Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека
Код | 2751 |
Авторы-составители | Степанчук Н. А. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Курсы по выбору |
ISBN | 978-5-7057-1757-6 |
Страниц | 183 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705717576 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 7 (мм) |
Вес | 125 г |
Пособие предназначено учителям биологии.
Подробное описание
Введение
В настоящее время вряд ли кто будет отрицать значимость школьного экологического образования. В то же время материально-техническая база ряда школ не готова для введения в учебный план экологии как учебной дисциплины.
Школьное экологическое образование однозначно должно носить практический характер, в связи с чем необходимо больше внимания уделять практическому обучению учащихся. С этой стороной экологического образования дело обстоит еще хуже, чем с методическим обеспечением курса в целом.
Данные практикумы соответствуют теоретическим курсам «Экология животных» и «Экология человека. Культура здоровья»
и предназначены для учащихся 7–8 классов общеобразовательных школ.
Предлагаемые практические работы для учащихся 7 классов направлены на выяснение механизмов адаптации животных
к среде обитания и влияния окружающей среды на морфологию
и физиологию животных, способствуют формированию экологической культуры учащихся через наблюдение и эксперимент.
Практические работы для учащихся 8 классов помогут научиться оценивать состояние собственного здоровья и соотносить полученные результаты с абиотическими условиями и образом жизни, разрабатывать мероприятия по профилактике тех или иных заболеваний и вносить коррективы в свой образ жизни с учетом полученных результатов.
Лабораторно-практические работы и экскурсии адаптированы
к психовозрастным особенностям учащихся 7–8 классов, не требуют специального и дорогостоящего оборудования и выполнимы в любой школе. Все работы носят интегрированный характер.
Методический аппарат разработок обеспечивает помощь учителю на различных этапах проведения занятия. Каждая методическая разработка лабораторного практикума содержит название темы, четко сформулированные цели, перечень необходимого оборудования, а задания сформулированы кратко и понятно. К каждому заданию разработан алгоритм действий, который позволяет учащимся работать практически самостоятельно (что имеет ряд преимуществ).
Наиболее сложные задания содержат теоретические материалы, к которым учащиеся обращаются в процессе работы. В конце каждой лабораторно-практической работы предлагается домашнее задание развивающего характера: решение экологических задач, подготовка докладов на соответствующие темы, для чего указывается рекомендуемая литература, и т. д.
Экскурсии по экологии животных имеют огромное познавательное и воспитательное значение, носят интегрированно-обу-чающий характер. На этих экскурсиях учащиеся, связывая элементы живой и неживой природы, получают наиболее точное представление об экосистемах и приобретают элементы материалистического понимания мира, экологической культуры, навыки экологического мониторинга и исследования.
Методы ведения экскурсий зависят от многих факторов и в конкретных условиях имеют свои особенности. Поэтому невозможно разработать универсальные методики экскурсий в природу (занятий по полевой практике).
Здесь приведены лишь общие рекомендации и элементы экскурсий, которые апробированы учителями-практиками. Эти рекомендации, несомненно, помогут учителям экологии в разработке собственных частных методик, так как сведений о методике полевой практики по экологии в условиях школы пока еще недостаточно.
При описании экскурсий в тот или иной биоценоз автор не стал описывать снаряжение и этапы подготовки. С этими общими вопросами, так же как и с общей методикой экскурсий, можно познакомиться в любом учебнике по методике преподавания биологии. Не включены в пособие и морфологические описания животных, так как лов и обзор животных учитель определяет сам, в зависимости от природных и других условий. К тому же фауна различных географических зон, областей и даже районов очень разнообразна, и учесть все варианты просто невозможно.
Содержание
Введение 3
Практикум по экологии животных 5
Пояснительная записка 5
Глава 1. Лабораторный практикум 9
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 1.
Тема: Изучение планктона и адаптаций к среде обитания
у кишечнополостных 9
Краткое описание планктонных организмов 15
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 2
Тема: Изучение приспособлений к паразитизму у трематод (сосальщиков), цестод (лентецов) и нематод (круглых червей) 19
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 3
Тема: Изучение приспособлений к среде обитания и способов питания дождевых червей и моллюсков 22
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 4
Тема: Экологические группы насекомых 27
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 5
Тема: Приспособления к среде обитания у рыб 30
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 5
Тема: Адаптации к среде обитания у земноводных 36
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 6
Тема: Адаптации к среде обитания у пресмыкающихся 41
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 8
Тема: Экологические группы птиц 44
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 9
Тема: Экологические группы млекопитающих 46
Глава 2. Полевой практикум 48
Тема 1. Экскурсия на водоем 48
Тема 2. Экскурсия на луг 61
Тема 3. Экскурсия в лес 68
Тема 4. Экскурсия в плодовый сад 74
Тема 5. Экология животных почвы 79
Тема 6. Экскурсия в агробиоценоз 85
Приложения 88
Литература 107
Практикум по экологии человека 109
Предисловие 109
Пояснительная записка 110
Тема 1. Оценка состояния физического здоровья 114
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 1
Самооценка здоровья 114
Работа 1. Подсчет пульса 115
Работа 2. Измерение артериального давления (АД) 115
Работа 3. Измерение роста 117
Работа 4. Определение окружности грудной клетки 118
Работа 5. Измерение массы тела 119
Работа 6. Определение уровня физиологического состояния человека (УФС) математическим методом (методом регрессии) 120
Работа 7. Самооценка здоровья 120
Тема 2. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата 121
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 8
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата 121
Работа 1. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой 122
Работа 2. Оценка гибкости тела 123
Работа 3. Определение быстроты реакции 124
Работа 4. Оценка правильности осанки 124
Работа 5. Выявление плоскостопия методом плантограммы (выполняется дома до занятия) 124
Работа 6. Влияние условий труда на работоспособность 126
Работа 7. Оценка пропорций телосложения 126
Работа 8. Значение ритма и нагрузки в работе мышц 127
Тема 3. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы 127
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 3 128
Работа 1. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы
по артериальному давлению 128
Работа 2. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы 129
Работа 3. Ортостатическая проба 129
Работа 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на физиче-
скую нагрузку 130
Тема 4. Оценка состояния дыхательной системы 131
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 4
Оценка состояния дыхательной системы 132
Работа 1. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе 132
Работа 2. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе 133
Работа 3. Определение времени максимальной задержки дыхания после искусственной гипервентиляции легких 133
Работа 4. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки 134
Работа 5. Влияние холода на частоту дыхательных движе-
ний 135
Работа 6. Определение содержания углекислого газа в клас-
сной комнате 135
Тема 5. Оценка состояния пищеварительной системы 136
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 5 137
Работа 1. Оценка качества продуктов питания по инфор-
ации, указанной на упаковке 137
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 6
Определение качества молока, мяса и меда 142
Работа 1. Определение качества коровьего молока 142
Работа 2. Определение качества (свежести) мяса 143
Работа 3. Определение качества меда 144
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 7
Пищевые отравления. Влияние никотина на ферменты
слюны 145
Работа 1. Помощь при отравлениях 145
Работа 2. Влияние никотина на ферменты слюны 148
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 8
Составление дневного рациона 148
Работа 1. Определение энергозатрат по состоянию сердечно-сосудистой системы 148
Работа 2. Составление дневного рациона 149
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 9
Изучение устойчивости витаминов. Приготовление отваров
и настоев из лекарственных растений 152
Работа 1. Определение содержания витамина С в некоторых продуктах питания 152
Работа 2. Приготовление отваров и настоев из лекарственных растений 153
Тема 6. Оценка состояния кожи 155
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 10
Оценка состояния кожи 155
Работа 1. Определение типов кожи на разных участках лица 155
Работа 2. Правила очищения кожи 156
Тема 7. Оценка состояния центральной нервной системы 158
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 11
Оценка развития утомления и степени внимания 158
Работа 1. Оценка степени утомления 158
Работа 2. Оценка степени внимания и работоспособности 159
Работа 3. Оценка работоспособности 161
Работа 4. Темпинг-тест 162
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 12 163
Работа 5. Определение типа темперамента 163
Тема 8. Санитарно-гигиенический режим учебного помещения 167
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 13 167
Работа 1. Оценка освещенности помещения 167
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 14 169
Работа 1. Определение уровня шума 169
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 15
Оценка микроклимата учебных помещений 169
Работа 1. Оценка температурного режима 170
Работа 2. Определение относительной влажности воздуха 170
Работа 3. Определение скорости движения воздуха 171
Тема 9. Биоритмы 172
Инструктивная карта к лабораторно-практическому
занятию № 16 172
Работа 1. Определение хронобиологического типа 172
Литература 178
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом