Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки

Снято с продажи
Код 446
Издательство Учитель, г. Воронеж, 2008
ISBN 978-5-87259-393-5
Страниц 256
Штрихкод 9785872593935
Размеры (Ш x В x Т) 125 x 200 x 10 (мм)
Вес 158 г
В данной книге рассмотрены общие понятия об интегрированном уроке (преимущества, закономерности, условия, цели, форма, структура, методика подготовки и проведения, анализ), представлены основные виды технологий интегрированного урока: на основе внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции. Показана организация учебного процесса с использованием межпредметных связей; проблемно-интегративный подход и методика его реализации, возможности использования интеграции в методике преподавания отдельных предметов.
В "Приложениях" предлагаются различные варианты уроков.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Наша задача, публикуя серию книг «Современный урок», не состоит в прямой агитации учителей за проведе­ние тех или иных уроков, это каждый учитель решает для себя сам. Наша задача показать все уроки, имеющие место быть сегодня, их методику; вызвать интерес учителя к мно­гообразию современного урока, в том числе и интегриро­ванного, показать полезный и необычный опыт работы от­дельных учителей и возможности применения этого опыта в собственной практике, расширить педагогические знания, помочь создать авторскую методику преподавания.

Среди огромного количества уроков, с которыми мы уже познакомили наших читателей, интегрированные уроки за­нимают особое место. В практике современной школы ин­тегрированные уроки не столь популярны и любимы, как, например, необычные и совсем необычные уроки. Они сложнее в проведении, тем не менее, каждый учитель дан­ные уроки проводит. Есть учителя - приверженцы интегри­рованных уроков; проводят их регулярно, добиваясь хоро­ших результатов, но широкого распространения данные уро­ки в практике работы образовательных учреждений не по­лучили по целому ряду причин, о которых мы расскажем в самой книге.

Интегрированные уроки не только имеют право на жизнь, но и требуют к себе особого отношения. Опублико­ванные работы в педагогических и методических периоди­ческих изданиях по применению интеграции в образова­тельном процессе выявили ряд важных моментов. Наибо­лее количественно представлены разработки интегриро­ванных курсов, например, в гуманитарной области - «Граждановедение», «Обществознание», «Человек и окружающий мир» и др. Данные курсы являются результатом интеграци­онных мыслительных процессов педагогов. Безусловно, они значительно расширяют сферу знаний по различным дис­циплинам, обогащают содержание школьных предметов. Но появление различных курсов ведет к увеличению часов в ученическом расписании. Чаще в обычной практике учителя проводят интегрированные уроки. Анализ опубликованных и посещенных интегрированных уроков показывает ряд не­достатков: представлены методические разработки уроков с «точечной» интеграцией, отсутствует теоретическое обос­нование в целесообразности их проведения; недостаточно проработаны вопросы построения модели диагностирова­ния обученное, недостаточно затронуты практические во­просы содержания и структурирования материала. А урок, который проводят два или несколько преподавателей, вы­зывает вопросы по оплате такого урока, ответственности за конечный результат обучения и его места в постоянном расписании школы.

Интеграция предметов в современной школе - одно из на­правлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учите­лей с целью более эффективного воздействия на учащихся. Интеграция как полноправное научное понятие появилось в педагогике в первой половине 80-х гг. на фоне бурно разви­вающихся процессов в экономической, политической, инфор­мационной, культурной и других сферах социальной жизни. Недостатки узкопредметного подхода к рассмотрению явле­ний и процессов реального мира - фрагментарность знаний учащихся, их неумение поместить полученную информацию в более широкий смысловой контекст, усмотреть существенные связи и взаимодействия - давно осознавались учителями и методистами в области образования. Поиски выхода из сло­жившегося противоречия между предметным построением учебного процесса и потребностями целостных, системных знаний учащихся, привели к активному использованию идей интеграции в образовании.

Анализ различных подходов к раскрытию сущности по­нятия «интеграция» показывает, что в самом общем значе­нии - это процесс и результат становления целостности. В современном образовании интеграция используется как дидактический метод организации учебных занятий, но может стать и генетическим принципом для выстраивания образо­вательного пространства.

Интеграция как явление появилась, прежде всего, в «большой» науке, в фундаментальных и прикладных ее об­ластях. Она возникла на фоне своей противоположности - дифференциации наук и их отраслей, растущего объема знаний и требований к ним в каждой отрасли, ведущих к уг­лублению специализации в науках и внутри науки, неизбеж­ному при углублении сужения круга профессиональных ин­тересов узких специалистов, перестающих подчас понимать друг друга, рождению на этой базе все нового и нового чис­ла наук, отпочковывающихся от одного древа, бывшего прежде единым.

Интеграция  - это глубокое взаимопроникновение, слияние, на­сколько это возможно, в одном учебном материале обоб­щенных знаний в той или иной области.

Существуют различные определения интеграции.

«Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Такое определение дает толковый словарь иностранных слов и «Логический словарь - спра­вочник» Н.И. Кондакова.

«Интеграция - это сторона процесса развития, связан­ная с объединением в целое ранее разносторонних частей и элементов». Такое определение дает «Философский сло­варь» и дополняет следующими признаками: «Эти процес­сы могут иметь место как в уже сложившейся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой систе­мы из ранее несвязанных элементов»

«Интеграция - это результат процесса объединения, т. е. состояние гармонической уравновешенности, упорядо­ченного функционирования частей целого».

В образовании интеграция рассматривается, прежде всего, как процесс достижения его целостности и системно­сти. Она издавна существует и по горизонтали в виде межцикловых связей между разными предметами, и по верти­кали, как преемственность и внутрицикловые связи между ступенями образовательной лестницы в пределах какого-либо одного учебного курса.

Интеграция в образовательном пространстве может вы­ступать как принцип, что проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем:

-    создание школ интегративного типа;

- разработка интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, специальных дней;

- получение интегративных результатов образования;

- средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач;

- ведущая тенденция обновления содержания образования - большая науковедческая проблема. Главной задачей здесь является выбор научных объектов интеграции и ее механизмов. Объектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний, система научных понятий;

- законы теории и идеи; модели образовательных процессов.

Говоря о механизмах интеграции применительно к структуре общего образования сегодня, как отмечают со­временные авторы, «необходимо руководствоваться сле­дующим. На этапе начального образования можно рассмат­ривать объекты интеграции дедуктивно, т. е. от общего к частному. Среднее звено школьного обучения должно со­хранить предметную систему, и здесь можно ограничиться установлением внутрицикловых и межцикловых межпредметных связей. На завершающей ступени обучения в стар­шей школе должна увеличиться доля абстрактно-логиче­ских и лингвистических образов, создаваемых текстами и другими носителями культуры, требуется широкое надпредметное обобщение, которое индуктивным путем будет подкреплено в сознании учащихся предшествующим изуче­нием отдельных предметных областей знания».

Интеграция как педагогическое явление имеет дав­ние традиции. Прежде всего, многие школьные предметы имеют интегративный характер. Чаще всего это была инте­грация внутрипредметного уровня: например, школьный курс литературы всегда являлся интеграцией науки о лите­ратуре, читательской практике и опытов сочинительства, то есть явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания.

В ныне существующей системе общего образования яр­ко выражено противоречие между фрагментарным, разне­сенным по различным предметам содержанием образова­ния и необходимостью целостного, комплексного примене­ния его в реальной жизнедеятельности. Попытки хотя бы частично снять отмеченное противоречие с помощью реализации межпредметных связей оказываются безрезультативными, поскольку отбор и методическая организация учебного материала по каждому учебному предмету и по годам обучения изначально осуществлялась чаще всего без учета содержания обучения даже по родственным предме­там. Авторы учебно-методических материалов, как правило, ориентировались на логику лишь «своего» учебного пред­мета. В связи с этим одной из центральных проблем сего­дня является не просто обновление содержания образова­ния в сугубо информационном плане, а его глубокое пере­структурирование, разработка таких образовательных про­грамм и учебно-методических материалов, которые обеспечили бы преподавание на интегративной основе, включая реализацию межпредметных связей.

Под преподаванием на интегративной основе в данном контексте подразумевается, с одной стороны, создание в процессе обучения (на уроках по любому предмету) опти­мальных условий для проявления различных видов актив­ности (познавательной, игровой, коммуникативной, трудо­вой), а с другой стороны - привлечение любого учебного материала по любому ныне существующему учебному предмету для формирования у учащихся целостного пред­ставления о себе, существующем мире и самоопределении в этом мире.

Интегрирующие учебные программы являются междисциплинарными учебными формами укорененными в идеях объединения и синтеза, которые заложены в общей теории конвергенции (Дж. Клейн).

Интегрирующие программы базируются, главным обра­зом, на теории познания и понимании того, что ПОИСК ЗНАНИЯ является лучшим способом междисциплинарного исследования, которое строит мосты между традиционно разделенными дисциплинами; переструктурирует установленные дисциплины; вносит коррективы в проблемы даль­нейшей специализации, в целом изменяя устоявшуюся сис­тему дисциплин и профессий.

В интегрирующих программах находят выражение раз­личные модели мышления, исследовательской тематики и проблемного обучения.

Интегрирующие учебные курсы также формируют черты характера и общечеловеческие ценности: гибкость (адап­тивность), терпение, толерантность (терпимость), воспри­имчивость к другим, готовность к риску, к решению проблем и нахождению выхода в многозначной ситуации.

Педагоги, работающие на основе междисциплинарного подхода, следуют следующим принципам интегративного образования:

- интегративные способности мышления являются су­щественным рабочим инструментом для всех учащихся и на их развитие  должны быть ориентированы все учебные про­граммы;

- все учащиеся должны иметь возможности применения междисциплинарного подхода в обсуждении различных тем;

- эти возможности должны быть заложены в программы общего образования (в его стандарты);

- каждый учащийся должен участвовать в совместных формах обучения, в которых развиваются предприимчивость и инициатива и которые интегрируют достижения как индивида, так и группы;

- при всех различиях в культуре, которые важны для воспитания уважения к традициям и для их соблюдения, всех людей объединяют человечность и достоинство личности, а также способность преодолевать различия благодаря вовлечению всех в практику обсуждения общественных проблем.

Содержание

Введение    3

Интеграция в развивающем подходе    9

Общие понятия об интегрированном уроке (преимущества, закономерности, условия, методы, классификация, методика подготовки и проведения, схема анализа интегрированного урока)    17

Организация учебного процесса с использованием
межпредметных связей (история вопроса, техно­логия использования МПС, виды МПС). Интегра­ция структуры и содержания урока на основе межпредметных связей (структура, классификация уроков, реализующих МПС; дидактические условия проведения уроков; тематика; методика подготовки и проведения МПС: подготовка учителя к уроку, методика урока. Методика подго­товки и проведения урока МПС на примере урока химии. Уроки гармонии    30

Интеграция  в различных типах организации процесса обучения (интегрированный курс, учебный день)    57

Проблемно-интегративный подход и методика его реа­лизации (принципы, виды межпредметных про­блемных ситуаций, методы обучения, система форм организации обучения; методика подготовки и проведения урока)    67

Интегрированные технологии. Турбион-технология. Урок в Дальтон-технологии. Комплекс интегрированных технологий. Синхронно-параллельное прохождение близкородственных тем из различ­ных школьных предметов    80

Интеграция в начальном обучении. Организация учеб­ного процесса на крупноблочной основе (струк­тура, особенности, условия, типы: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая формы организации содержания интегрированного блока.) Схема анализа интегрированного блока    92

Предметная интеграция процесса обучения. Интегра­ция в содержании естественнонаучного образования. Интеграция процесса обучения биологии и химии в гуманитарных классах. Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Искусство слова и его взаимосвязь и взаимопро­никновение с другими видами искусства. Уроки по темам: «Мое восприятие повести А.С. Пушки­на «Пиковая дама» и одноименной оперы П.И. Чайковского». «Главный герой повести А.С. Пушкина и оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»    119

Приложения    142

Урок окружающего мира с использованием межпредметных связей в начальной школе (1 класс). Те­ма: Весна в природе. Интегрированный урок: природоведение и русский язык. 2 класс. Тема: «Зимние изменения в природе. Упражнение в написании слов с безударными гласными в кор­не»    142

Интегрированный урок по внеклассному чтению, труду, изо (1,2,3 классы. «Сказки народов мира). Тема урока: "Сказка приглашает в гости». Интегриро­ванный урок по чтению и природоведению (3 класс). Тема урока: "Знакомство с природой степи при чтении отрывка из повести А. Чехова "Степь". Интегрированный урок (межпредметных связей) истории и литературы по теме: «И грянул бой, Полтавский бой!»    152

Урок гармонии на тему: «Быть или не быть?» Вводный урок по разделу «Динамика». «Физика. Нравственность. НТР» ...    176

Тематическое планирование уроков по творчеству И.А. Гончарова

(10 класс). Тема урока 1. «Серьезное искусство, как и всякое серьезное дело, требует всей жизни» (И.А. Гончаров). Биография писателя. Обзор творчества (1ч.). Тема урока 3-4. Поиски положительных начал в русской жиз­ни в романе «Обломов». (2ч), Уроки межпред­метных связей (возможности интеграции)    193

Интегрированный урок по географии и биологии. Тема «Минеральное питание растений и почвы рос­товской области». Интегрированный урок по фи­зике и химии. Тема «Структура твердых тел». Интегрированный урок-подготовка к сочинению. Тема «Цветок» (с элементами описания и рассуждения). Интегрированный урок музыки «Весен­ние образы в произведениях русского искусства XIX века»    198

Вопросы интеграции в методической работе    235

Проект инновационного подхода к управлению методической службой школы в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей    235

Тезаурус методических форм работы педагога дополнительного образования и учителя общеобразо­вательной школы: проблемные курсы, семинар, экспресс-урок, мастер-класс    238

Темы обучающих семинаров, темы для самообразова­ния    242

Литература    248

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.