Современный урок. Ч. 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. Научно-практическое пособие

Снято с продажи
Код 449е/2
Издательство Учитель, г. Воронеж, 2005
ISBN 5-87259-277-9
Страниц 288
Штрихкод 9785872592778
Размеры (Ш x В x Т) 127 x 198 x 12 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 180 г
Во второй части рассмотрены ключевые проблемы необычных уроков и способы их преодоления. Авторская классификация и система помогают учителю продвигаться от развития познавательного интереса к развитию познавательной активности учащихся, вырабатывать личные смыслы применения необычных уроков. Представлены основные способы организации работы учителя с содержанием и технологиями обучения в режиме взаимодействия с учениками в различных формах современного урока.
Книга адресована учителям-предметникам, учителям-методистам, руководителям образовательных учреждений всех типов, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПК и ФПК.

Подробное описание

СТАЛКЕР НА МОСТУ

(предисловие)


Эта книга - не ремейк и не переиздание наших хорошо известных пособий о не совсем обычных и совсем необыч­ных уроках. Многие материалы из них действительно по­вторяются на этих страницах, но как бы продолжая движе­ние к образованию личности ученика, начатое в первой книге. Мы полагаем, что, работая с первой частью, Вы уже четко представляете преимущества и недостатки тра­диционных форм организации учебного процесса, как с позиций науки, так и практики. Вы уже разобрались в том, что такое хорошо, и что такое плохо, как использовать дос­тижения классической педагогики, чтобы всем стало «хо­рошо».

Во второй части мы хотим представить Вам те грани традиционных уроков, которые уже не вписываются в классическую педагогическую традицию, но еще и «не доросли» до уровня неклассической педагогики. Мы собрали здесь материал для строительства Вами моста, соединяющего привычную «эту» сторону, на которой расположен традиционный урок и «ту» сторону, где зыбко колеблется в тумане дискуссий неведомый берег личностно ориентиро­ванного образования. Вы придете к нему только в третьей части, но только в том случае, если движение по этому ус­ловному мосту будет спокойным и разумным. Потому что резкие скачки, как и любые порывистые движения, вредны: и для того, кто их совершает, и для всех окружающих.

Наш мост - это не столько место для прогулок, сколько средство для того, чтобы преодолеть некие преграды: ме­жду знанием и незнанием, между отжившим и новым, меж­ду собой прежним и собой завтрашним. Движение через препятствия происходит сегодня, сейчас. Преодоление препятствий - главное условие развития. Если движения нет, нет и развития. Главный вопрос современного образо­вания - в какую сторону двигаться. В предыдущей книге мы предложили движение в сторону качества, попытались организовать Ваше понимание традиционного урока во всех его качественных вариантах.

Вместе с тем, традиционный урок продолжает зани­мать ведущее место в организации учебного процесса не только потому, что воплощает удобные, хорошо откатан­ные позиции в педагогическую практику. Говоря о необхо­димости предлагаемого нами «моста», имеет смысл оста­новиться на том, что главное препятствие, которое он по­могает преодолеть, расположено не под ним, а внутри че­ловека, по мосту идущему. Именно такое препятствие не смогли преодолеть герои культового фильма 70-х гг. «Сталкер» (режиссер А. Тарковский). Не смогли потому, что толком не знали, какое же самое заветное желание должна исполнить магическая комната в запретной для посещений Зоне. И погибли.

Современный учитель, ежедневно входящий в школь­ный класс, твердо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учени­ков. Для этого надо постоянно учиться самому.

Зачем и чему? Знания (программный материал) оста­ются все теми же, а если меняются, то незначительно. Но мы живем в изменяющемся мире, и без понимания приро­ды этих перемен эффективное образование практически невозможно. «Эффективное образование» - это урок, на котором знания не только «даются», но и благодаря знани­ям развивается ценностное к ним отношение. На обещан­ном берегу личностно ориентированного образования проблема ценностной организации урока давно перешла из стадии обсуждения в процесс решений. Но успешно реша­ют ее только те учителя, которые смогли преодолеть мно­гие профессиональные привычки, научились избавляться от них самым решительным образом.

Хорошо известный афоризм «человек - пленник традиций» сегодня приобретает драматический смысл. Ско­рее всего, это связано с тем, что понятию «традиции» мы привыкли придавать исключительно положительное зна­чение. Принято считать, что без традиций образование утратило бы устойчивость своего предназначения в обще­стве - сохранять, передавать и воспроизводить все луч­шее, что накоплено в духовном опыте человечества. Та­кое определение функций образования, безусловно, спра­ведливо.

Однако сегодня мы вправе задаться парадоксальным вопросом: существовали ли традиции сбережения, пере­дачи и воспроизводства духовного опыта в истории разви­тия образования? Смысл традиций в том и состоит, что они сохраняют и передают, делают привычными идеи, взгляды, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения. Но отношение человечества ко многим ценностям изменяется. В первую очередь, меняется смысл самих ценностей, т.е. личного к ним отношения.

Традиции же придают некий оттенок неприкосновенно­сти определенным образовательным действиям. Они воз­водят их, благодаря специально разработанным ритуалам, в ранг проверенных опытом священнодействий, как бы га­рантирующих получение стабильного положительного ре­зультата. В последнее время мы все больше убеждаемся, что ожидаемый при соблюдении традиционных педагоги­ческих ритуалов (методик) результат образования совсем не совпадает с намеченной целью.

Происходит же это потому, что мы привыкли обра­щаться только к наиболее привлекательным ценностям традиционных методик обучения. Однако то, что имеет ценность на первый взгляд, при более внимательном рассмотрении оборачивается весьма неприятными последст­виями.

Одна из базовых образовательных традиций - разви­тие познавательного интереса. Если она привычно опира­ется на необходимость развития только положительных эмоций, из сформированного таким образом отношения ученика к изучаемому материалу никогда не вырастет его потребность в образовании личных смыслов. Профессио­нальное педагогическое заблуждение — что «делая урок интересным» учитель развивает познавательный интерес учеников - начало начал педагогических провалов.

Из привычки завышения эмоционального градуса уро­ка, как от ствола дерева, неизбежно ветвятся, казалось бы, совсем далекие от мира эмоций, педагогические недуги: организации быстрого и бездумного коллективного испол­нительства вместо трудоемкого развития творческих спо­собностей личности; привычка думать и действовать по легкой, схеме, предложенной учителем, а не по трудному пути самостоятельного познания.

В результате мы имеем практически ничем не нару­шенное сохранение «знаниевой» парадигмы образования с приоритетом качества приобретаемых знаний над творче­ским процессом познания; преобладание устоявшихся, «несомненных» знаний над альтернативно решаемыми проблемами; представление развития науки в виде про­цесса добавки новых «бесспорных» знаний к уже сущест­вующим; ориентацию образования на конечный резуль­тат (знания по программе, "правильный" ответ, модель поведения и т.д.).

Вот, собственно говоря, и все: незаметно мы подчини­ли эмоциональный процесс образования развитию рацио­нальных начал личности;. Наши ученики увлеченно овла­девают основами наук при помощи логического мышле­ния в изоляции от духовной деятельности сознания. В це­лом же, отдавая дань привычной традиции развития эмо­ционального отношения к знаниям, мы упускаем неочевид­ную закономерность: чем больше в ученическом сознании появляется целесообразности и прагматизма, тем меньше в нем остается места совести и стыду.

В связи с этим, увеличивается свобода личности в ма­териальном отношении при одновременном значительном уменьшении ценности отдельной личности, вызванном ме­ханизацией и обезличиванием общественной жизни; про­исходит поворот от веры к «знанию», к целенаправленному и ограниченному, функциональному мышлению. Появляется оценка культурного уровня народов только по степени технического прогресса. В связи с этим пострадали тради­ционные культурные ценности - религия, национальная самобытность, сфера интимной жизни.

Традиции образования ставят непреодолимый барьер даже перед теми учителями, которые пытаются отойти от них. Сказываются противоречия глубинного характера, идущие по определенным образом сформированного соз­нания. Потрясения, переживаемые страной, могут быть пояснены общим противоречием: между привычкой (тра­дицией) жить по старым образцам и неумением совмес­тить их с новыми требованиями жизни. Оказалось, что не­которые противоречия, связанные с исполнением тради­ций, возникают из-за нежелания поразмышлять над их смыслом и способствуют не развитию, а торможению многих жизненных сфер.

Таким образом, возникает проблема понимания смысла - как педагогических явлений, так и традиций, которые закладывались и продолжают закладываться, в первую очередь - во время подготовки будущих учителей.

Итак, в этой книге мы предлагаем обратиться к проти­воположной традиционной, необычной организации урока. Изложенные здесь материалы дают возможность исполь­зовать хорошо и не очень хорошо известное (обычное) в новой образовательной ситуации. Мы бы хотели помочь каждому учителю раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает. Поэтому рекомендации даны в виде простых и доступ­ных алгоритмов, представленных в организационных, ме­тодических и содержательных сценариях уроков.

А начнем все-таки с привычки.

Содержание

Сталкер на мосту (предисловие)    3

Раздел I. ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ    9

На «первый-второй» - рассчитайсь!    9

Обычное и необычное    12

Нетрадиционный - не совсем обычный - совсем не­обычный     17

Классификация или типология?    20

Основные группы необычных уроков    32

Условия организации    35

Критерии оценивания работы учащихся    40

Раздел II. СИСТЕМА НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ    43

Личный смысл системы    43

Уроки с измененными способами организации:    51

Уроки, опирающиеся на фантазию:    59

Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды ра­бот:     70

Уроки с игровой состязательной основой:    76

Уроки, предусматривающие трансформацию стандарт­ных способов организации    144

Уроки, основанные на оригинальной организации учеб­ного материала    158

Уроки по аналогии с организованными событиями     188

Уроки по аналогии с известными формами и методами познавательной деятельности     244

ПРИЛОЖЕНИЯ     270

Необычные уроки в планах методической работы    270

Формы работы    270

Темы для самообразования    270

Тематическая предметная неделя традиционных и не­обычных уроков    271

Месячник необычных уроков    272

Экспериментальная лаборатория по необычному уроку    275

Обобщающий урок по физике «В поисках гармонии»    276

Использованная литература    282

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос