Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть I

Есть на складе
120 руб.
-10%
108 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 712ф/1
Авторы-составители Матвеева Е. М.
Издательство Учитель, 2009
Серия Коррекционное обучение
ISBN 978-5-7057-1875-7
Страниц 315
УДК 372.22
Штрихкод 9785705718757
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 13 (мм)
Вес 233 г
Представленные в пособии материалы к урокам русского языка из опыта работы педагога-практика помогут в формировании прочных навыков грамотного письма младших школьников, умений последовательно и правильно излагать свои мысли. Предлагаемые разнообразные практические упражнения с использованием игровых приемов направлены на устранение недостатков всех сторон речи ребёнка, развитие умений составлять предложения на заданную тему или по опорному слову с привлечением собственного опыта.
Пособие адресовано учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, может быть полезно родителям для занятий с детьми.

Подробное описание

введение

Русский язык является одним из основных предметов в специальных (коррекционных) классах общеобразовательной школы. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:

1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма.

2. Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

Специальной задачей обучения русскому языку в коррекционных классах VII вида является коррекция речи и мышления учащихся.

В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. Не случайно в программу входит специальный раздел «Звуки и буквы», который предусматривает проведение упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциацию оппозиционных фонем (с – ш, с – з, р – л, ч – ц и др.), на соотнесение звуков и их графических изображений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями.

Учащиеся с нарушениями в развитии с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче простые. Поэтому программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и возможности разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы и дает возможность каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков.

Фонетико-фонематические нарушения учащихся с преобладанием нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому во втором классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.

Во втором классе, уже владея навыками конструирования предложений на наглядной основе, школьники осваивают умение строить предложения на заданную учителем тему или по опорному слову с привлечением собственного опыта.

На втором году обучения школьников с помощью практической работы с деформированными предложениями (лексемы даются в нужной для продуцирования форме) подводят к выводу, что слова в предложении стоят в определенном порядке. У учащихся формируются умения заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов.

Учащиеся знакомятся с некоторыми орфографическими правилами: обозначение мягкости согласных на письме; написание прописной буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных.

В процессе практических грамматических упражнений во втором классе изучаются разряды слов – названия предметов и действий. Школьники учатся различать предмет и его название, выполнять действия по заданию учителя и называть их, ставить к словам вопросы, дифференцировать названия предметов и действий. Знакомятся с некоторыми предлогами как отдельными словами.

Во втором классе совершенствуются графические навыки учащихся. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текста.

В программе учитывается и слабый уровень развития навыков дифференциации как следствие нарушенного логического мышления у учащихся, испытывающих трудности в усвоении школьной программы, который особенно отчетливо проявляется на вербальном уровне. Поэтому в программе выделены темы, требующие сравнения, сопоставления сходных понятий, предметов и явлений, установление признаков общности и отличия.

В разделах программы материал группируется таким образом, чтобы дети научились разграничивать предметы, явления, понятия, имеющие ярко выраженные признаки отличия (произношение звуков и написание букв М и С и др.) При этом внимание учеников обращается прежде всего на установление тех отличительных признаков, которые присущи только данному предмету, явлению, понятию (стакан – кружка; звуки твердые и мягкие; буквы щ и ж, Ц и Щ и др.). Установление сходства и различия, дифференциация и обобщение предметов и их названий, грамматических и орфографических понятий на уроках русского языка способствуют коррекции недостатков конкретного и абстрактного мышления детей.

Надеемся, что пособие поможет педагогам в работе с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, испытывающими трудности в обучении, развить познавательный интерес к русскому языку

Содержание

Введение    3

I четверть

Урок 1. Звуки и буквы. название предметов. выделение звуков и букв в словах. различение звуков и букв    6

Урок 2. Установление количества и последовательности звуков и букв в слове    9

Урок 3. Позиция звука в слове    12

Урок 4. Дописывание слов, подписей под картинками. Составление слов из букв разрезной азбуки    16

Урок 5. Звуковое различие слов. Предложение    19

Урок 6. Изменение смысла слова с изменением гласной (мал – мыл) и согласной букв (сок – сон)    22

Урок 7. Стечение согласных в начале слова    24

Урок 8. Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком    28

Урок 9. Наращивание слов. Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком и буквой    32

Урок 10. Изменение значения слова с перестановкой букв в словах    33

Урок 11. Стечение согласных в начале, середине и в конце слова. Составление предложений    37

Урок 12. Слова со стечением согласных. Составление предложений с данными словами    39

Урок 13. Сравнение пар слов типа мост – мосты    41

Урок 14. Предложение. Дополнение предложений    44

Урок 15. Составление предложений. Схема предложения    48

Урок 16. Списывание предложений с различными заданиями    51

Урок 17. Заглавная буква в начале предложения    53

Урок 18. Определение границ предложения. Составление предложений    55

Урок 19. Контрольный диктант по теме «Слова со стечением согласных. Предложение»    60

Урок 20. Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Слова со стечением согласных. Предложение»    61

Урок 21. Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков и букв в словах    63

Урок 22. Буква «э» в начале слова    69

Урок 23. Составление предложений по схемам и картинкам. Выделение гласных букв в словах    73

Урок 24. Согласные звуки и буквы    75

Урок 25. Составление слов на заданную букву. Выделение согласных звуков и букв в словах    81

Урок 26. Различение гласных и согласных звуков и букв    84

Урок 27. Звонкие и глухие согласные    87

Урок 28. Парные согласные    90

Урок 29. Дифференциация «п – б»    93

Урок 30. Дифференциация «в – ф»    97

Урок 31. Дифференциация «т – д»    99

Урок 32. Изменение смысла слова с заменой согласной. Дифференциация «т – д»    102

Урок 33. Дифференциация «к – г»    105

Урок 34. Дифференциация «з – с»    108

Урок 35. Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация «з – с»    111

Урок 36. Дифференциация «ж – ш»    114

Урок 37. Свистящие и шипящие согласные. Дифференциация «с – ш»    117

Урок 38. Дифференциация «ж – з»    121

Урок 39. Дифференциация «з», «ш», «ж», «с»    125

Урок 40. Составление предложений по картинке и вопросам. Дифференциация шипящих и свистящих согласных    128

Урок 41. Согласная «р»    131

Урок 42. Согласная «л»    136

Урок 43. Согласные «р – л»    140

Урок 44. Контрольный диктант за i четверть    142

Урок 45. Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Звуки»    143

II четверть

Урок 1 (46). Согласная «ц»    144

Урок 2 (47). Согласная «ч»    149

Урок 3 (48). Согласная «щ»    153

Урок 4 (49). Дифференциация «ч», «щ», «ц»    156

Урок 5 (50). Дифференциация «ч», «т», «с», «ш», «ц»    159

Урок 6 (51). Твердые и мягкие согласные. Различение на слух и в произношении твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных гласными «е», «ё», «ю», «я», «и»    161

Урок 7 (52). Выделение твердых и мягких согласных в словах    168

Урок 8 (53). Сравнение произношения и написания твердых и мягких согласных    172

Урок 9 (54). Обозначение мягкости – твердости согласных буквами «и», «ы»    175

Урок 10 (55). Обозначение мягкости – твердости согласных буквами «ю», «у»    178

Урок 11 (56). Обозначение мягкости – твердости согласных буквами «я», «а»    181

Урок 12 (57). Дополнение предложений. Деление слов на слоги. Выделение в словах твердых и мягких согласных    184

Урок 13 (58). Написание твердых согласных с гласными «а», «о», «у», «ы» и мягких согласных с гласными «я», «ю», «е», «ё», «и»    187

Урок 14 (59). Диктант по теме «Твердые и мягкие согласные»    190

Урок 15 (60). Работа над ошибками    191

Урок 16 (61). Буква «ь» для обозначения мягкости согласных в конце слова    194

Урок 17 (62). Сравнение пар слов типа угол – уголь. Правило правописания слов с «ь» на конце    198

Урок 18 (63). Выделение и правописание слов с буквой «ь» на конце    201

Урок 19 (64). Тренировочные упражнения  в правописании слов с буквой «ь» на конце    204

Урок 20 (65). Дополнение предложений. Выделение слов с буквой «ь» на конце    206

Урок 21 (66). Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова    209

Урок 22 (67). Диктант по теме «Обозначение мягкости со-гласных буквой «ь» в конце слова»    213

Урок 23 (68). Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова»    214

Урок 24 (69). Слова с буквами «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной    215

Урок 25 (70). Гласная «е» в начале слова и после гласной    218

Урок 26 (71). Гласная «ё» в начале слова и после гласной    220

Урок 27 (72). Гласная «ю» в начале слова  и после гласной    228

Урок 28 (73). Гласная «я» в начале слова  и после гласной    233

Урок 29 (74). Тренировочные упражнения в написании слов с гласными «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной    238

Урок 30 (75). Контрольное списывание с грамматическим заданием    240

Урок 31 (76). Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Правописание слов с «я», «ю», «е», «ё» в начале и в середине слова»    242

Урок 32 (77). Предложение. Схемы предложений. Выделение гласных «я», «е», «ё», «ю»  в начале слова и после гласной    244

Урок 33 (78). Составление рассказа по опорным словам. Подготовка к диктанту за ii четверть    248

Урок 34 (79). Контрольный диктант за ii четверть    252

Урок 35 (80). Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение»    253

III четверть

Урок 1 (81). Слова с буквой «и»    254

Урок 2 (82). Слова со звуком и буквой «Й»    260

Урок 3 (83). Различение слов с буквами «и – й»    271

Урок 4 (84). Перенос слова    274

Урок 5 (85). Основное правило переноса слов    281

Урок 6 (86). Перенос слова по слогам. Варианты переноса слов: корова, ко-рова    287

Урок 7 (87). Ударение. Ударный слог. Ударная гласная в двусложных словах    293

Урок 8 (88). Тренировочные упражнения в постановке ударения в словах    301

Урок 9 (89). Проверочный диктант по теме «Перенос слова. Ударение»    308

Урок 10 (90). Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Перенос слов»    309

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru