра «Такие разные листочки»     15

Игра «Мой, моя, мое»     15

4—5 лет (средняя группа)

Игра «Догадайся»    17

Игра «Найди»     17

Игра «Не ошибись»     18

Игра «Поровну»    18

Игра «Посчитай»     18

Игра «Измени слово»    18

Игра «Кто умеет спать?»    19

Игра «Кто чем занят?»     19

Игра «Он, она, они»     20

Игра «Что где находится?»     20

5—6 лет (старшая группа)

Игра «Договори фразу»    21

Игра «Найди пару»     21

Игра «Лишнее слово»    21

Игра «Слова-родственники»     22

Игра «Измени слово»    22

Игра «Назови ласково»     22

Игра «Слова наоборот»     23

Игра «Доскажи словечко»     23

Игра «Выбери слово»    23

Игра «Узнай, о чем я говорю»     23

Игра «Сравни»     24

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «Лиственные и хвойные деревья»    25

Игра «Подбери слова»     26

Игра «Дополни предложение»     26

Игра «Назови нужное слово»     26

Игра «Я — художник»     27

Игра «Что происходит?»     27

Игра «Исправь ошибку»     28

Игра «Синонимы»    28

Игра «Пропущенное слово»    28

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос