Игры из тайничка. Развивающие игры, творческие задания, знакомство с правилами поведения. Для детей 2-4 лет.

Код 851н
Авторы Магид С. М., Тунина Е. Г.
Издательство Паритет, 2007
ISBN 5-93437-274-2
Страниц 96
УДК 373
Штрихкод 9785934372744
Размеры (Ш x В x Т) 125 x 200 x 4 (мм)
Вес 63 г
В данной книге представлены игры и занимательные, необычные упражнения, направленные на комплексное развитие детей дошкольного возраста. Книга отличается новым подходом к проведению занятий.
В предлагаемых играх используются интересные детям и доступные для родителей материалы из домашнего "тайничка". Пособие адресовано родителям, воспитателям, детским психологам, а также студентам педагогических вузов, няням, гувернёрам.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга — итог осмысления авторами успехов и оши­бок на пути воспитания собственных детей и в процессе занятий в детском саду и в группах развития с малышами 2-4 лет.

Эта книга — результат желания помочь детям, отста­ющим в развитии, для которых коррекция до 5 лет на­иболее эффективна, а позднее требует больших затрат сил и времени.

Эта книга — попытка поделиться радостью от игры с малышами и удовольствием от изобретения для них игр и пособий.

Предлагаемые игры для малышей не только помогут сформировать важные навыки, но и будут способствовать развитию личности ребенка, так как только в этом случае время, проведенное со взрослыми, будет для него интерес­ным и максимально полезным. Когда взрослые разделяют или, скорее, не соединяют пользу и интерес, это напоми­нает лечение рыбьим жиром — очень полезно, но очень противно, к истинному интеллектуальному и личностному развитию отношения не имеет.

Итак, эта книга написана для всех, кто соприкасается с душой ребенка, кто заботится о малышах в яслях, детских садах, дома, для воспитателей, педагогов, нянь, гувернеров и, конечно, для родителей.

Какой смысл заключен в словах «забота, заботиться»?

Несомненно, заботиться о малыше — это, прежде всего, оберегать его от опасностей и болезней, укреплять здоровье и развивать его интеллект. Но забота еще предполагает действия, направленные на удовлетворение его возрастных потребностей. Это стиль взаимоотношений взрослого и ребенка, это пение одной песни на разные голоса.

Один из лучших детских психологов В. В. Зеньковский     писал о раннем детстве: «Типическая черта его — хрупкость и нежность.     Личность ребенка очень хрупка и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как иначе она    легко может согнуться под действием внешних сил, может искривиться, приостановиться в своем развитии, приобрести черты извращенности. Эта легкая податливость ребенка, малая сопротивляемость, чрезвычайная хрупкость детской души ведет к тому, что ей чрезвычайно легко нанести глубокую рану.    

Само дитя может скоро забыть эту рану, но ее объективное действие на детскую душу может быть очень длительным, словно яд забирается в самую глубину души и оттуда отравляет различные психические движения».

Сколь осторожны и внимательны должны быть взрослые, заботящиеся о ребенке, чтобы случайно, мимоходом, «из самых лучших побуждений» не навредить ребенку, а вовремя понять и что-то изменить в своем отношении к воспитанию.

Возраст детей, для которых предназначены описанные в этой книге игры,— от 2 до 4 лет, потому что этот период бесконечно важен для успешного развития ребенка. Специалистам по детской психологии известно, что до 4 лет интеллектуальное развитие происходит максимально продуктивно.

В психологическом портрете детей от 2 до 4 лет приводится описание их возрастных особенностей и влияние тех или иных действий взрослых на дальнейшее формирование личности человека.

У детей интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие сплетены, как пряди в косе: одна прядь — интеллект, другая — чувства, третья — особенности характера. Не будет одной прядки, или будет она меньше и тоньше остальных — красивой косы не получится. Значит, наша задача состоит в том, чтобы «коса» получилась сильной и красивой.

В книге предлагаются не только игры, в которые малыши с удовольствием играют, но обозначается стиль взаимоотошений взрослого и детей, обеспечивающий соответствие их природным особенностям и нормальное формирование характера и эмоциональной сферы. Только при этих усло­виях развитие ребенка будет гармоничным.

Недостатка в литературе, описывающей различные раз­вивающие игры, нет: игры для развития памяти, внимания, мышления и т.д. Возникает ощущение, что ребенок — набор психических процессов, а не целостная, живая система, не поддающаяся исчерпывающему описанию.

Мы считаем, что игры для малышей должны быть похо­жи на саму жизнь. В «Домашней школе мышления» Венгер рассказывает о таких играх, предназначенных для одного ребенка. В данной книге предлагаются варианты игр с группой детей, которые можно использовать и в индивиду­альных занятиях. Кроме того, будут описаны игры с вполне традиционными предметами и пособиями, но с несколько другими акцентами, когда можно создавать и проводить игры по правилам.

Несколько слов о том, что означает игра для ребенка и что — для взрослого.

Игра для ребенка —- это прежде всего источник эмоций и фантазий. Игра служит интересам чувства, а не интел­лекта. Поэтому развитие внимания, памяти и речи должны быть средством для игры, а не ее целью.

Сравните типичное задание педагога, ставящего перед собой целью сенсорное развитие: «Собери цветы на полян­ке, покажи и принеси красный, желтый цветок», и игру, где дети устраивают из мозаики разноцветный дождь и цвет при этом запоминается сам собой.

В первой игре решается дидактическая задача—дети запоминают цвет. И неизбежно взрослый похвалит малыша за правильно названный цвет, без этой оценки окончание игры невозможно.

Во второй игре цвет — средство устроить замечатель­ный, звонкий дождь. Ребенок эмоционален, а необычное использование мозаики развивает его креативность, твор­ческий подход. Похвала, оценка ребенку не нужны, и здесь они не играют никакой роли. Вторая игра существенно полезнее и эффективнее первой.

Смысл игры для взрослого зависит от понимания своей позиции в игровых обстоятельствах.

Существует точка зрения, что игра — это способ обуче­ния ребенка. Действительно, для дошкольников, и особенно младших дошкольников, игра — единственная дидактичес­кая основа обучения. Но настоящая игра предполагает при прочих условиях равные позиции взрослого и ребенка. Если мы отделены и смотрим «со стороны», как дети выполняют наши задания, если мы чувствуем себя лишь организатора­ми игры, то дети также чувствуют отстраненность, а себя мы лишаем многих удовольствий. Конечно, включенность взрослых зависит от содержания деятельности. Мы не мо­жем пролезать под стульями, прыгать через скамейку, чего и не требуется, но пробовать, лепить, удивляться, сопере­живать необходимо.

Если мы, взрослые, включены в эмоциональное поле игры, если нам интересно все, что происходит с ребенком и с нами во время игры, то у нас появляется волшебная возможность решить свои взрослые обучающие и развива­ющие задачи, не принуждая, не вводя лишних ограничений для малыша (помимо правил игры).

Невыносимо слышать, как в младшей или средней груп­пе детского сада воспитатель говорит детям: «Поиграли? А теперь давайте заниматься». Психологический смысл фразы таков: вы жили свободной и естественной жизнью, а сейчас нужно соответствовать программе занятия.

Когда мы проводим игры с группой детей, некие единые правила поведения — непременное условие самого процес­са. Иногда регулирование поведения малышей во время игры является одной из самых трудных задач для взрослого. Но согласитесь, зачем ребенку нарушать строй занятия, если оно ему нравится и он себя чувствует комфортно?

Хотя бывает, что ребенок приходит в детский сад, ясли, на занятия уже с определенным эмоциональным настроем (мама наказала или уехала, бабушка не поняла или обиде­ла, просто устал и т.п.). Тогда трудно предсказать реакцию ребенка даже на самую интересную игру. Может быть, педагогу удастся «переключить» ребенка, а может, и нет. Это непростая ситуация для педагога — от его реакции, слов, сказанных или не сказанных в адрес ребенка, зависит, как будут складываться их взаимоотношения.

Истинная игра способна обеспечить психологическую безопасность ребенку, поскольку только в игре он может научиться тому, что действительно готов усвоить.

Несколько слов о нашем «тайничке». Каждый день там могут оказаться новые интересные предметы: кружки бума­ги из дырокола, ненужные платформы от мозаики, формы от шоколадных наборов — все это прекрасный материал для игр и для развития собственной креативности.

Мы знаем, что все, кто работает с детьми, очень береж­но относятся к ненужным коробочкам, разнообразным кар­тинкам, красочным рекламным буклетам и открыткам. Это неисчерпаемый источник для изобретения и изготовления игр и пособий, даже при том обилии материалов, которое появилось сейчас в магазинах. А пластиковые бутылочки всегда можно найти. Теперь у вас появилась возможность использовать «тайничок» эффективнее и разнообразнее.

Творческих успехов!

Содержание

Введение     3

Глава 1. «Мы тебя знаем?»    8

Эмоциональность, непосредственность, открытость    8

Целостное восприятие мира    10

Возрастные потребности ребенка    11

Глава 2. Во что играть.     20

Игры для развития общей моторики    21

Игры для развития мелкой моторики    25

Игры для развития пространственных представлений ...     41

Игры, регулирующие произвольное поведение    51

Игры, стимулирующие исследовательскую деятельность .     53

Игры для развития речи    57

Глава 3. Многоцелевые пособия    59

Глина    59

Липучки    62

Прищепки    63

Самоклейка    64

Цветные кнопки, цветные скрепки    65

Глава 4. Игровые сюжеты     66

Глава 5. Гарантии успеха     86

Главное — процесс    87

Используйте безличные предложения    87

Пользуйтесь интуицией    88

Будите ребенка в себе — будьте эмоциональны!    89

Избегайте подводных камней     89

Заключение    91

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос