Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику А. Г. Кутузова. I полугодие

Снято с продажи
Код 395ф/1
Авторы-составители Хорт О. А., Никовска В. В.
Издательство Учитель, 2008
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-1497-1
Страниц 201
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705714971
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 8 (мм)
Вес 154 г
В пособии представлен вариант развернутого поурочного планирования, составленный в соответствии с авторской программой и учебником "В мире литературы". 11 класс (М.: Дрофа, 2004) под редакцией А. Г. Кутузова. Главным смысловым стержнем предлагаемых разработок уроков является рассмотрение произведений литературы в контексте ХХ века и русской литературной традиции.
Методика уроков подчиняется общей интерпретационной направленности курса: используются дискуссии, проблемные лекции, исследовательские работы, семинары, читательские конференции, много письменных работ, творческих практикумов, выясняющих личное отношение учащихся к литературным произведениям, обобщающих их знания и подготавливающих к итоговой аттестации в форме сочинения.
Пособие предназначено учителям русского языка и литературы.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые коллеги, перед вами вариант развернутого поурочного планирования по литературе в 11 классе по программе под редакцией А. Г. Кутузова. Главным смысловым стержнем предлагаемых уроков является рассмотрение произведений литературы в контексте ХХ века и русской литературной традиции. Художественные тексты рассматриваются как воплощение авторского замысла в образной форме и осознаются через личностное восприятие этих образов читателем: автор-образ-читатель. Интерпретация литературных образов в ряде уроков осуществляется через выявление характерных черт героя времени: образ-характер-герой. Вместе с привычными видами анализа художественного текста: проблемно-тематического, жанрового, стилевого и других, – в разработках уроков используется специфический подход к литературному произведению, получивший в научной литературе название «мифопоэтики». Связь литературы и мифа в самых разных аспектах рассматривается в трудах А. Лосева, В. Иванова, Ю. Лотмана, С. Телегина, А. Агеносова, И. Смирнова и других. Работы этих ученых создали прочную базу для исследования символико-мифологической природы художественного слова в литературных произведениях на фольклорной основе, которая используется в предлагаемых конспектах уроков: миф-фольклор-литература.

Методика уроков подчиняется общей интерпретационной направленности курса: используются дискуссии, проблемные лекции, исследовательские работы, семинары, читательские конференции, много письменных работ, творческих практикумов, выясняющих личное отношение учащихся к литературным произведениям, обобщающих их знания и подготавливающих к итоговой аттестации в форме сочинения. Составители пособия надеются, что учитель знаком с методикой проведения семинаров и читательских конференций. Отдельные рекомендации по этому вопросу можно найти в методическом пособии: Литература: поурочные планы по программе А. Г. Кутузова. 9 класс / сост. Л. М. Серегина. – Волгоград: Учитель, 2005. – С. 116–118.

Задачей составителей было максимально облегчить учителю подготовку к уроку и работу на уроке, поэтому в разработках используются статьи из методических журналов, адаптированные для преподнесения школьникам; учтены и объединены все полезные элементы, содержащиеся в других пособиях. Просим вас обратить внимание, что в конспектах уроков не везде указывается оборудование, иллюстративный и наглядный материал. Данный аспект учитель может спланировать самостоятельно, исходя из своих возможностей и необходимости. Конечно, желательно, чтобы на уроках наглядно были представлены портреты поэтов, писателей, других деятелей культуры, звучала музыка, вывешивались репродукции картин, иллюстрации к художественным произведениям.

Пособие поможет в работе и начинающим, и опытным преподавателям литературы. Учитель может использовать как полные разработки уроков, так и частично, включая их в собственные уроки в комплексе с другими методическими пособиями, творчески интерпретируя предлагаемый материал.

Очень надеемся, что составленные нами литературные занятия создадут надежный фундамент для успешной аттестации выпускников по литературе и их подготовке в вуз.

Содержание

Предисловие    3

Тематическое планирование    5

Урок 1. Тема: Введение. Характеристика литературного процесса: разнообразие литературно-эстетических течений и направлений. Проблематика, периодизация, терминология    8

Урок 2. Тема: Творчество Антона Павловича Чехова. Традиции русской литературы в художественном мире Антона Павловича Чехова на примере рассказов «Смерть чиновника» и «Студент».    10

Уроки 3–4. Тема: Сущностные черты поэтики Антона Павловича Чехова на примере рассказов «Ионыч», «Душечка», «Учитель словесности», «Дама с собачкой»    19

Урок 5. Тема: Подготовка к сочинению по творчеству Антона Павловича Чехова    26

Урок 6. Тема: Обучающее сочинение по творчеству Антона Павловича Чехова    29

Урок 7. Тема: На подступах к драме ХХ века.  Эпический театр Антона Павловича Чехова    30

Уроки 8–9. Тема: Комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Система персонажей:  герои и их роли    34

Урок 10. Тема: Художественный мир И. А. Бунина    39

Урок 11. Тема: Синтез поэтического и прозаического  в рассказах И. А. Бунина    42

Урок 12. Тема: Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин  из Сан-Франциско»    46

Урок 13. Тема: «Повесть, написанная кровью сердца...»  А. И. Куприн    49

Урок 14. Тема: Тема любви в творчестве А. И. Куприна    53

Урок 15. Тема: Три рассказа на одну тему. (Семинар)    55

Уроки 16–17. Тема: Л. Андреев. Реалистические и декадентские тенденции в творчестве писателя.    57

Урок 18. Тема: Внеклассное чтение по литературе конца XIX в. – начала XX века. Тема смысла человеческого бытия в творчестве  И. Бунина, А. Куприна и Л. Андреева.    63

Уроки 19–20. Тема: Контрольное сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна и Л. Андреева    67

Урок 21. Тема: Обезличивание человека, развенчание индивидуализма и традиции А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского в творчестве  Ф. Сологуба, Л. Андреева. (Творческий прак-тикум)    68

Урок 22. Тема: Жизненный и творческий путь писателя. Романтизм Горького    72

Урок 23. Тема: Композиция романтических рассказов Горького    76

Урок 24. Тема: Особенности жанра и конфликта в пьесе А. М. Горького «На дне»    80

Урок 25. Тема: Образ Луки в драме М. Горького «На дне»    83

Урок 26. Тема: «Что лучше: истина или сострадание?» Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне»    89

Урок 27. Тема: «Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора». (Семинар)    91

Уроки 28–29. Тема: Сочинение по творчеству А. М. Горького    96

Урок 30. Тема: Художественная публицистика о революции. (М. Горький «Несвоевременные мысли», А. Блок «Интеллигенция и революция».)    97

Урок 31. Тема: Серебряный век русской поэзии. Основные литературные направления в поэзии начала ХХ века. Поэзия символизма    104

Уроки 32–33. Тема: Эстетические взгляды поэтов- акмеистов и поэтов-футуристов:  традиция или новаторство?  (Урок-диспут)    110

Урок 34. Тема: Личность и творчество А. А. Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной даме» – первая книга лирической трилогии    114

Урок 35. Тема: «Выхожу я в путь, открытый взорам...» (А. Блок)    118

Урок 36. Тема: «О, Русь моя!» Тема Родины  в творчестве А. Блока. (Семинар)    121

Урок 37. Тема: «Бессмертная, как фольклор» (О. Мандельштам). Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»    124

Урок 38. Тема: В спорах о «Двенадцати» А. Блока. (Семинар)    126

Урок 39. Тема: Образ Дон Жуана в русской литературе начала ХХ века    134

Урок 40. Тема: «Я – поэт. Этим и интересен» (В. Маяковский). Первый период творчества  В. Маяковского    149

Урок 41. Тема: Лирический герой в поэме В.Маяковского «Облако в штанах». (Урок-исследование)    151

Урок 42. Тема: Творчество В. Маяковского в послеок-тябрьский период    155

Уроки 43–44. Тема: «Есенин – это вечное». (Н. Тихонов). Раннее творчество поэта    160

Уроки 45–46. Тема: «Тебе, о Родина, сложил я песню ту» (С. Есенин). (Семинар)    164

Урок 47. Тема: Шутки Мефистофеля, или поэма С. Есенина «Черный человек»    167

Уроки 48–49. Тема: Контрольное сочинение по творчеству В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина    170

Урок 50. Тема: Явление Поэта  в облике женщины (М. Цветаева). (Урок-спектакль)    171

Уроки 51–52. Тема: Серебряный век русской поэзии. Поэтическая ретроспектива. (Урок-исследование)    188

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Юлия Румлянская
9 ноября 2011 (13:49)
Уважаемая Ирина Юрьевна!
Мы отлично знаем, что данный учебник (и вся линейка учебников по программе Кутузова) не входит в федеральный перечень, но некоторые учителя берут из наших пособий какие-либо материалы или дидактическое наполнение. В данный момент мы уже закрываем выпуск данных пособий и прекращаем дальнейшее тиражирование.

Гость
9 ноября 2011 (12:02)
Учебник Кутузова, к сожалению, не внесён в федеральный перечень учебников ,поэтому мы по нему работать не можем!Как вы объясняете в пояснительной записке, почему вы работаете по этому учебнику!Заранее благодарю за ответ. Ирина Юрьевна

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос