В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Стилистика русского языка. Ч. I. Приемы и средства выразительной речи

  • Стилистика русского языка.  Ч. I. Приемы и средства выразительной речи — интернет-магазин УчМаг
Снято с продажи
Отзывы В избранное
Код: 124/1 5325250
Издательство: Учитель, 2004
ISBN: 5-7057-0198-5
Страниц: 90
Штрихкод: 9785705701988
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 4 (мм)
Вес: 71 г
Впервые представлены в виде системы и на богатом иллюстративном материале описаны основные стилистические приёмы и средства современной русской речи. Предлагаются решения некоторых спорных вопросов стилистики, построен (для эпитетов, метафор, повторов и т. д.) либо дополнен (для эвфемизмов, перифраз, видов неблагозвучия и др.) целый ряд частных классификаций.
Для филологов: студентов, аспирантов и преподавателей, а также учителей средней школы.

Подробное описание

Предисловие


Задачей настоящего пособия является систематизация стилистических приёмов и средств, наиболее активно используемых в русской речи. Знакомство с такими приёмами и средствами необходимо по двум причинам.

Во-первых, знание их способствует более точному и глубокому анализу и, соответственно, пониманию таких стилевых разновидностей речи, как художественная (прежде всего поэтическая), публицистическая, научно-популярная, а также разговорная. Единственный стиль, в котором инструментарий выразительной и фигуральной речи не используется, — это официально-деловой; для адекватного восприятия текстов всех иных стилей знание указанных приёмов и средств просто необходимо. Во-вторых, умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает нашу речь, придает ей силу, образность и экспрессивность.

К сожалению, ни школьная, ни вузовская программы не ставят в качестве одной из задач курса стилистики формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и, что не менее важно, распознанием образной и фигуральной речи; в результате обедняется речевое мышление учащихся. Причина указанного недостатка школьной и вузовской программ видится в том, что общепринятая непротиворечивая классификация стилистических приёмов («фигур») и средств (в частности, тропов) до сих пор отсутствует: в современных курсах стилистики и риторики, в этом плане наследующих средневековую, сформировавшуюся ещё в античности традицию, чаще всего находим лишь более или менее упорядоченные списки «тропов и фигур».

В настоящем пособии построен (для метафор, эпитетов, повторов, фигур многозначности и омонимии и др.) либо дополнен (для перифраз, эвфемизмов, разновидностей неблагозвучия, фигур неправдоподобия и т. д.) целый ряд частных классификаций, предложена также первая в науке о языке общая классификация стилистических приёмов и средств современной русской речи.

Особое внимание уделяется спорным вопросам стилистики, а также наиболее сложным проблемам, не получившим освещения в научной и лингвометодической литературе (разновидности и источники неблагозвучия, трудные случаи анализа таких фигур речи, как антитеза и оксюморон, звуковой повтор и парономазия и др.).

Как известно, многие стилистические приёмы основаны на различного рода отступлениях от нормы, что делает актуальным очень непростой вопрос о разграничении стилистики и ортолугии (культуры речи) и, соответственно, стилистических приёмов  и речевых ошибок. Целесообразные отклонения от нормы — предмет стилистики, нецелесообразные составляют предмет ортологии. Так, целесообразное повторение слова является одной из фигур повтора, нецелесообразное — тавтологией; стилистически оправданное нарушение логических связей лежит в основе такой фигуры речи, как оксюморон (напр., живой труп, убогая роскошь), неоправданное представляет собой грубейшую речевую ошибку; стилистически оправданная замена одного созвучного слова другим — довольно распространённая фигура речи (напр., шутл. содрание сочинений вм. собрание), смешение созвучных слов принадлежит к разряду так называемых паронимических ошибок (одеть пальто вм. надеть). На стилистически оправданном нарушении принципа правдоподобия основаны, в частности, гипербола и литота, неоправданное (случайное) нарушение этого принципа именуется в ортологии фактической ошибкой, в поэтике — авторской глухотой.

Видимо, по линии таких контрастных пар («приём — ошибка») и должно проходить разграничение сфер стилистики и ортологии. При этом ортология должна изучать именно ошибки, стилистика — приёмы, отмечая, однако, случаи, где приём противопоставлен ошибке по признаку целесообразности/нецелесообразности. Как показывает практика, учащиеся не всегда видят эту грань, поэтому рассмотрению указанных случаев в пособии уделяется особое внимание.

Книга состоит из трех глав. В первой главе построена классификация стилистических приёмов и средств, которые связаны с выполнением либо нарочитым несоблюдением основных требований к речи (требования уместности, правильности, однозначности и т. д.), именуемых также, в соответствии с античной традицией, качествами речи. Во второй главе изучены стилистические возможности лексических микросистем (таких, к примеру, как синонимический ряд, антонимическая пара, словообразовательное гнездо и др.). Третья глава посвящена анализу стилистических приёмов и средств, основанных на использовании внутренней формы языковых единиц.

Рубрикация пособия отражает систему параметров разработанной нами общей классификации стилистических приёмов и средств языка.

Материал в каждой главе излагается по типовой схеме: 1) основная (теоретическая) часть; 2) список рекомендуемой литературы; 3) упражнения и Тексты для анализа. Такая схема подачи материала соответствует цели и задачам пособия, совмещающего курсы теоретической и практической стилистики.

К сожалению, мы до сих пор не имели учебника, который содержал бы свод и классификацию стилистических приёмов и средств, используемых в современной русской речи. Настоящее пособие служит восполнению этого пробела.

Автор

Содержание

Предисловие    3

????? I. ???????? ???? ? ????????? ? ???? ?????????????? ???ё?? ? ????????    5

1. Изобразительность    5

1.1. Эпитеты    6

1.2. Сравнения    13

1.3. Изобразительные возможности лексики    16

1.4. Стилизация    18

1.5. Изобразительные возможности звуковых повторов и ритма    21

1.6. Графические приёмы языковой изобразительности    23

2. Уместность и неуместность    26

3. Правильность и неправильность    30

4. Краткость и пространность, неполнота и полнота речи    34

5. Логичность и алогизм    39

6. Правдоподобие и неправдоподобие    44

6.1. Приёмы нарочито неправдоподобного описания    44

6.2. Фактические ошибки    47

7. Однозначность и двусмысленность    49

7.1. Приёмы двусмысленной речи    50

7.2. Стилистически неоправданная двусмысленность и её источники    58

8. Ясность и неясность    64

9. Разнообразие и однообразие    67

9.1. Стилистически оправданные повторы и их разновидности    68

9.2. Стилистически неоправданные повторы и способы их предупреждения    81

10. Благозвучие и неблагозвучие    84

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть
https://www.uchmag.ru/estore/e57600/?utm_source=www.uchmag.ru&utm_medium=qr&utm_campaign=qrcode

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru