Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека

Снято с продажи
Код 2751
Авторы-составители Степанчук Н. А.
Издательство Учитель, 2009
Серия Курсы по выбору
ISBN 978-5-7057-1757-6
Страниц 183
УДК 371.3
Штрихкод 9785705717576
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Вес 125 г
Предлагаемые курсы по выбору: "Практикум по экологии животных" и "Практикум по экологии человека" в полной мере соответствуют положениям концепции предпрофильного обучения. Они помогут учащимся оценить свои потребности и возможности, обоснованно выбрать профиль обучения в старшей школе. Содержание занятий данных курсов расширит кругозор учащихся, поможет в овладении навыками самостоятельной работы и методами проектной деятельности, сформирует умение анализировать информационные источники и делать выводы. Лабораторно-практические работы и экскурсии адаптированы к психовозрастным особенностям учащихся 7-8 классов, не требуют специального и дорогостоящего оборудования и выполнимы в любой школе; носят интегрированный характер.
Пособие предназначено учителям биологии.

Подробное описание

Введение

В настоящее время вряд ли кто будет отрицать значимость школьного экологического образования. В то же время материально-техническая база ряда школ не готова для введения в учебный план экологии как учебной дисциплины.

Школьное экологическое образование однозначно должно носить практический характер, в связи с чем необходимо больше внимания уделять практическому обучению учащихся. С этой стороной экологического образования дело обстоит еще хуже, чем с методическим обеспечением курса в целом.

Данные практикумы соответствуют теоретическим курсам «Экология животных» и «Экология человека. Культура здоровья»
и предназначены для учащихся 7–8 классов общеобразовательных школ.

Предлагаемые практические работы для учащихся 7 классов направлены на выяснение механизмов адаптации животных
к среде обитания и влияния окружающей среды на морфологию
и физиологию животных, способствуют формированию экологической культуры учащихся через наблюдение и эксперимент.

Практические работы для учащихся 8 классов помогут научиться оценивать состояние собственного здоровья и соотносить полученные результаты с абиотическими условиями и образом жизни, разрабатывать мероприятия по профилактике тех или иных заболеваний и вносить коррективы в свой образ жизни с учетом полученных результатов.

Лабораторно-практические работы и экскурсии адаптированы
к психовозрастным особенностям учащихся 7–8 классов, не требуют специального и дорогостоящего оборудования и выполнимы в любой школе. Все работы носят интегрированный характер.

Методический аппарат разработок обеспечивает помощь учителю на различных этапах проведения занятия. Каждая методическая разработка лабораторного практикума содержит название темы, четко сформулированные цели, перечень необходимого оборудования, а задания сформулированы кратко и понятно. К каждому заданию разработан алгоритм действий, который позволяет учащимся работать практически самостоятельно (что имеет ряд преимуществ).

Наиболее сложные задания содержат теоретические материалы, к которым учащиеся обращаются в процессе работы. В конце каждой лабораторно-практической работы предлагается домашнее задание развивающего характера: решение экологических задач, подготовка докладов на соответствующие темы, для чего указывается рекомендуемая литература, и т. д.

Экскурсии по экологии животных имеют огромное познавательное и воспитательное значение, носят интегрированно-обу-чающий характер. На этих экскурсиях учащиеся, связывая элементы живой и неживой природы, получают наиболее точное представление об экосистемах и приобретают элементы материалистического понимания мира, экологической культуры, навыки экологического мониторинга и  исследования.

Методы ведения экскурсий зависят от многих факторов и в конкретных условиях имеют свои особенности. Поэтому невозможно разработать универсальные методики экскурсий в природу (занятий по полевой практике).

Здесь приведены лишь общие рекомендации и элементы экскурсий, которые апробированы учителями-практиками. Эти рекомендации, несомненно, помогут учителям экологии в разработке собственных частных методик, так как сведений о методике полевой практики по экологии в условиях школы пока еще недостаточно.

При описании экскурсий в тот или иной биоценоз автор не стал описывать снаряжение и этапы подготовки. С этими общими вопросами, так же как и с общей методикой экскурсий, можно познакомиться в любом учебнике по методике преподавания биологии. Не включены в пособие и морфологические описания животных, так как лов и обзор животных учитель определяет сам, в зависимости от природных и других условий. К тому же фауна различных географических зон, областей и даже районов очень разнообразна, и учесть все варианты просто невозможно.

Содержание

Введение    3

Практикум по экологии животных    5

Пояснительная записка    5

Глава 1. Лабораторный практикум    9

Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 1. 

Тема: Изучение планктона и адаптаций  к среде обитания
у кишечнополостных    9

Краткое описание планктонных организмов    15

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 2

Тема: Изучение приспособлений  к паразитизму у трематод (сосальщиков), цестод (лентецов) и нематод (круглых червей)    19

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 3

Тема: Изучение приспособлений к среде обитания и способов питания дождевых червей  и моллюсков    22

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 4

Тема: Экологические группы насекомых    27

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 5

Тема: Приспособления к среде обитания у рыб    30

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 5

Тема: Адаптации к среде обитания  у земноводных    36

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 6

Тема: Адаптации к среде обитания  у пресмыкающихся    41

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 8

Тема: Экологические группы птиц    44

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 9

Тема: Экологические группы  млекопитающих    46

Глава 2. Полевой практикум    48

Тема 1. Экскурсия на водоем    48

Тема 2. Экскурсия на луг    61

Тема 3. Экскурсия в лес    68

Тема 4. Экскурсия в плодовый сад    74

Тема 5. Экология животных почвы    79

Тема 6. Экскурсия в агробиоценоз    85

Приложения    88

Литература    107

Практикум по экологии человека    109

Предисловие    109

Пояснительная записка    110

Тема 1. Оценка состояния физического здоровья    114

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 1

Самооценка здоровья    114

Работа 1. Подсчет пульса    115

Работа 2. Измерение артериального  давления (АД)    115

Работа 3. Измерение роста    117

Работа 4. Определение окружности  грудной клетки    118

Работа 5. Измерение массы тела    119

Работа 6. Определение уровня физиологического состояния человека (УФС) математическим методом (методом регрессии)    120

Работа 7. Самооценка здоровья    120

Тема 2. Оценка состояния  опорно-двигательного аппарата    121

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 8

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата    121

Работа 1. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой    122

Работа 2. Оценка гибкости тела    123

Работа 3. Определение быстроты реакции    124

Работа 4. Оценка правильности осанки    124

Работа 5. Выявление плоскостопия методом плантограммы  (выполняется дома до занятия)    124

Работа 6. Влияние условий труда  на работоспособность    126

Работа 7. Оценка пропорций телосложения    126

Работа 8. Значение ритма и нагрузки  в работе мышц    127

Тема 3. Оценка состояния  сердечно-сосудистой системы    127

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 3    128

Работа 1. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы  
по артериальному давлению    128

Работа 2. Определение стрессоустойчивости  сердечно-сосудистой системы    129

Работа 3. Ортостатическая проба    129

Работа 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на физиче-
скую нагрузку    130

Тема 4. Оценка состояния  дыхательной системы    131

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 4

Оценка состояния дыхательной системы    132

Работа 1. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе    132

Работа 2. Определение времени максимальной  задержки дыхания на глубоком выдохе    133

Работа 3. Определение времени максимальной  задержки дыхания после искусственной  гипервентиляции легких    133

Работа 4. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки    134

Работа 5. Влияние холода  на частоту дыхательных движе-
ний    135

Работа 6. Определение содержания  углекислого газа в клас-
сной комнате    135

Тема 5. Оценка состояния  пищеварительной системы    136

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 5    137

Работа 1. Оценка качества продуктов питания по инфор-
ации, указанной на упаковке    137

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 6

Определение качества молока, мяса и меда    142

Работа 1. Определение качества  коровьего молока    142

Работа 2. Определение качества (свежести) мяса    143

Работа 3. Определение качества меда    144

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 7

Пищевые отравления. Влияние никотина на ферменты
слюны    145

Работа 1. Помощь при отравлениях    145

Работа 2. Влияние никотина  на ферменты слюны    148

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 8
Составление дневного рациона    148

Работа 1. Определение энергозатрат по состоянию сердечно-сосудистой системы    148

Работа 2. Составление дневного рациона    149

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 9

Изучение устойчивости витаминов. Приготовление отваров
и настоев  из лекарственных растений    152

Работа 1. Определение содержания витамина С  в некоторых продуктах питания    152

Работа 2. Приготовление отваров и настоев  из лекарственных растений    153

Тема 6. Оценка состояния кожи    155

Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 10

Оценка состояния кожи    155

Работа 1. Определение типов кожи  на разных участках лица    155

Работа 2. Правила очищения кожи    156

Тема 7. Оценка состояния  центральной нервной системы    158

Инструктивная карта  к лабораторно-практическому
занятию № 11

Оценка развития утомления  и степени внимания    158

Работа 1. Оценка степени утомления    158

Работа 2. Оценка степени внимания  и работоспособности    159

Работа 3. Оценка работоспособности    161

Работа 4. Темпинг-тест    162

Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 12    163

Работа 5. Определение типа темперамента    163

Тема 8. Санитарно-гигиенический режим учебного помещения    167

Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 13    167

Работа 1. Оценка освещенности помещения    167

Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 14    169

Работа 1. Определение уровня шума    169

Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 15

Оценка микроклимата учебных помещений    169

Работа 1. Оценка температурного режима    170

Работа 2. Определение относительной  влажности воздуха    170

Работа 3. Определение скорости  движения воздуха    171

Тема 9. Биоритмы    172

Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 16    172

Работа 1. Определение хронобиологического типа    172

Литература    178

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос