Насекомые. От 2 до 7 лет (серия "Грамматика в играх и картинках")

Снято с продажи
Код 869
Издательство Паритет, 2005
ISBN 5-93437-226-2
Страниц 32
УДК 373
Штрихкод 9785934372263
Размеры (Ш x В x Т) 192 x 252 x 3 (мм)
Вес 119 г
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложены дидактические игры, посвященные лексической теме "Насекомые".
Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи. Обучение проводится с помощью упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.
Цветные иллюстрации помещены в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,— дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей ти­повой «Программе воспитания и обучения в детском саду» . Тема «Насекомые» изучается в младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания.

Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родите­лям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимо­связанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической.

Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетае­мость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В таблице приведена последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с уче­том основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматиче­ской стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми осо­бенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.

Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и нату­ральные предметы, игрушки.

Для удобства работы с детьми цветные иллюстрации находятся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным мате­риалом.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование.

Работа осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообра­зования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормаль­ном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недораз­витие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс мо­жет затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней.

В речевой практике, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифферен­циация.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на ко­торые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторе­ние, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и уп­ражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на за­нятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.

Содержание

Введение      3

3 года (1 младшая группа)

Игра «Найди и покажи»     8

Игра «Осторожно, воробей!»     8

Игра «Незнайка-забывайка»    9

Игра «Много и одна»     9

Игра «Где мой дом?»     10

Игра «На полянке»     10

Игра «Один — много»     11

Игра «Воспоминания о лете»     11

4 года (2 младшая группа)

Игра «Путешествие на луг»     12

Игра «Подбери второй башмачок»    12

Игра «По домам!»     13

Игра «Сосчитай круги на крыльях»     13

Игра «Кому медок?»     14

Игра «Что я делаю?»    14

Игра «В чем медок?»     15

Игра «Помоги муравью»     15

Игра «Хорошо — плохо»     16

Игра «Угости насекомое»     16

5 лет (средняя группа)

Игра «На лугу»    17

Игра «Голоса насекомых»     17

Игра «Веселый оркестр»     17

Игра «Наступили холода»    18

Игра «Как я прячусь от врагов»    18

Игра «Подумай и разложи»     19

Игра «Сороки»    20

Игра «Махаон-хвастун»     20

Игра «Как сказать правильно?»    21

Игра «Кто что ест?»     21

6 лет (старшая группа)

Игра «Найди насекомое»     22

Игра «Четвертый лишний»     22

Игра «Помоги рассказать»    22

Игра «Ласковая фея»     23

Игра «Бабочки-хвастуньи»      23

Игра «Скажи по-другому»    24

Игра «Подбери картинку»     24

Игра «Прячем насекомых от воробья»    24

Игра «Трудная работа»     24

Игра «Посмотри и назови»    25

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «Расскажи обо мне»     26

Игра «Один — много»     26

Игра «Закончи предложение»     26

Игра «Найди лишнее слово»    27

Игра «Вот такое волшебство»     27

Игра «Отгадай, это чье?»     28

Игра «Что делает гусеница?»     28

Игра «Как сказать иначе?»     28

Игра «Расставь по порядку»    28

Игра «Отгадай загадку»    29

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос