- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Методические пособия (Преподавателям)
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Средняя школа
- Предметы
Уроки внеклассного чтения. Практическое пособие
- Отзывы
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 310д |
Издательство | Учитель, г. Воронеж, 2003 |
ISBN | 5-98225-013-9 |
Страниц | 239 |
УДК | 371.8 (072) |
Штрихкод | 9785982250131 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 10 (мм) |
Вес | 183 г |
Пособие адресовано учителю-словеснику, но может быть полезным и воспитателю, и родителям, и библиотекарю - всем, кто имеет отношение к организации чтения школьников.
Подробное описание
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Уважаемые коллеги!
Как вы помните, в «Объяснительной записке» к ныне действующей программе по литературе цель школьного литературного образования обозначена как «становление духовного мира человека».
Согласитесь, что решение этой серьезной задачи предполагает не только добротное во всех смыслах преподавание литературы как предмета в рамках классных занятий по обязательной программе, но и расширение кругозора детей, ориентирование их в сегодняшнем мире книг, далеко не однозначных по качеству и духовному потенциалу. Вот почему в школе рекомендуется проводить уроки внеклассного чтения по темам и произведениям, названным в программе. При этом за учителем остается право на индивидуальный выбор литературных произведений для обсуждения с учащимися и за пределами этого списка.
Интерес к урокам внеклассного чтения, по мнению учащихся, достаточно устойчив по двум причинам:
это интересно потому, что книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения (причина чисто психологическая: все, что обязательно, то скучно);
это интересно потому, что обстановка на уроках внеклассного чтения непринужденная, здесь много спорят, здесь есть возможность высказать любую точку зрения, если она аргументирована; можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т. д.
Так считают ученики. Добавим от себя: успех уроков внеклассного чтения зависит и от такой малой малости, как мастерство учителя, богатство его методической палитры, от того, насколько удастся учителю сделать эти уроки яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое...
Успех этих уроков зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут уроки в композиционном и логическом отношении.
Сделать это не всегда легко в силу самых разных объективных и субъективных причин: то мал опыт начинающего словесника, то нет под рукой толковой критической литературы, то не приходит на ум (а урок уже завтра!) четверостишие, песня, картина, музыкальная мелодия, помогающие ярче высветить идею, нравственный и эстетический пафос произведения; то не формулируются дискуссионные вопросы классу (порой просто из-за нехватки времени: словесники знают, что такое ежедневная проверка сотни ученических тетрадей с письменными работами по языку или литературе!).
И оттого, что ваши коллеги, учителя воронежских школ, знают об этих трудностях не понаслышке, родилось стремление собрать уроки внеклассного чтения и издать их отдельным сборником, который может быть полезен и начинающему учителю, и учителю из глубинки, откуда, к сожалению, не идут троллейбусы до Никитинской библиотеки на главной площади Воронежа...
Все уроки, разработки которых вы найдете в предлагаемом вашему вниманию пособии, имеют одно несомненное достоинство: они апробированы, ибо проводились неоднократно, были результативны, вызывали неподдельный интерес учащихся. И, смеем надеяться, окажутся нелишними в вашем методическом багаже.
Принципы отбора книг для уроков внеклассного чтения в 5-9-х классах разнообразны:
произведения русской и зарубежной классики;
книги писателей земли Воронежской;
произведения, написанные в разных жанрах (эссе, рассказ, сказка, поэма, повесть, роман и т. д.);
книги, обсуждаемые в классе по просьбе или рекомендации самих учащихся для подготовки к письменным и устным экзаменам по литературе.
И только один критерий должен быть постоянным - интеллектуальный и нравственный запас прочности книг, с которыми учитель придет на урок внеклассного чтения.
Для каждого класса предлагается на выбор от 5 до 7 уроков.
Помимо содержания урока, в разработке указаны и необходимая предварительная работа с учениками, и индивидуальные задания отдельным учащимся, и различные виды домашних заданий.
В пособии даны рекомендации по оформлению урока на классной доске, в рабочей тетради ученика, потому что на каком бы эмоциональном уровне ни проходил урок, следы его должны остаться в записях ученика, к которым он будет обращаться при подготовке к сочинениям. Нельзя сбрасывать со счета и эту утилитарную цель.
Разумеется, все рекомендации, которые вы найдете на страницах предлагаемого издания, не носят обязательного характера: ведь это всего лишь апробированный группой учителей опыт проведения уроков внеклассного чтения в определенной системе, в которой каждый из учителей-словесников может проявить свою индивидуальность, учитывая уровень подготовки класса, начитанность учащихся, их духовные запросы на данном возрастном отрезке жизни.
Порядок проведения того или другого урока внеклассного чтения в календарном аспекте определяет сам учитель, руководствуясь либо желанием углубить понимание сложных нравственных проблем, с которыми соприкоснулись дети при изучении программного материала (например, урок внеклассного чтения по новеллистике А. П. Чехова хорошо дать после изучения рассказа «Хамелеон»); либо интересом самих учеников к проблемам, затронутым в произведении (например, «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Фраермана); либо настоятельной потребностью в разговоре о страшной язве бездуховности, сводящей человека в бездну (поэма А. Вознесенского «Ров»).
Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в средней школе, ибо по большому счету именно словесники несут львиную долю ответственности за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня - во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, развенчание жизненных идеалов, наступление наркомании и насилия, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, - все это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны.
А между тем жить надо. И растить детей надо. Необходимо - достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки худой социальной погоде на дворе, к миру настоящих нравственных ценностей.
И, пожалуй, школьный урок сегодня - это единственное место, где дети в коллективе сверстников (что очень важно!) размышляют о жизни и смерти, о добре и зле, о достоинстве и чести...
Для успеха в сложнейшем деле нравственного воспитания молодого поколения, наряду со многими другими условиями, очень нужным представляется и умное, доброе, серьезное чтение в школьные годы.
Предлагаемое вашему вниманию пособие как раз и поможет, мы надеемся, создать на уроке внеклассного чтения сегодня ту атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров завтра.
Доброго вам пути, уважаемые коллеги. И успеха в работе. И отдачи.
М. И. Картавцева, народный учитель России.
Содержание
От составителя: 3
5 КЛАСС
«Жизнь прекрасна, если в ней есть свет, небо, дети, природа, любовь».
Урок по рассказу Тэффи «Где-то в тылу» (Т. Д. Череванъ) 8
«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться».
Урок по произведению А. Платонова «Неизвестный цветок»
(Т.Д. Череванъ) 16
«Все это сказки?»
Урок по творчеству Дж. Родари (И. В. Сазонова) 24
«Мадемуазель Ностальгия, или Почему степное растение не прижилось в Париже». Урок по повести Э. Пашнева «Доктор Крауклис» (Л. И. Зимина) 31
«Я в ответе за своего меньшего друга».
Урок по «Рассказам о всякой живности» В. Белова (Т.Д. Череванъ) 40
6 КЛАСС
Хрупко счастье...
Урок по рассказу Л. Андреева «Ангелочек» (О. К. Миневич) 51
Постигая художественный мир Андрея Платонова. Урок по рассказу А. Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья» (Т.Д. Череванъ) 56
«Уходит жизнь — приходит память. И память возрождает жизнь». Урок по повести А. Лиханова «Последние холода» (М. И. Картавцева) 66
Человек и зверь. Урок по повести Г. Троепольского
«Белый Бим Черное ухо» (Н. В. Сазонова) 72
«Надо быть милосердным».
Урок по повести В. Железникова Чучело» (М. И. Картавцева) 79
«Спешите стать терпимей и добрей».
Урок по рассказу П. Краснова «Шатохи» (Н. В. Сазонова) 86
7 КЛАСС
«Для дела жизни необходимо внутреннее счастье».
Урок по рассказу А. Платонова «Третий сын» (Т. Д. Череванъ) 96
«Да почему же я такой-то есть-то?»
Урок по рассказу В. Шукшина «Чудик» (О. В. Перелехова) 103
«У войны не детское лицо».
Урок по повести В. Богомолова «Иван» (М. И. Картавцева) ... ..... 112
«Благодарю за то, что по судьбе прошла...»
Урок по повести Р. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (О. А. Сердюкова) 120
Урок-концерт по новеллистике А. П. Чехова (М. И. Картавцева) 130
«В прекрасном и яростном мире да здравствует хлебосольное человечество!»
Попытка сравнительного анализа стилистики рассказов Андрея Платонова и картин Нико Пиросманишвили (Л. И. Зимина) 133
8 КЛАСС
«Любить, мечтать и верить...»
Урок по повести А. Грина «Алые паруса» (И. С. Чернышева) 141
«Здравствуйте! Я вас встретил впервые. Но я — человек, и вы — человек...» Урок по повести Е. Дубровина «В ожидании козы» (И. С. Чернышева) 146
Поединок двух мировоззрений.
Урок по роману Э. Л. Войнич «Овод» (И. С. Чернышева) 153
«В человека надо выделаться».
Урок по повести Г. Свортаута «Благослови зверей и детей» (М. И. Картавцева, А. А. Фаронов) 159
«Как здорово жить на земле! Как непросто...»
Урок по повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши» (М. И. Картавцева) .167
Взрослая мудрость детских вопросов Маленького принца.
Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (О.К. Миневич) 178
9 КЛАСС
«Мы были живые, как время, мы были большие, как время...» Урок по роману Б. Васильева «Завтра была война» (Н. И. Попова) 188
«Тяжесть души». Урок по повести Ю. Нагибина «Встань и иди» (И. С. Чернышева) 195
Счастье всегда рядом, умей его найти. Урок по рассказу Саши Черного «В лунную ночь» (Т. Д. Черевань) 202
«Ты куда ведешь, ров?»
«Урок по поэме А. Вознесенского «Ров» (Н. И. Попова) 211
«В минуты музыки печальной не говорите ни о чем...»
Урок по лирике Н. Рубцова (Л. И. Зимина) 216
«Может, кто-то когда-то поставит свечу...»
Урок, посвященный личности и творчеству В. Высоцкого (И. С. Чернышева) 222
«И это будет преследовать нас всю жизнь...»
Урок по повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики» (И. С. Чернышева) 229
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Преподавателям
- Средняя школа
- Предметы
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом