Уроки внеклассного чтения. Практическое пособие

Снято с продажи
Код 310д
Издательство Учитель, г. Воронеж, 2003
ISBN 5-98225-013-9
Страниц 239
УДК 371.8 (072)
Штрихкод 9785982250131
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 10 (мм)
Вес 183 г
Придавая первостепенное значение в формировании нравственного мира подростка чтению, авторы предлагаемого пособия сделали попытку представить систему уроков внеклассного чтения в 5-9-х классах средней школы. Цель этих уроков - помочь детям сориентироваться в огромном книжном море, развить вкус к умному, серьезному чтению.
Пособие адресовано учителю-словеснику, но может быть полезным и воспитателю, и родителям, и библиотекарю - всем, кто имеет отношение к организации чтения школьников.

Подробное описание

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ


Уважаемые коллеги!

Как вы помните, в «Объяснительной записке» к ныне действующей программе по литературе цель школьного литературного образования обозначена как «становление духовного мира человека».

Согласитесь, что решение этой серьезной задачи предполагает не только добротное во всех смыслах преподавание литературы как предмета в рамках классных занятий по обязательной программе, но и расширение кругозора детей, ориентирование их в сегодняшнем мире книг, далеко не однозначных по качеству и духовному потенциалу. Вот поче­му в школе рекомендуется проводить уроки внеклассного чтения по те­мам и произведениям, названным в программе. При этом за учителем остается право на индивидуальный выбор литературных произведений для обсуждения с учащимися и за пределами этого списка.

Интерес к урокам внеклассного чтения, по мнению учащихся, дос­таточно устойчив по двум причинам:

это интересно потому, что книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения (причина чисто психологическая: все, что обязательно, то скучно);

это интересно потому, что обстановка на уроках внеклассного чтения непринужденная, здесь много спорят, здесь есть возможность высказать любую точку зрения, если она аргументирована; можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т. д.

Так считают ученики. Добавим от себя: успех уроков внеклассного чтения зависит и от такой малой малости, как мастерство учителя, богатство его методической палитры, от того, насколько удастся учителю сделать эти уроки яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое...

Успех этих уроков зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут уроки в композиционном и логическом отношении.

Сделать это не всегда легко в силу самых разных объективных и субъективных причин: то мал опыт начинающего словесника, то нет под рукой толковой критической литературы, то не приходит на ум (а урок уже завтра!) четверостишие, песня, картина, музыкальная мелодия, помогающие ярче высветить идею, нравственный и эстетический пафос произведения; то не формулируются дискуссионные вопросы классу (порой просто из-за нехватки времени: словесники знают, что такое ежедневная проверка сотни ученических тетрадей с письменными работами по языку или литературе!).

И оттого, что ваши коллеги, учителя воронежских школ, знают об этих трудностях не понаслышке, родилось стремление собрать уроки внеклассного чтения и издать их отдельным сборником, который может быть полезен и начинающему учителю, и учителю из глубинки, откуда, к сожалению, не идут троллейбусы до Никитинской библиотеки на главной площади Воронежа...

Все уроки, разработки которых вы найдете в предлагаемом вашему вниманию пособии, имеют одно несомненное достоинство: они ап­робированы, ибо проводились неоднократно, были результативны, вызывали неподдельный интерес учащихся. И, смеем надеяться, окажутся нелишними в вашем методическом багаже.

Принципы отбора книг для уроков внеклассного чтения в 5-9-х классах разнообразны:

произведения русской и зарубежной классики;

книги писателей земли Воронежской;

произведения, написанные в разных жанрах (эссе, рассказ, сказка, поэма, повесть, роман и т. д.);

книги, обсуждаемые в классе по просьбе или рекомендации самих учащихся для подготовки к письменным и устным экзаменам по литературе.

И только один критерий должен быть постоянным - интеллектуальный и нравственный запас прочности книг, с которыми учитель придет на урок внеклассного чтения.

Для каждого класса предлагается на выбор от 5 до 7 уроков.

Помимо содержания урока, в разработке указаны и необходимая предварительная работа с учениками, и индивидуальные задания отдельным учащимся, и различные виды домашних заданий.

В пособии даны рекомендации по оформлению урока на классной доске, в рабочей тетради ученика, потому что на каком бы эмоцио­нальном уровне ни проходил урок, следы его должны остаться в записях ученика, к которым он будет обращаться при подготовке к сочинени­ям. Нельзя сбрасывать со счета и эту утилитарную цель.

Разумеется, все рекомендации, которые вы найдете на страницах предлагаемого издания, не носят обязательного характера: ведь это всего лишь апробированный группой учителей опыт проведения уроков вне­классного чтения в определенной системе, в которой каждый из учите­лей-словесников может проявить свою индивидуальность, учитывая уровень подготовки класса, начитанность учащихся, их духовные зап­росы на данном возрастном отрезке жизни.

Порядок проведения того или другого урока внеклассного чтения в календарном аспекте определяет сам учитель, руководствуясь либо же­ланием углубить понимание сложных нравственных проблем, с которы­ми соприкоснулись дети при изучении программного материала (напри­мер, урок внеклассного чтения по новеллистике А. П. Чехова хорошо дать после изучения рассказа «Хамелеон»); либо интересом самих учеников к проблемам, затронутым в произведении (например, «Дикая собака Дин­го, или Повесть о первой любви» Фраермана); либо настоятельной потребностью в разговоре о страшной язве бездуховности, сводящей человека в бездну (поэма А. Вознесенского «Ров»).

Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в средней школе, ибо по большому счету именно словесники несут львиную долю ответственности за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня - во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуа­ция в стране, рост преступности, развенчание жизненных идеалов, на­ступление наркомании и насилия, поставивших под сомнение саму цен­ность человеческой жизни, - все это, к сожалению, не способствует ус­пешному становлению духовного мира молодого поколения страны.

А между тем жить надо. И растить детей надо. Необходимо - до­стучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки худой социальной погоде на дворе, к миру настоящих нравственных ценностей.

И, пожалуй, школьный урок сегодня - это единственное место, где дети в коллективе сверстников (что очень важно!) размышляют о жизни и смерти, о добре и зле, о достоинстве и чести...

Для успеха в сложнейшем деле нравственного воспитания молодого поколения, наряду со многими другими условиями, очень нужным пред­ставляется и умное, доброе, серьезное чтение в школьные годы.

Предлагаемое вашему вниманию пособие как раз и поможет, мы надеемся, создать на уроке внеклассного чтения сегодня ту атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в не­легком выборе нравственных ориентиров завтра.

Доброго вам пути, уважаемые коллеги. И успеха в работе. И от­дачи.

М. И. Картавцева, народный учитель России.

Содержание

От составителя:    3

5 КЛАСС

«Жизнь прекрасна, если в ней есть свет, небо, дети, природа, любовь».

Урок по рассказу Тэффи «Где-то в тылу» (Т. Д. Череванъ)     8

«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться».

Урок по произведению А. Платонова «Неизвестный цветок»

(Т.Д. Череванъ)    16

«Все это сказки?»

Урок по творчеству Дж. Родари (И. В. Сазонова)     24

«Мадемуазель Ностальгия, или Почему степное растение не прижилось в Париже». Урок по повести Э. Пашнева «Доктор Крауклис» (Л. И. Зимина)    31

«Я в ответе за своего меньшего друга».

Урок по «Рассказам о всякой живности» В. Белова (Т.Д. Череванъ)    40

6 КЛАСС

Хрупко счастье...

Урок по рассказу Л. Андреева «Ангелочек» (О. К. Миневич)    51

Постигая художественный мир Андрея Платонова. Урок по рассказу А. Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья» (Т.Д. Череванъ)    56

«Уходит жизнь — приходит память. И память возрождает жизнь». Урок по повести А. Лиханова «Последние холода» (М. И. Картавцева)    66

Человек и зверь. Урок по повести Г. Троепольского

«Белый Бим Черное ухо» (Н. В. Сазонова)    72

«Надо быть милосердным».

Урок по повести В. Железникова Чучело» (М. И. Картавцева)     79

«Спешите стать терпимей и добрей».

Урок по рассказу П. Краснова «Шатохи» (Н. В. Сазонова)     86


7 КЛАСС

«Для дела жизни необходимо внутреннее счастье».

Урок по рассказу А. Платонова «Третий сын» (Т. Д. Череванъ)    96

«Да почему же я такой-то есть-то?»

Урок по рассказу В. Шукшина «Чудик» (О. В. Перелехова)    103

«У войны не детское лицо».

Урок по повести В. Богомолова «Иван» (М. И. Картавцева) ...    ..... 112

«Благодарю за то, что по судьбе прошла...»

Урок по повести Р.  Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (О. А. Сердюкова)    120

Урок-концерт по новеллистике А. П. Чехова (М. И. Картавцева)     130

«В прекрасном и яростном мире да здравствует хлебосольное человечество!»

Попытка сравнительного анализа стилистики рассказов Андрея Платонова и картин Нико Пиросманишвили (Л. И. Зимина)    133


8 КЛАСС

«Любить, мечтать и верить...»

Урок по повести А. Грина «Алые паруса» (И. С. Чернышева)    141

«Здравствуйте! Я вас встретил впервые. Но я — человек, и вы — человек...» Урок по повести Е. Дубровина «В ожидании козы» (И. С. Чернышева)    146

Поединок двух мировоззрений.

Урок по роману Э. Л. Войнич «Овод» (И. С. Чернышева)     153

«В человека надо выделаться».

Урок по повести Г. Свортаута «Благослови зверей и детей» (М. И. Картавцева, А. А. Фаронов)    159

«Как здорово жить на земле! Как непросто...»

Урок по повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши» (М. И. Картавцева)     .167

Взрослая мудрость детских вопросов Маленького принца.

Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (О.К. Миневич)    178


9 КЛАСС

«Мы были живые, как время, мы были большие, как время...» Урок по роману Б. Васильева «Завтра была война» (Н. И. Попова)    188

«Тяжесть души». Урок по повести Ю. Нагибина «Встань и иди» (И. С. Чернышева)    195

Счастье всегда рядом, умей его найти. Урок по рассказу Саши Черного «В лунную ночь» (Т. Д. Черевань)    202

«Ты куда ведешь, ров?»

«Урок по поэме А. Вознесенского «Ров» (Н. И. Попова)    211

«В минуты музыки печальной не говорите ни о чем...»

Урок по лирике Н. Рубцова (Л. И. Зимина)    216

«Может, кто-то когда-то поставит свечу...»

Урок, посвященный личности и творчеству В. Высоцкого (И. С. Чернышева)    222

«И это будет преследовать нас всю жизнь...»

Урок по повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики» (И. С. Чернышева)    229

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос