- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Методические пособия (Преподавателям)
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- ВУЗ
Стилистика русского языка. Ч. I. Приемы и средства выразительной речи
- Отзывы
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 124/1 |
Издательство | Учитель, 2004 |
Серия | Для студентов и преподавателей |
ISBN | 5-7057-0198-5 |
Страниц | 90 |
Штрихкод | 9785705701988 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 4 (мм) |
Вес | 71 г |
Для филологов: студентов, аспирантов и преподавателей, а также учителей средней школы.
Подробное описание
Предисловие
Задачей настоящего пособия является систематизация стилистических приёмов и средств, наиболее активно используемых в русской речи. Знакомство с такими приёмами и средствами необходимо по двум причинам.
Во-первых, знание их способствует более точному и глубокому анализу и, соответственно, пониманию таких стилевых разновидностей речи, как художественная (прежде всего поэтическая), публицистическая, научно-популярная, а также разговорная. Единственный стиль, в котором инструментарий выразительной и фигуральной речи не используется, — это официально-деловой; для адекватного восприятия текстов всех иных стилей знание указанных приёмов и средств просто необходимо. Во-вторых, умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает нашу речь, придает ей силу, образность и экспрессивность.
К сожалению, ни школьная, ни вузовская программы не ставят в качестве одной из задач курса стилистики формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и, что не менее важно, распознанием образной и фигуральной речи; в результате обедняется речевое мышление учащихся. Причина указанного недостатка школьной и вузовской программ видится в том, что общепринятая непротиворечивая классификация стилистических приёмов («фигур») и средств (в частности, тропов) до сих пор отсутствует: в современных курсах стилистики и риторики, в этом плане наследующих средневековую, сформировавшуюся ещё в античности традицию, чаще всего находим лишь более или менее упорядоченные списки «тропов и фигур».
В настоящем пособии построен (для метафор, эпитетов, повторов, фигур многозначности и омонимии и др.) либо дополнен (для перифраз, эвфемизмов, разновидностей неблагозвучия, фигур неправдоподобия и т. д.) целый ряд частных классификаций, предложена также первая в науке о языке общая классификация стилистических приёмов и средств современной русской речи.
Особое внимание уделяется спорным вопросам стилистики, а также наиболее сложным проблемам, не получившим освещения в научной и лингвометодической литературе (разновидности и источники неблагозвучия, трудные случаи анализа таких фигур речи, как антитеза и оксюморон, звуковой повтор и парономазия и др.).
Как известно, многие стилистические приёмы основаны на различного рода отступлениях от нормы, что делает актуальным очень непростой вопрос о разграничении стилистики и ортолóгии (культуры речи) и, соответственно, стилистических приёмов и речевых ошибок. Целесообразные отклонения от нормы — предмет стилистики, нецелесообразные составляют предмет ортологии. Так, целесообразное повторение слова является одной из фигур повтора, нецелесообразное — тавтологией; стилистически оправданное нарушение логических связей лежит в основе такой фигуры речи, как оксюморон (напр., живой труп, убогая роскошь), неоправданное представляет собой грубейшую речевую ошибку; стилистически оправданная замена одного созвучного слова другим — довольно распространённая фигура речи (напр., шутл. содрание сочинений вм. собрание), смешение созвучных слов принадлежит к разряду так называемых паронимических ошибок (одеть пальто вм. надеть). На стилистически оправданном нарушении принципа правдоподобия основаны, в частности, гипербола и литота, неоправданное (случайное) нарушение этого принципа именуется в ортологии фактической ошибкой, в поэтике — авторской глухотой.
Видимо, по линии таких контрастных пар («приём — ошибка») и должно проходить разграничение сфер стилистики и ортологии. При этом ортология должна изучать именно ошибки, стилистика — приёмы, отмечая, однако, случаи, где приём противопоставлен ошибке по признаку целесообразности/нецелесообразности. Как показывает практика, учащиеся не всегда видят эту грань, поэтому рассмотрению указанных случаев в пособии уделяется особое внимание.
Книга состоит из трех глав. В первой главе построена классификация стилистических приёмов и средств, которые связаны с выполнением либо нарочитым несоблюдением основных требований к речи (требования уместности, правильности, однозначности и т. д.), именуемых также, в соответствии с античной традицией, качествами речи. Во второй главе изучены стилистические возможности лексических микросистем (таких, к примеру, как синонимический ряд, антонимическая пара, словообразовательное гнездо и др.). Третья глава посвящена анализу стилистических приёмов и средств, основанных на использовании внутренней формы языковых единиц.
Рубрикация пособия отражает систему параметров разработанной нами общей классификации стилистических приёмов и средств языка.
Материал в каждой главе излагается по типовой схеме: 1) основная (теоретическая) часть; 2) список рекомендуемой литературы; 3) упражнения и Тексты для анализа. Такая схема подачи материала соответствует цели и задачам пособия, совмещающего курсы теоретической и практической стилистики.
К сожалению, мы до сих пор не имели учебника, который содержал бы свод и классификацию стилистических приёмов и средств, используемых в современной русской речи. Настоящее пособие служит восполнению этого пробела.
Автор
Содержание
Предисловие 3
Глава I. Качества речи и связанные с ними стилистические приёмы и средства 5
1. Изобразительность 5
1.1. Эпитеты 6
1.2. Сравнения 13
1.3. Изобразительные возможности лексики 16
1.4. Стилизация 18
1.5. Изобразительные возможности звуковых повторов и ритма 21
1.6. Графические приёмы языковой изобразительности 23
2. Уместность и неуместность 26
3. Правильность и неправильность 30
4. Краткость и пространность, неполнота и полнота речи 34
5. Логичность и алогизм 39
6. Правдоподобие и неправдоподобие 44
6.1. Приёмы нарочито неправдоподобного описания 44
6.2. Фактические ошибки 47
7. Однозначность и двусмысленность 49
7.1. Приёмы двусмысленной речи 50
7.2. Стилистически неоправданная двусмысленность и её источники 58
8. Ясность и неясность 64
9. Разнообразие и однообразие 67
9.1. Стилистически оправданные повторы и их разновидности 68
9.2. Стилистически неоправданные повторы и способы их предупреждения 81
10. Благозвучие и неблагозвучие 84
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Для партнеров
с учмагом