Анализ современного урока

Снято с продажи
Код 449
Издательство Учитель, г. Воронеж, 2006
Серия Управление современной школой
ISBN 5-87259-244-2
Страниц 224
Штрихкод 9785872592440
Размеры (Ш x В x Т) 124 x 200 x 11 (мм)
Вес 142 г
Пособие посвящено различным способам анализа урока. Представлены разнообразные виды и средства анализа, раскрывающие проявленные и потенциальные возможности учителя, учащихся и учебного материала, новые подходы к анализу взаимодействия учителя и учащихся в процессе традиционного, традиционноразвивающего и личностно ориентированного обучения.
Книга адресована учителям, руководителям всех типов образовательных учреждений, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПК и ФПК.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ:

ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК?


Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы по­тому, что существует множество видов анализа и у каждо­го - своя цель. В науке различают событийный, содержа­тельный, понятийный и феноменологический, элементар­ный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который по­ставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привно­сит научную составляющую в деятельность учителя, по­скольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ - логический прием познания, представ­ляющий собою мысленное разложение предмета (явле­ния, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и опреде­ленных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны мно­гочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однооб­разная и единая структурно-содержательная схема. Поэто­му каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений: главная гуманистическая ценность - возмож­ность выбирать - оборачивается необходимостью раз­мышлять, к чему наши учителя не предрасположены. У них нет времени и нет желания выбирать, поскольку осно­вания для выбора - это уже методология, которая в педа­гогической подготовке учителя занимает крайне незначи­тельное место. Тем не менее, у методологически грамот­ного учителя такая возможность присутствует в виде преддеятельности педагогического сознания, которая "настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор.

Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельно­сти по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Но это - особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Этому посвящен и особый раздел нашего пособия.

Для тех, кто только начинает задумываться над несо­ответствием качества своей работы новым требованиям образования, мы предлагаем всё многообразие известных и не очень известных схем анализа урока. Рассматривая их через призму новых целей, принципов, средств образова­ния, учителя рано или поздно придут к необходимости использовать их несколько иначе, в контексте происходя­щих перемен. Многие педагоги делают это и без научных подсказок, теряя свое бесценное время и силы, проходя мучительным путем проб и ошибок. Но - не будем торопиться. Для начала продолжим отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок.

Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако, под основными механизмами, помогающими достигать все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это - совершенно верно. Если иметь в виду, что со времен Я.А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, и т.е. как форма учения. Как в связи с такой вынужденной добавкой должен пониматься урок? Если только как форма, в которой реализуются средства научения, то классические схемы планирования и анализа должны сохраниться в неприкосновенности. Если же в состав урока вводятся такие компоненты, как совместное проектирование, взаимодействие, диалог, партнерство и т.д. то здесь есть над чем задуматься.

Так что же дает анализ урока для учителя, остающегося пока что на традиционных педагогических позициях? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлек­сия, позволяющая оценить свои сильные и слабые сторо­ны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдель­ные моменты индивидуального стиля деятельности.

Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необхо­димых умений и навыков, учет этнографических, образо­вательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.

Сам по себе анапиз урока как процесс осознания и са­мопознания формирует у учителя аналитические способ­ности, развивает интерес и определяет необходимость изу­чения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагоги­ческими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным сред­ством совершенствования профессионально-педагогиче­ского мастерства.

С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".

Оценка профессионального мастерства учителя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профес­сионализма - урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написа­но. но тема эта - из разряда "вечных": время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.

При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освое­ния материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11 % здоровых детей.

Наряду с анализом урока администрацией школы край­не важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ - это показатель профессионализма учителя, степени его ос­мысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

В связи с этим, цель данного пособия состоит в прак­тическом решении нерешенной до сих пор задачи: описать имеющиеся на сегодняшний день виды анализа, включая анализ уроков по отдельным предметам и возрастным группам, продемонстрировать возможности их использо­вания в различных образовательных парадигмах. Впервые обобщается имеющийся материал по данной теме, разработанный в исследованиях отечественных педагогов и психологов.

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учите­ля и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленно­сти, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической ко­пилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.

Авторы благодарят педагогические коллективы и директоров средних школ № 67 и № 83, Донской ре­альной гимназии г. Ростова-на-Дону, лично - Г.Н. Гу- пову, зам. директора с.ш. № 8 г. Каменска-Шахтинского Ростовской области за помощь в подготовке дан­ной книги и предоставленные материалы.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ: Для чего анализируется урок?    3

РАЗДЕЛ I.

ТРАДИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ УРОКА     9

Классификация анализа по общим основаниям: Педагогический, психологический, методический, сопоста­вительный, целевой, выборочный, анализ с точки зре­ния педагогического общения, физиолого-гигиенический анализ    11

Классификация анализа по времени педагогической деятельности: Предваряющий, текущий, ретроспек­тивный, комплексный ретроспективный    28

Классификация на основе усложнения видов анализа: Краткий (оценочный), структурный (поэтапный), по­элементный, системный, аспектный, полный, содер­жательной направленности, структурно-временной, комбинированный, дидактический, комплексный    34

4. Требования к организации анализа урока: Отличи­тельные особенности функции внутришкольного контроля. Информация, обеспечивающая контроль за ка­чеством преподавания и учебной деятельности уча­щихся. Система посещения уроков. Классификация це­лей посещения уроков. Психологические требования к уроку, отражаемые в анализе. Правила проведения анализа. Планирование, подготовка и виды посещение уроков    45

РАЗДЕЛ II

АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УРОКОВ ..    .53

1. Общие требования к анализу урока в традиционно - развивающей парадигме: Общие требования. Подго­товка проверяющего. Анализ урока учителем. Анализ урока проверяющим. Критерии анализа инновационного урока     57

Анализ интегрированных уроков: Преимущества, структура, закономерности, схема     63

Анализ проблемно-развивающих уроков: Примерная схема комплексного анализа. Лист наблюдения. Аспек­ты анализа проблемных уроков. Цели анализа. Уровни качества уроков. Ориентиры для анализа результативности     69

Самоанализ развивающего урока: Основные требова­ния к самоанализу. Алгоритм самоанализа. Совместная аналитическая деятельность руководителя школы и учителя. Памятка и схема самоанализа    76

5. Психологический анализ развивающего урока. Вопро­сы: для анализа организации познавательной деятель­ности, деятельности мышления и воображения, лич­ностного подхода к деятельности, для анализа мастерства учителя-воспитателя. Планы: психологиче­ского анализа сформированности умений учебного сотрудничества, психологической деятельности ученика, психологического анализа учебного сотрудничества. Схема рецензии урока    85

6. Анализ эффективности урока в адаптивной школе    92

РАЗДЕЛ III

АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Культурные ценности анализа личностно ориенти­рованного урока     96

Анализ как средство управления качеством урока: Функции, стили, показатели управления качеством     100

Критериальный анализ и показатели эффективности становления самоорганизационных основ личности на уроке: Требования к подготовке учителя. Самоор­ганизация и рефлексивный стиль как предмет анализа. Критерии и показатели оценки качества личностью ориентированного урока. Смыслопоисковые операции    104

Схема анализа урока в системе личностно ориенти­рованного образования: Подготовка учителя к уроку. Организация, содержание урока. Технологии обучения. Экология урока. Педагогическая культура и профес­сионализм учителя. Общая оценка урока как элемента системы личностно ориентированного образования    121

Схема анализа межличностного взаимодействия на уроке    126

Анализ урока глобальной ориентации     128

РАЗДЕЛ IV

ПРЕДМЕТНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА УРОКОВ

Анализ уроков в начальной школе: Математика, чтение, внеклассное чтение, русский язык, трудовое обучение    130

Анализ уроков в средней школе: Обществоведческий курс, иностранные языки, трудовое обучение, музыка, биология, география, русский язык, литература, физ­культура. Анапиз деятельности учеников-консультантов на уроке. Технология системного подхода к анализу урока русского языка    134

Анализ коррекционно-развивающего урока    176

Схемы анализа различных типов урока: изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, повторительно-обобщающих     179

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Карта анализа и оценки эффективности занятия    185

Листки посещения уроков    187

Карта-схема анализа традиционного урока    189

Карта отслеживания эффективности урока    191

Показатели оценки умений учителя и ученика при по­сещении урока     193

Схематическая карта анализа урока     195

Фотография урока    198

Лист наблюдения и оценки урока    200

Шкала анализа педагогической деятельности учителя..    .. 202

Примерные темы, проблемы и вопросы, связанные с анализом урока для рассмотрения на методических объединениях, педагогических, чтениях и педагогиче­ских советах    205

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА    ....209

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос