В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Как провести оценку индивидуального развития детей от 4 до 7 лет в рамках педагогической диагностики. Методика и диагностический инструментарий. Программа для установки через Интернет

  • Как провести оценку индивидуального развития детей от 4 до 7 лет в рамках педагогической диагностики. Методика и диагностический инструментарий. Программа для — интернет-магазин УчМаг
-10%
102 руб.
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-972
Авторы-составители: Афонькина Ю. А.
Издательство: Учитель, 2019
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 24 Мб.

Версии товара:
Версия для скачивания Диск
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Как провести оценку индивидуального развития детей от 4 до 7 лет в рамках педагогической диагностики" серии "В помощь педагогу ДОО" содержит модель педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей 4-7 лет, разработанную на основе положений ФГОС дошкольного образования с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики. Предложенные методики и диагностический инструментарий применимы ко всем действующим образовательным программам дошкольного образования, так как их основу составляют определенные Стандартом образовательные области и направления реализации.
Электронное пособие предназначено старшим воспитателям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано к использованию в подготовке бакалавров по психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию; полезно студентам и преподавателям высших и средних педагогических учебных заведений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- устройство для чтения компакт-дисков - 24-х CD-ROM;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Формирование элементарных математических представлений

Формирование элементарных
математических представлений

Количество

Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Задание. «Один» и «много».

Ребенку предлагается из группы предметов, расположенных на столе (1 утка, 4 зайца, 5 кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

– Возьми тот предмет, который на столе один. (утка.)

– Возьми те предметы, которых на столе много. (зайцы или кубики.)

– Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков.)

Уровни развития

Высокий – ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

Средний – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы).

Низкий – постоянно требуется помощь педагога (стимулирующие вопросы) или выполнение задания недоступно ребенку.

Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5

1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».

Материал: кубики (по 6–7 шт.) разной величины и цвета.

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

– Что ты видишь на столе?

– Сколько кубиков на столе всего?

– Чем отличаются кубики друг от друга?

– Посчитай кубики по порядку.

– Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.)

– Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)

– Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.

– Что можно о них сказать?

2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Сколько бабочек в верхнем ряду?

Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).

Уровни развития

Высокий ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Средний – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Низкий – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

Величина

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».

Задание. Сравнение предметов по величине.

Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

– Как узнать, какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец ее выступает.)

– Какая полоска короче? (красная.)

– Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.

– На какой полоске у тебя лежит треугольник? (на длинной.)

– На какой полоске лежит квадрат? (на короткой.)

Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же).

– Какая полоска такой же длины, как и красная?

– Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске.)

– Какие эти полоски по длине? (Одинаковые.)

Предлагается ребенку взять со стола две ленточки.

Формирование элементарных математических представлений

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет

Цели: выявить умение детей сравнивать две группы предметов путем составления пар, определять часть множества – большую или меньшую; владение навыками уравнивания неравных групп предметов, навыками счета (до 5) независимо от размера и расположения предметов.

Задание 1. Сравнение двух групп предметов путем составления пар.

Перед ребенком педагог раскладывает хаотично 4 цветочка и 5 бабочек (наименование картинок условное, педагог может заменить их любыми по своему усмотрению).

– Как ты думаешь, чего больше: цветов или бабочек? Или их поровну?

– А как можно проверить? (можно посчитать.) А если не считать?

– Можно составить пары, то есть каждую бабочку посадить на цветочек. Составь пары.

Ребенок выполняет задание.

– Что у тебя получилось, всем ли хватило пары? (одной бабочке не хватило цветка.)

– Значит, чего больше? (бабочек больше, чем цветов.)

Задание 2. Счет предметов и уравнивание неравных групп двумя путями (добавляя предмет или убирая предмет из группы).

· Выполнение задания проводится на том же материале.

– Посчитай: сколько цветов? (4 цветка.)

– А сколько бабочек? (5 бабочек.)

– Чего больше? (бабочек больше, чем цветов.)

– Как сделать, чтобы стало поровну – по 4? (нужно убрать 1 бабочку.)

– Как сделать, чтобы стало поровну – по 5? (нужно добавить 1 цветочек.)

Задание 3. Счет предметов независимо от расположения предметов.

Перед ребенком на наборном полотне раскладывают 3 елки (на большом расстоянии друг от друга и большого размера) и 4 березы (маленького размера близко друг к другу).

– Посмотри внимательно, чего больше: елочек или берез?

– А как проверить? (посчитать.)

– Сколько елочек? (три елки.)

– А сколько берез? (четыре березы.)

– Чего больше? (Берез.)

– А почему тебе показалось, что елочек больше? (они больше, чем березки, и стоят далеко друг от друга, много места занимают.)

Уровни развития

Высокий – ребенок самостоятельно и правильно выполняет задания по сравнению групп предметов, составляет пары, определяет большую и меньшую часть множества, уравнивает группы предметов.

Средний – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы).

Низкий – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы).

Низший – выполнение задания недоступно ребенку.

Величина

Цель: выявить умение детей раскладывать 3–5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем или убывающем порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду.

Задание 1. Различение длины и ширины предметов.

Перед ребенком выкладывают длинную узкую красную ленту и короткую широкую зеленую ленту.

– Посмотри, перед тобой две ленточки. Они одинаковые или разные? (Разные.)

– Чем красная ленточка отличается от зеленой? (Они разного цвета.)

– А чем еще? (Красная ленточка длиннее зеленой.)

– А чем зеленая ленточка отличается от красной, кроме того, что они разного цвета? (зеленая шире, чем красная лента.)

Задание 2. Выкладывание ряда предметов, отличающихся по высоте.

Перед ребенком выкладывают 5 различных по высоте (деревья, домики и т. д.) предметов.

– Разложи эти деревья, начиная с самого высокого.

Ребенок раскладывает.

– Расскажи о величине каждого дерева (самое высокое, ниже, еще ниже, … самое низкое).

Уровни развития

Высокий – ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, называет величину предметов.

Средний – сравнивая предметы по величине, допускает единичные ошибки, при обращении внимания на предмет находит его место в ряду. При сравнении предметов называет только 1 или 2 признака.

Низкий

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит проблему педагогической диагностики в новом контексте развития образовательной деятельности. Реализация принципов ФГОС, а именно поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности ребенка, реализация программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, ориентирует педагога на индивидуализацию образовательной деятельности и предполагает ее построение на диагностической основе. Необходимость индивидуализации образования обусловлена тем, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности. Они составляют те «внутренние условия», без учета которых невозможно достичь эффективности образовательной деятельности.

ФГОС ДО предполагает, что при реализации программы педагогическим работником проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Она связана с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности. По сути, согласно ФГОС ДО педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности развития ребенка, на основе чего определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать образовательную деятельность. Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяет, обеспечивает ли переход в процессе образования «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка в «уровень актуального развития».

Новизна предлагаемой в данном электронном пособии модели педагогической диагностики индивидуального развития детей определяется тем, что она разработана с учетом образовательных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС. Инновационным является и способ обработки и представления результатов педагогической диагностики, обозначенный задачами, на решение которых, согласно ФГОС ДО, направлена педагогическая диагностика. В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.

С учетом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недостаточно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребенка, его эмоционального состояния на момент диагностики, мы предлагаем ввести наряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий, низший уровни) промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний/высокий, низкий/средний, низший/низкий; это позволяет сделать диагностику точнее. Предлагаемая модель педагогического мониторинга дает возможность на основе полученных диагностических данных скорректировать образовательный процесс в отношении и конкретного ребенка, и группы детей в целом. Содержание уровней разработано с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 4 до 7 лет, что позволяет сделать педагогический мониторинг систематическим, «пролонгированным» и отразить историю развития каждого ребенка в условиях образовательной деятельности в ДОО.

Электронное пособие предназначено старшим воспитателям и педагогам ДОО, может быть использовано в подготовке бакалавров по психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию.

Педагогический мониторинг и педагогическая диагностика

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Педагогическая диагностика – это основа для осуществления педагогического мониторинга, который является обязательным условием развития образовательной деятельности.

Мониторинг – производная форма от латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направлено на реализацию таких функций, как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогический мониторинг определяется как форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности образовательной системы, являющаяся основой для прогнозирования ее развития. Педагогический мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях. В целом мониторинг представляет собой специально разработанную целенаправленную, длительно и планомерно осуществляемую систему действий.

Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:

1. Изучение состояния образовательной системы для получения оперативной информации о ее специфике. Тем самым может быть обеспечена корректировка этой системы в направлении совершенствования.

2. Своевременное выявление изменений в образовательной системе, а также факторов, которые их вызвали.

3. Предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.

4. Прогнозирование процессов развития образовательной системы.

5. Обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.

6. Получение информации об эффективности педагогических воздействий.

7. Оптимизация управления качеством образовательной деятельности.

Этапы мониторинга:

1. Определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащего диагностике.

2. Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагогической деятельности.

3. Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.

4. Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности и развитию образовательной системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.

Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

Согласно ФГОС ДО результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей.

В данных требованиях ФГОС ДО раскрываются функции педагогической диагностики, а именно:

– диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогического воздействия;

– экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога;

– регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовательной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей;

– пропедевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений.

Предмет

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Соблюдает основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы самостоятельно; стремится к социально одобряемому поведению в конкретной ситуации; избегает социально неодобряемых действий; положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, выполняет их; замечает нарушения правил и норм другими детьми и обращается ко взрослому с соответствующими жалобами-заявлениями; понимает положительные и отрицательные последствия своих поступков; испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм. Под руководством взрослого может сдержать свои желания, делать то, что общественно важно, отказаться от чего-то привлекательного под влиянием действия правила или моральной нормы; переживает борьбу личного и общественного мотивов как конфликт.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Соблюдает основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы при помощи взрослого; как правило, положительно относится к соответствующим требованиям взрослого; замечает нарушения правил и норм другими детьми; при помощи взрослого осознает положительные и отрицательные последствия своих поступков; испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм под влиянием оценки взрослого. Под руководством взрослого может на непродолжительное время сдержать свои желания; стремится выполнять общественно значимые дела, но нуждается в руководстве взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Под руководством взрослого соблюдает отдельные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы; чаще положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, но может проявлять негативизм, не обращает внимания на нарушения правил и норм другими детьми; не испытывает чувства стыда, вины при нарушении правил, норм. Под руководством взрослого может на непродолжительное время сдержать свои желания, испытывает при этом негативные переживания, протестует; импульсивен; не стремится выполнять общественно значимые дела.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Действует спонтанно, ситуативно; может выполнять некоторые простые нормы и правила, но в том случае, если они продиктованы текущей ситуацией, или не выполняет; не обращает внимания на нарушения правил и норм другими детьми; не испытывает чувства стыда, вины при нарушении правил, норм. Подчиняет действия более сильному мотиву ‒ своим ситуативным желаниям; импульсивен, отказывается выполнять общественно значимые дела или выполняет их формально; поведение полевое.

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Участвует совместно со взрослым в разных видах деятельности, в том числе по своей инициативе. Характерна внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в познании посредством общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний о предметах и явлениях физического мира, задает вопросы о мире природы, использует в общении развернутую речь, пытается объективировать свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого. Характерна ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в общих действиях, сильны конкурентные мотивы, но оказывает помощь другому ребенку; сверстник интересен как участник игр и как тот, с кем можно сравнивать свои достижения; использует ситуативную речь.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Участвует в совместных со взрослым разных видах деятельности. Проявляются элементы внеситуативно-познавательной формы общения; преобладает ситуативно-деловая форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в сотрудничестве со взрослым, претендует на самостоятельное выполнение предметных действий, настаивает на своем варианте поведения, использует ситуативную речь с обилием междометий, обрывков предложений, наряду с речевыми средствами интенсивно использует предметные средства: жесты, позы, действия. Начинает проявляться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками, но часто общается на эмоционально-практическом уровне (беготня, прыжки, веселые крики); недостаточно сформировано взаимодействие с ровесниками при выполнении общего дела: выделяет свою сферу влияния и не допускает туда сверстника, не оказывает помощь; конкурентные мотивы могут приводить к противостоянию с ровесником.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос