Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки
Код | 446 |
Издательство | Учитель, г. Воронеж, 2008 |
ISBN | 978-5-87259-393-5 |
Страниц | 256 |
Штрихкод | 9785872593935 |
Размеры (Ш x В x Т) | 125 x 200 x 10 (мм) |
Вес | 158 г |
В "Приложениях" предлагаются различные варианты уроков.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Наша задача, публикуя серию книг «Современный урок», не состоит в прямой агитации учителей за проведение тех или иных уроков, это каждый учитель решает для себя сам. Наша задача показать все уроки, имеющие место быть сегодня, их методику; вызвать интерес учителя к многообразию современного урока, в том числе и интегрированного, показать полезный и необычный опыт работы отдельных учителей и возможности применения этого опыта в собственной практике, расширить педагогические знания, помочь создать авторскую методику преподавания.
Среди огромного количества уроков, с которыми мы уже познакомили наших читателей, интегрированные уроки занимают особое место. В практике современной школы интегрированные уроки не столь популярны и любимы, как, например, необычные и совсем необычные уроки. Они сложнее в проведении, тем не менее, каждый учитель данные уроки проводит. Есть учителя - приверженцы интегрированных уроков; проводят их регулярно, добиваясь хороших результатов, но широкого распространения данные уроки в практике работы образовательных учреждений не получили по целому ряду причин, о которых мы расскажем в самой книге.
Интегрированные уроки не только имеют право на жизнь, но и требуют к себе особого отношения. Опубликованные работы в педагогических и методических периодических изданиях по применению интеграции в образовательном процессе выявили ряд важных моментов. Наиболее количественно представлены разработки интегрированных курсов, например, в гуманитарной области - «Граждановедение», «Обществознание», «Человек и окружающий мир» и др. Данные курсы являются результатом интеграционных мыслительных процессов педагогов. Безусловно, они значительно расширяют сферу знаний по различным дисциплинам, обогащают содержание школьных предметов. Но появление различных курсов ведет к увеличению часов в ученическом расписании. Чаще в обычной практике учителя проводят интегрированные уроки. Анализ опубликованных и посещенных интегрированных уроков показывает ряд недостатков: представлены методические разработки уроков с «точечной» интеграцией, отсутствует теоретическое обоснование в целесообразности их проведения; недостаточно проработаны вопросы построения модели диагностирования обученное, недостаточно затронуты практические вопросы содержания и структурирования материала. А урок, который проводят два или несколько преподавателей, вызывает вопросы по оплате такого урока, ответственности за конечный результат обучения и его места в постоянном расписании школы.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. Интеграция как полноправное научное понятие появилось в педагогике в первой половине 80-х гг. на фоне бурно развивающихся процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни. Недостатки узкопредметного подхода к рассмотрению явлений и процессов реального мира - фрагментарность знаний учащихся, их неумение поместить полученную информацию в более широкий смысловой контекст, усмотреть существенные связи и взаимодействия - давно осознавались учителями и методистами в области образования. Поиски выхода из сложившегося противоречия между предметным построением учебного процесса и потребностями целостных, системных знаний учащихся, привели к активному использованию идей интеграции в образовании.
Анализ различных подходов к раскрытию сущности понятия «интеграция» показывает, что в самом общем значении - это процесс и результат становления целостности. В современном образовании интеграция используется как дидактический метод организации учебных занятий, но может стать и генетическим принципом для выстраивания образовательного пространства.
Интеграция как явление появилась, прежде всего, в «большой» науке, в фундаментальных и прикладных ее областях. Она возникла на фоне своей противоположности - дифференциации наук и их отраслей, растущего объема знаний и требований к ним в каждой отрасли, ведущих к углублению специализации в науках и внутри науки, неизбежному при углублении сужения круга профессиональных интересов узких специалистов, перестающих подчас понимать друг друга, рождению на этой базе все нового и нового числа наук, отпочковывающихся от одного древа, бывшего прежде единым.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Существуют различные определения интеграции.
«Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Такое определение дает толковый словарь иностранных слов и «Логический словарь - справочник» Н.И. Кондакова.
«Интеграция - это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разносторонних частей и элементов». Такое определение дает «Философский словарь» и дополняет следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившейся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов»
«Интеграция - это результат процесса объединения, т. е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого».
В образовании интеграция рассматривается, прежде всего, как процесс достижения его целостности и системности. Она издавна существует и по горизонтали в виде межцикловых связей между разными предметами, и по вертикали, как преемственность и внутрицикловые связи между ступенями образовательной лестницы в пределах какого-либо одного учебного курса.
Интеграция в образовательном пространстве может выступать как принцип, что проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем:
- создание школ интегративного типа;
- разработка интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, специальных дней;
- получение интегративных результатов образования;
- средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач;
- ведущая тенденция обновления содержания образования - большая науковедческая проблема. Главной задачей здесь является выбор научных объектов интеграции и ее механизмов. Объектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний, система научных понятий;
- законы теории и идеи; модели образовательных процессов.
Говоря о механизмах интеграции применительно к структуре общего образования сегодня, как отмечают современные авторы, «необходимо руководствоваться следующим. На этапе начального образования можно рассматривать объекты интеграции дедуктивно, т. е. от общего к частному. Среднее звено школьного обучения должно сохранить предметную систему, и здесь можно ограничиться установлением внутрицикловых и межцикловых межпредметных связей. На завершающей ступени обучения в старшей школе должна увеличиться доля абстрактно-логических и лингвистических образов, создаваемых текстами и другими носителями культуры, требуется широкое надпредметное обобщение, которое индуктивным путем будет подкреплено в сознании учащихся предшествующим изучением отдельных предметных областей знания».
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего, многие школьные предметы имеют интегративный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: например, школьный курс литературы всегда являлся интеграцией науки о литературе, читательской практике и опытов сочинительства, то есть явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания.
В ныне существующей системе общего образования ярко выражено противоречие между фрагментарным, разнесенным по различным предметам содержанием образования и необходимостью целостного, комплексного применения его в реальной жизнедеятельности. Попытки хотя бы частично снять отмеченное противоречие с помощью реализации межпредметных связей оказываются безрезультативными, поскольку отбор и методическая организация учебного материала по каждому учебному предмету и по годам обучения изначально осуществлялась чаще всего без учета содержания обучения даже по родственным предметам. Авторы учебно-методических материалов, как правило, ориентировались на логику лишь «своего» учебного предмета. В связи с этим одной из центральных проблем сегодня является не просто обновление содержания образования в сугубо информационном плане, а его глубокое переструктурирование, разработка таких образовательных программ и учебно-методических материалов, которые обеспечили бы преподавание на интегративной основе, включая реализацию межпредметных связей.
Под преподаванием на интегративной основе в данном контексте подразумевается, с одной стороны, создание в процессе обучения (на уроках по любому предмету) оптимальных условий для проявления различных видов активности (познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой), а с другой стороны - привлечение любого учебного материала по любому ныне существующему учебному предмету для формирования у учащихся целостного представления о себе, существующем мире и самоопределении в этом мире.
Интегрирующие учебные программы являются междисциплинарными учебными формами укорененными в идеях объединения и синтеза, которые заложены в общей теории конвергенции (Дж. Клейн).
Интегрирующие программы базируются, главным образом, на теории познания и понимании того, что ПОИСК ЗНАНИЯ является лучшим способом междисциплинарного исследования, которое строит мосты между традиционно разделенными дисциплинами; переструктурирует установленные дисциплины; вносит коррективы в проблемы дальнейшей специализации, в целом изменяя устоявшуюся систему дисциплин и профессий.
В интегрирующих программах находят выражение различные модели мышления, исследовательской тематики и проблемного обучения.
Интегрирующие учебные курсы также формируют черты характера и общечеловеческие ценности: гибкость (адаптивность), терпение, толерантность (терпимость), восприимчивость к другим, готовность к риску, к решению проблем и нахождению выхода в многозначной ситуации.
Педагоги, работающие на основе междисциплинарного подхода, следуют следующим принципам интегративного образования:
- интегративные способности мышления являются существенным рабочим инструментом для всех учащихся и на их развитие должны быть ориентированы все учебные программы;
- все учащиеся должны иметь возможности применения междисциплинарного подхода в обсуждении различных тем;
- эти возможности должны быть заложены в программы общего образования (в его стандарты);
- каждый учащийся должен участвовать в совместных формах обучения, в которых развиваются предприимчивость и инициатива и которые интегрируют достижения как индивида, так и группы;
- при всех различиях в культуре, которые важны для воспитания уважения к традициям и для их соблюдения, всех людей объединяют человечность и достоинство личности, а также способность преодолевать различия благодаря вовлечению всех в практику обсуждения общественных проблем.
Содержание
Введение 3
Интеграция в развивающем подходе 9
Общие понятия об интегрированном уроке (преимущества, закономерности, условия, методы, классификация, методика подготовки и проведения, схема анализа интегрированного урока) 17
Организация учебного процесса с использованием
межпредметных связей (история вопроса, технология использования МПС, виды МПС). Интеграция структуры и содержания урока на основе межпредметных связей (структура, классификация уроков, реализующих МПС; дидактические условия проведения уроков; тематика; методика подготовки и проведения МПС: подготовка учителя к уроку, методика урока. Методика подготовки и проведения урока МПС на примере урока химии. Уроки гармонии 30
Интеграция в различных типах организации процесса обучения (интегрированный курс, учебный день) 57
Проблемно-интегративный подход и методика его реализации (принципы, виды межпредметных проблемных ситуаций, методы обучения, система форм организации обучения; методика подготовки и проведения урока) 67
Интегрированные технологии. Турбион-технология. Урок в Дальтон-технологии. Комплекс интегрированных технологий. Синхронно-параллельное прохождение близкородственных тем из различных школьных предметов 80
Интеграция в начальном обучении. Организация учебного процесса на крупноблочной основе (структура, особенности, условия, типы: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая формы организации содержания интегрированного блока.) Схема анализа интегрированного блока 92
Предметная интеграция процесса обучения. Интеграция в содержании естественнонаучного образования. Интеграция процесса обучения биологии и химии в гуманитарных классах. Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Искусство слова и его взаимосвязь и взаимопроникновение с другими видами искусства. Уроки по темам: «Мое восприятие повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и одноименной оперы П.И. Чайковского». «Главный герой повести А.С. Пушкина и оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» 119
Приложения 142
Урок окружающего мира с использованием межпредметных связей в начальной школе (1 класс). Тема: Весна в природе. Интегрированный урок: природоведение и русский язык. 2 класс. Тема: «Зимние изменения в природе. Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне» 142
Интегрированный урок по внеклассному чтению, труду, изо (1,2,3 классы. «Сказки народов мира). Тема урока: "Сказка приглашает в гости». Интегрированный урок по чтению и природоведению (3 класс). Тема урока: "Знакомство с природой степи при чтении отрывка из повести А. Чехова "Степь". Интегрированный урок (межпредметных связей) истории и литературы по теме: «И грянул бой, Полтавский бой!» 152
Урок гармонии на тему: «Быть или не быть?» Вводный урок по разделу «Динамика». «Физика. Нравственность. НТР» ... 176
Тематическое планирование уроков по творчеству И.А. Гончарова
(10 класс). Тема урока 1. «Серьезное искусство, как и всякое серьезное дело, требует всей жизни» (И.А. Гончаров). Биография писателя. Обзор творчества (1ч.). Тема урока 3-4. Поиски положительных начал в русской жизни в романе «Обломов». (2ч), Уроки межпредметных связей (возможности интеграции) 193
Интегрированный урок по географии и биологии. Тема «Минеральное питание растений и почвы ростовской области». Интегрированный урок по физике и химии. Тема «Структура твердых тел». Интегрированный урок-подготовка к сочинению. Тема «Цветок» (с элементами описания и рассуждения). Интегрированный урок музыки «Весенние образы в произведениях русского искусства XIX века» 198
Вопросы интеграции в методической работе 235
Проект инновационного подхода к управлению методической службой школы в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей 235
Тезаурус методических форм работы педагога дополнительного образования и учителя общеобразовательной школы: проблемные курсы, семинар, экспресс-урок, мастер-класс 238
Темы обучающих семинаров, темы для самообразования 242
Литература 248
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом