Анализ современного урока
Код | 449 |
Издательство | Учитель, г. Воронеж, 2006 |
Серия | Управление современной школой |
ISBN | 5-87259-244-2 |
Страниц | 224 |
Штрихкод | 9785872592440 |
Размеры (Ш x В x Т) | 124 x 200 x 11 (мм) |
Вес | 142 г |
Книга адресована учителям, руководителям всех типов образовательных учреждений, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПК и ФПК.
Подробное описание
ПРЕДИСЛОВИЕ:
ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК?
Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.
Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений: главная гуманистическая ценность - возможность выбирать - оборачивается необходимостью размышлять, к чему наши учителя не предрасположены. У них нет времени и нет желания выбирать, поскольку основания для выбора - это уже методология, которая в педагогической подготовке учителя занимает крайне незначительное место. Тем не менее, у методологически грамотного учителя такая возможность присутствует в виде преддеятельности педагогического сознания, которая "настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор.
Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Но это - особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Этому посвящен и особый раздел нашего пособия.
Для тех, кто только начинает задумываться над несоответствием качества своей работы новым требованиям образования, мы предлагаем всё многообразие известных и не очень известных схем анализа урока. Рассматривая их через призму новых целей, принципов, средств образования, учителя рано или поздно придут к необходимости использовать их несколько иначе, в контексте происходящих перемен. Многие педагоги делают это и без научных подсказок, теряя свое бесценное время и силы, проходя мучительным путем проб и ошибок. Но - не будем торопиться. Для начала продолжим отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок.
Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако, под основными механизмами, помогающими достигать все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это - совершенно верно. Если иметь в виду, что со времен Я.А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.
Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, и т.е. как форма учения. Как в связи с такой вынужденной добавкой должен пониматься урок? Если только как форма, в которой реализуются средства научения, то классические схемы планирования и анализа должны сохраниться в неприкосновенности. Если же в состав урока вводятся такие компоненты, как совместное проектирование, взаимодействие, диалог, партнерство и т.д. то здесь есть над чем задуматься.
Так что же дает анализ урока для учителя, остающегося пока что на традиционных педагогических позициях? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.
Сам по себе анапиз урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.
С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".
Оценка профессионального мастерства учителя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма - урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано. но тема эта - из разряда "вечных": время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.
При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11 % здоровых детей.
Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ - это показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.
В связи с этим, цель данного пособия состоит в практическом решении нерешенной до сих пор задачи: описать имеющиеся на сегодняшний день виды анализа, включая анализ уроков по отдельным предметам и возрастным группам, продемонстрировать возможности их использования в различных образовательных парадигмах. Впервые обобщается имеющийся материал по данной теме, разработанный в исследованиях отечественных педагогов и психологов.
В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.
Авторы благодарят педагогические коллективы и директоров средних школ № 67 и № 83, Донской реальной гимназии г. Ростова-на-Дону, лично - Г.Н. Гу- пову, зам. директора с.ш. № 8 г. Каменска-Шахтинского Ростовской области за помощь в подготовке данной книги и предоставленные материалы.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ: Для чего анализируется урок? 3
РАЗДЕЛ I.
ТРАДИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ УРОКА 9
Классификация анализа по общим основаниям: Педагогический, психологический, методический, сопоставительный, целевой, выборочный, анализ с точки зрения педагогического общения, физиолого-гигиенический анализ 11
Классификация анализа по времени педагогической деятельности: Предваряющий, текущий, ретроспективный, комплексный ретроспективный 28
Классификация на основе усложнения видов анализа: Краткий (оценочный), структурный (поэтапный), поэлементный, системный, аспектный, полный, содержательной направленности, структурно-временной, комбинированный, дидактический, комплексный 34
4. Требования к организации анализа урока: Отличительные особенности функции внутришкольного контроля. Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания и учебной деятельности учащихся. Система посещения уроков. Классификация целей посещения уроков. Психологические требования к уроку, отражаемые в анализе. Правила проведения анализа. Планирование, подготовка и виды посещение уроков 45
РАЗДЕЛ II
АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УРОКОВ .. .53
1. Общие требования к анализу урока в традиционно - развивающей парадигме: Общие требования. Подготовка проверяющего. Анализ урока учителем. Анализ урока проверяющим. Критерии анализа инновационного урока 57
Анализ интегрированных уроков: Преимущества, структура, закономерности, схема 63
Анализ проблемно-развивающих уроков: Примерная схема комплексного анализа. Лист наблюдения. Аспекты анализа проблемных уроков. Цели анализа. Уровни качества уроков. Ориентиры для анализа результативности 69
Самоанализ развивающего урока: Основные требования к самоанализу. Алгоритм самоанализа. Совместная аналитическая деятельность руководителя школы и учителя. Памятка и схема самоанализа 76
5. Психологический анализ развивающего урока. Вопросы: для анализа организации познавательной деятельности, деятельности мышления и воображения, личностного подхода к деятельности, для анализа мастерства учителя-воспитателя. Планы: психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества, психологической деятельности ученика, психологического анализа учебного сотрудничества. Схема рецензии урока 85
6. Анализ эффективности урока в адаптивной школе 92
РАЗДЕЛ III
АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Культурные ценности анализа личностно ориентированного урока 96
Анализ как средство управления качеством урока: Функции, стили, показатели управления качеством 100
Критериальный анализ и показатели эффективности становления самоорганизационных основ личности на уроке: Требования к подготовке учителя. Самоорганизация и рефлексивный стиль как предмет анализа. Критерии и показатели оценки качества личностью ориентированного урока. Смыслопоисковые операции 104
Схема анализа урока в системе личностно ориентированного образования: Подготовка учителя к уроку. Организация, содержание урока. Технологии обучения. Экология урока. Педагогическая культура и профессионализм учителя. Общая оценка урока как элемента системы личностно ориентированного образования 121
Схема анализа межличностного взаимодействия на уроке 126
Анализ урока глобальной ориентации 128
РАЗДЕЛ IV
ПРЕДМЕТНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА УРОКОВ
Анализ уроков в начальной школе: Математика, чтение, внеклассное чтение, русский язык, трудовое обучение 130
Анализ уроков в средней школе: Обществоведческий курс, иностранные языки, трудовое обучение, музыка, биология, география, русский язык, литература, физкультура. Анапиз деятельности учеников-консультантов на уроке. Технология системного подхода к анализу урока русского языка 134
Анализ коррекционно-развивающего урока 176
Схемы анализа различных типов урока: изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, повторительно-обобщающих 179
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Карта анализа и оценки эффективности занятия 185
Листки посещения уроков 187
Карта-схема анализа традиционного урока 189
Карта отслеживания эффективности урока 191
Показатели оценки умений учителя и ученика при посещении урока 193
Схематическая карта анализа урока 195
Фотография урока 198
Лист наблюдения и оценки урока 200
Шкала анализа педагогической деятельности учителя.. .. 202
Примерные темы, проблемы и вопросы, связанные с анализом урока для рассмотрения на методических объединениях, педагогических, чтениях и педагогических советах 205
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ....209
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом