Практикум по общей экологии. 9 класс

Снято с продажи
Код 2752
Авторы Степанчук Н. А.
Издательство Учитель, 2009
Серия Курсы по выбору
ISBN 978-5-91651-018-8
Страниц 208
УДК 371.3
Штрихкод 9785916510188
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 8 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 145 г
Предлагаемый курс по выбору "Практикум по общей экологии" для учащихся 9 класса в полной мере соответствует положениям концепции предпрофильной подготовки. Он может быть продолжен в 10-11 классах при выборе учащимися химико-биологического профиля. Содержание занятий расширит кругозор учащихся, поможет в овладении навыками самостоятельной работы и методами проектной деятельности. Материалы практикума можно использовать при работе с любыми программными вариантами по экологии, а также во внеурочной работе и в системе дополнительного образования. Лабораторно-практические работы и экскурсии не требуют специального и дорогостоящего оборудования и выполнимы в любой школе, носят интегрированный характер.
Пособие предназначено учителям биологии, педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

Введение

Развитие системы экологического образования, под которым мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью, сдерживается рядом объективных и субъективных причин. Среди таких В. Н. Кузнецов (2001) считает необходимым выделить следующие: укоренившиеся тенденции прагматического отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения, разрушение позитивных народных традиций разумного природопользования, узость сознания человека, бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды, отсутствие действенного природоохранного законодательства. На наш взгляд, ко всему вышеперечисленному следует добавить и отсутствие знаниевого комплекса по направлению «Экология» у населения.

В подобных условиях первостепенной задачей является обеспечение экологической грамотности кадров всех специальностей и уровней, создание учебно-методической базы развития системы непрерывного экологического образования, а также определение содержания экологического образования и истинного понимания сущности экологии как самостоятельной науки.

Ключевую роль в достижении целей экологического образования играет развитие экологического сознания личности, которое невозможно без формирования экологической компетенции. Разные авторы приводят различные трактовки этого понятия.
С позиции же биолога экологическая компетенция – это понимание сущности экологических законов, осознание причин противоречий в системе «природа – общество» как несоответствия природных и социальных законов, система интеллектуальных
и практических умений по изучению и оценке природной среды, использование сформированных знаний об экосистемной организации природы для улучшения состояния окружающей среды и использования ее как источника сырья. Все остальные направления экологической компетенции – воспитание мотивов поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и поддержание экологически устойчивого состояния окружающей среды, развитие интеллектуальной сферы, способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, развитие эмоциональной сферы (эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды), волевой сферы (убеждения в возможности решения экологических проблем), воспитание стремления к распространению экологических знаний и личное участие в практических делах по защите окружающей среды – следует отнести в разряд психолого-педагогической проблематики, но не ставить во главу угла экологического образования как такового. В реальной же школьной практике нередко наблюдается обратная ситуация, когда об истинно экологической компетенции речь не идет, а лишь реализуются указанные направления.

Формирование экологического сознания в полной мере возможно лишь при условии развития сферы экологического знания, понятийного аппарата, который позволяет подходить к решению экологических проблем с позиции природосообразной деятельности.

Распространено представление о том, что экология – это состояние окружающей среды, или охрана природы, или техногенное загрязнение... Такая ситуация закономерно приводит
к вольной трактовке слова «экология». Довольно часто звучат
в средствах массовой информации или устной речи такие словосочетания, как «экология культуры», «экология языка», «экология души» и т. п. В этих словосочетаниях слово «экология» полностью утратило свой смысл.

Экология – это наука, имеющая вполне определенное содержание, и это содержание должно быть реализовано в системе школьного экологического образования. Предлагаемые программы по экологии должны содержать базисные блоки, составляющие классическую экологию: факториальная, популяционная экология, биогеоценология и биосферология. В качестве дополнительных компонентов в старших классах мы считаем целесообразным вводить понятия социальной и глобальной экологии, отражающие взаимоотношения в системе «человек – природа».

Замена истинно экологического содержания образования на курсы «Охрана природы», «Редкие виды животных и растений края», «Экология и культура здоровья» и прочее приводит к тому, что у детей формируется представление об этой науке как «о сборе бумаги и пластика». Следствием этого является такое положение, что экология как наука не вызывает интереса, формируется представление, что ею может заниматься каждый, а практический ее смысл только в «поддержании порядка на Земле».

Система экологических знаний и представлений, которая будет теоретическим фундаментом для решения практических задач, может быть сформирована только при целенаправленном изучении экологии как самостоятельной науки. При этом с повышением уровня экологической компетенции будет совершенствоваться и экологическая культура.

На основе этой теоретической базы строится целостная научная картина мира, систематизирующая и обобщающая результаты индивидуального и общечеловеческого познания природной действительности, формируется стиль мышления, определяющий характер практической деятельности, готовность
и стремление искать, получать, перерабатывать информацию
и творчески использовать ее на практике.

Содержание

Введение    3

Пояснительная записка к курсу    6

Примерное содержание занятий

Тема 1. Методы экологических исследований    17

Тема 2. Статистические методы в экологии    29

Тема 3. Факториальная экология    36

3.1. Среды жизни. Адаптации к средам жизни.    36

Лабораторно-практическое занятие № 1 «Адаптации к раз-
личным средам жизни»    45

Лабораторно-практическое занятие № 2 «Адаптации экто-
и эндопаразитов к среде обитания»    46

3.2. Жизненные формы и экологические группы организмов    47

Лабораторно-практическое занятие № 3 «Изучение жизненных форм животных  на примере гидробионтов»    57

Лабораторно-практическое занятие № 4 «Экологические
группы растений по отношению к свету»    59

Лабораторно-практическое занятие № 5 «Экологические
группы растений по отношению к влаге»    60

Лабораторно-практическое занятие № 6 «Строение плодов
и семян, распространяемых разными способами»    61

Тема 4. Популяционная экология    62

4.1. Структура и динамика популяции    62

Лабораторно-практическое занятие № 7 «Структура
и динамика популяций. Решение задач»    72

Лабораторно-практическое занятие № 8 «Изучение пространственной структуры  популяции растений»    76

4.2. Полиморфизм популяции    78

Лабораторно-практическое занятие № 9 «Изучение поли-
морфной структуры популяций насекомых»    80

Лабораторно-практическое занятие № 10 «Оценка
состояния популяций методом морфофизиологических индикаторов»    85

4.3. Оценка численности популяции.    91

Лабораторно-практическое занятие № 11 «Оценка численности популяции. Решение задач»    94

Тема 5. Биогеоценология    95

5.1. Биогеоценоз и экосистема    95

Лабораторно-практическое занятие № 12  «Биогеоценоз
и экосистема. Структура и функционирование. Решение
задач»    105

Лабораторно-практическое занятие № 13 «Изучение ярусности сообщества»    111

5.2. Изменения сообществ во времени.    113

Лабораторно-практическое занятие № 14 «Изучение сукцессии старого русла реки»    125

Лабораторно-практическое занятие № 15 «Моделиро-
вание сукцессии простейших в сенном настое»    126

5.3. Оценка функционирования сообщества    131

Лабораторно-практическое занятие № 16 «Экологи-
ческая оценка структуры и функционирования
экосистем»    141

Тема 6. Биосферология    156

Лабораторно-практическое занятие № 17 «Биосфера.
Решение задач»    162

Лабораторно-практическое занятие № 18 «Изучение
роли отдельных видов организмов  в круговороте
веществ»    167

Общие методические рекомендации к проведению итогового занятия    170

Приложение    189

Литература    205

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос