В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Стилистика русского языка. Ч. I. Приемы и средства выразительной речи

  • Стилистика русского языка.  Ч. I. Приемы и средства выразительной речи — интернет-магазин УчМаг
Снято с продажи
Отзывы
Код: 124/1
Издательство: Учитель, 2004
ISBN: 5-7057-0198-5
Страниц: 90
Штрихкод: 9785705701988
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 4 (мм)
Вес: 71 г
Впервые представлены в виде системы и на богатом иллюстративном материале описаны основные стилистические приёмы и средства современной русской речи. Предлагаются решения некоторых спорных вопросов стилистики, построен (для эпитетов, метафор, повторов и т. д.) либо дополнен (для эвфемизмов, перифраз, видов неблагозвучия и др.) целый ряд частных классификаций.
Для филологов: студентов, аспирантов и преподавателей, а также учителей средней школы.

Подробное описание

Предисловие


Задачей настоящего пособия является систематизация стилистических приёмов и средств, наиболее активно используемых в русской речи. Знакомство с такими приёмами и средствами необходимо по двум причинам.

Во-первых, знание их способствует более точному и глубокому анализу и, соответственно, пониманию таких стилевых разновидностей речи, как художественная (прежде всего поэтическая), публицистическая, научно-популярная, а также разговорная. Единственный стиль, в котором инструментарий выразительной и фигуральной речи не используется, — это официально-деловой; для адекватного восприятия текстов всех иных стилей знание указанных приёмов и средств просто необходимо. Во-вторых, умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает нашу речь, придает ей силу, образность и экспрессивность.

К сожалению, ни школьная, ни вузовская программы не ставят в качестве одной из задач курса стилистики формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и, что не менее важно, распознанием образной и фигуральной речи; в результате обедняется речевое мышление учащихся. Причина указанного недостатка школьной и вузовской программ видится в том, что общепринятая непротиворечивая классификация стилистических приёмов («фигур») и средств (в частности, тропов) до сих пор отсутствует: в современных курсах стилистики и риторики, в этом плане наследующих средневековую, сформировавшуюся ещё в античности традицию, чаще всего находим лишь более или менее упорядоченные списки «тропов и фигур».

В настоящем пособии построен (для метафор, эпитетов, повторов, фигур многозначности и омонимии и др.) либо дополнен (для перифраз, эвфемизмов, разновидностей неблагозвучия, фигур неправдоподобия и т. д.) целый ряд частных классификаций, предложена также первая в науке о языке общая классификация стилистических приёмов и средств современной русской речи.

Особое внимание уделяется спорным вопросам стилистики, а также наиболее сложным проблемам, не получившим освещения в научной и лингвометодической литературе (разновидности и источники неблагозвучия, трудные случаи анализа таких фигур речи, как антитеза и оксюморон, звуковой повтор и парономазия и др.).

Как известно, многие стилистические приёмы основаны на различного рода отступлениях от нормы, что делает актуальным очень непростой вопрос о разграничении стилистики и ортолугии (культуры речи) и, соответственно, стилистических приёмов  и речевых ошибок. Целесообразные отклонения от нормы — предмет стилистики, нецелесообразные составляют предмет ортологии. Так, целесообразное повторение слова является одной из фигур повтора, нецелесообразное — тавтологией; стилистически оправданное нарушение логических связей лежит в основе такой фигуры речи, как оксюморон (напр., живой труп, убогая роскошь), неоправданное представляет собой грубейшую речевую ошибку; стилистически оправданная замена одного созвучного слова другим — довольно распространённая фигура речи (напр., шутл. содрание сочинений вм. собрание), смешение созвучных слов принадлежит к разряду так называемых паронимических ошибок (одеть пальто вм. надеть). На стилистически оправданном нарушении принципа правдоподобия основаны, в частности, гипербола и литота, неоправданное (случайное) нарушение этого принципа именуется в ортологии фактической ошибкой, в поэтике — авторской глухотой.

Видимо, по линии таких контрастных пар («приём — ошибка») и должно проходить разграничение сфер стилистики и ортологии. При этом ортология должна изучать именно ошибки, стилистика — приёмы, отмечая, однако, случаи, где приём противопоставлен ошибке по признаку целесообразности/нецелесообразности. Как показывает практика, учащиеся не всегда видят эту грань, поэтому рассмотрению указанных случаев в пособии уделяется особое внимание.

Книга состоит из трех глав. В первой главе построена классификация стилистических приёмов и средств, которые связаны с выполнением либо нарочитым несоблюдением основных требований к речи (требования уместности, правильности, однозначности и т. д.), именуемых также, в соответствии с античной традицией, качествами речи. Во второй главе изучены стилистические возможности лексических микросистем (таких, к примеру, как синонимический ряд, антонимическая пара, словообразовательное гнездо и др.). Третья глава посвящена анализу стилистических приёмов и средств, основанных на использовании внутренней формы языковых единиц.

Рубрикация пособия отражает систему параметров разработанной нами общей классификации стилистических приёмов и средств языка.

Материал в каждой главе излагается по типовой схеме: 1) основная (теоретическая) часть; 2) список рекомендуемой литературы; 3) упражнения и Тексты для анализа. Такая схема подачи материала соответствует цели и задачам пособия, совмещающего курсы теоретической и практической стилистики.

К сожалению, мы до сих пор не имели учебника, который содержал бы свод и классификацию стилистических приёмов и средств, используемых в современной русской речи. Настоящее пособие служит восполнению этого пробела.

Автор

Содержание

Предисловие    3

????? I. ???????? ???? ? ????????? ? ???? ?????????????? ???ё?? ? ????????    5

1. Изобразительность    5

1.1. Эпитеты    6

1.2. Сравнения    13

1.3. Изобразительные возможности лексики    16

1.4. Стилизация    18

1.5. Изобразительные возможности звуковых повторов и ритма    21

1.6. Графические приёмы языковой изобразительности    23

2. Уместность и неуместность    26

3. Правильность и неправильность    30

4. Краткость и пространность, неполнота и полнота речи    34

5. Логичность и алогизм    39

6. Правдоподобие и неправдоподобие    44

6.1. Приёмы нарочито неправдоподобного описания    44

6.2. Фактические ошибки    47

7. Однозначность и двусмысленность    49

7.1. Приёмы двусмысленной речи    50

7.2. Стилистически неоправданная двусмысленность и её источники    58

8. Ясность и неясность    64

9. Разнообразие и однообразие    67

9.1. Стилистически оправданные повторы и их разновидности    68

9.2. Стилистически неоправданные повторы и способы их предупреждения    81

10. Благозвучие и неблагозвучие    84

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru