Обществознание. 11 класс. Формирование учебных компетенций: деятельностный подход

Есть на складе
72 руб.
-10%
64,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2708
Авторы-составители Молодецкий Р. Я.
Издательство Учитель, 2009
Серия Урок в современной школе
ISBN 978-5-7057-1956-3
Страниц 149
УДК 371.3
Штрихкод 9785705719563
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 245 г
Использование на уроках деятельностного подхода к обучению - необходимое условие формирования ключевых компетенций у школьников.
Настоящее пособие предлагает систему уроков обобщающего повторения курса обществознания в 11 классе с использованием современных интерактивных технологий, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленных на достижение цели.
Пособие предназначено преподавателям обществознания общеобразовательных учреждений, может быть полезно слушателям ИПК и студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государственный экзамен; профилизация школ;
четырехлетнее начальное обучение; обязательное среднее (полное) общее образование и т. п.

Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания»
нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения».

Преподавание обществознания, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело. Образование должно быть нацелено на формирование
у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей.

Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Используя на уроках обществознания деятельностный подход к обучению, возможно достичь формирования ключевых
компетенций у учащихся:

– готовность к разрешению проблем,

– технологическая компетентность,

– готовность к самообразованию,

– готовность к использованию информационных ресурсов,

– готовность к социальному взаимодействию,

– коммуникативная компетентность.

Содержание перечисленных ключевых компетенций раскрывается следующим образом:

Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотно-
сить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Технологическая компетенция, то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с чле-


нами группы (команды), решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Коммуникативная компетенция, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей, позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Содержание данных компетенций позволит гражданину успешно реализовать себя в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.

Решение этой задачи потребует введения в процесс преподавания современных педагогических технологий, имеющих интер-
активный характер, обеспечивающих самостоятельную деятель-
ность учащегося по достижению определенной цели и его самооценку. Претерпевает изменения и роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, модератора групповой дискуссии учащихся, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося. Такой технологией и является деятельностный подход к обучению старших школьников.

Для формирования основных компетенций у учащихся необходимо применять на уроках следующие задания и моделировать следующие ситуации:

1. Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов.

2. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам («научная конференция», «дебаты» и др.), при подготовке к которым школьники учатся выявлять общее и отличия в одних и тех же научных и художественных текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента.

3. Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания, представление результатов опросов в виде диаграмм, коллажей.

4. Подготовка эссе по спорным вопросам обществознания. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии
проблемы, аргументировать свою позицию достоверными фактами, опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними.

5. Подготовка исследовательских работ к научно-практи-
ческим конференциям.

Таким образом, вектор формирования знаний школьников
при реализации деятельностного подхода к обучению обществознанию – это постепенное движение познавательной деятельности школьников от различения версий к их пониманию, анализу системы аргументов их авторов и, далее, к построению собственной аргументированной версии, соотнесенной с мнениями предшественников.

Деятельностный подход позволяет школьникам освоить разнообразные «роли», востребованные в повседневной жизни. Среди них «аналитический обозреватель» статей на обществоведческие темы в СМИ, новинок киноиндустрии (художественных фильмов); «журналист», пишущий на обществоведческие темы
и другие.

Содержание

Введение    3


Раздел I. Страницы истории общества и общественной мысли    9

Уроки 56. Особенности древних цивилизаций (закрепле-
ние и обобщение знаний)    9

Уроки 78. Достижения цивилизаций античного мира
(закрепление и обобщение знаний)    20

Уроки 15–16. Цивилизация России (закрепление и обобще-
ние знаний)    28

Уроки 17–18. Страницы истории общества и обществен-
ной мысли (повторительно-обобщающие)    32


Раздел II. Современный этап мирового цивилизационного
развития    33

Уроки 2526. Целостность и противоречия современного
мира (повторительно-обобщающие)    33


Раздел III. Современная экономика    54

Уроки 2930. Рыночные отношения в современной эко-
номике (обобщение и закрепление знаний)    54


ПРИЛОЖЕНИЯ    61

Приложение 1

Рынок, условия возникновения, виды и функции    61

Приложение 2

Типы экономических систем    63


Уроки 35–36. Современная экономика (повторительно-обобщающие)    65


Раздел IV. Правовое и социальное развитие обществен-
ных отношений    69

Уроки 4142. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний)    69


ПРИЛОЖЕНИЯ    75

Приложение 1    75

Приложение 2    77

Приложение 3    77


Уроки 43–44. Социальный статус личности (повторитель-
но-обобщающие)    84


Раздел V. Политическая жизнь современного общества    89

Уроки 4748. Типология политических режимов (обоб-
щение и закрепление)…    89

Уроки 4950. Демократия. Российская демократия (обобщение и закрепление)    112

Уроки 5354. Власть и легитимность (обобщение и закре-
пление)    117


ПРИЛОЖЕНИЯ    126

Приложение 1    126

Материал для учителя    126

Приложение 2    127

Материал для учащихся при подготовке домашнего
задания    127


Уроки 5556. Политическая жизнь современного
общества (повторительно-обобщающие)    127


Раздел VI. Духовные ценности современного общества    143

Уроки 6364. Я – гражданин России (повторительно-обобщающие)    143


Литература    147

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос