Занимательная лингвистика. 4 класс: программа, материалы к занятиям

Снято с продажи
Код 2424
Издательство Учитель, 2009
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-1861-0
Страниц 246
УДК 372.22
Штрихкод 9785705718610
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 10 (мм)
Вес 189 г
Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.
Предлагаемые разработки внеклассных занятий помогут учителю углубить знания младших школьников о фонетике, лексике, синтаксисе, пунктуации, морфологии, орфографии, словообразовании, культуре речи. Практические задания и наблюдения над лексической стороной слова, дадут возможность увидеть, как живет слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволит, связывая занятия на кружке с уроками грамматики, чтения, развития речи, обогатить знания детей о слове.
Пособие предназначено учителям начальных классов для организации кружковой и внеклассной работы, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Подробное описание

Введение

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

В предложенном пособии по русскому языку для обучающихся начальных классов большое значение придается лексической работе, оно ориентирует ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, даёт ему возможность увидеть, как слово живет в тексте. Такой подход к изучению слова, связывая занятия на кружке с уроками грамматики, чтения, развития речи, позволяет обогатить знания детей о слове.

Занятия по русскому языку строятся на основе занимательности. Практический материал для наблюдения над словом и различные упражнения для закрепления содержат проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Общим для всех видов занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами.

Организация внеклассной работы позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу
с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в теоретическом и занимательном игровом практическом материале. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Содержание

Введение    3

Программа кружка «Занимательная лингвистика».    4

Раздел I. Фонетика и орфоэпия

Занятие 1. Что такое орфоэпия?    8

Занятие 2. Что такое фонография или звукозапись    10

Занятие 3. Звуки не буквы!    13

Занятие 4. Звучащая строка...    15

Занятие 5. Банты и шарфы    18

Занятие 6. «Пигмалион» учит орфоэпии    19

Занятие 7. Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях    23

Раздел II. Лексикология

Занятие 8. Имена вещей    28

Занятие 9. О словарях энциклопедических  и лингвистических    32

Занятие 10. В царстве смыслов много дорог    36

Занятие 11. Как и почему появляются новые слова?    39

Занятие 12. Многозначность слова    43

Занятие 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, кото-
рые рассказывают об истории слов    47

Занятие 14. Об одном и том же – разными словами    50

Занятие 15. Как возникают названия    53

Занятие 16. Слова-антиподы    56

Занятие 17. Фразеологические обороты    59

Занятие 18. Словари «чужих» слов    61

Занятие 19. Капитан и капуста    65

Занятие 20. «Он весь свободы торжество»    67

Занятие 21. Мы говорим его стихами    70

Занятие 22. Слова, придуманные писателями    73

Занятие 23. Слова уходящие и слова-новички    76

Занятие 24. Словарь языка Пушкина    80

Занятие 25. Смуглая Чернавка    84

Занятие 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова    86

Занятие 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика»    88

Занятие 28. Какой словарь поможет избежать ошибок?    91

Занятие 29. Словарь-грамотей    94

Занятие 30. Научная этимология    98

Занятие 31. Какие бывают имена?    101

Занятие 32. Древнерусские имена    103

Занятие 33. Отчество и фамилия    105

Занятие 34. Надо ли останавливаться перед зеброй?    113

Раздел III. Стилистика. Культура речи и риторика    117

Занятие 35. Искусство общения    117

Занятие 36. Прекрасное разнообразие    120

Занятие 37. Мы собеседники. Искусство вести беседу    124

Занятие 38. «Пигмалион» и культура речи    126

Раздел IV. Словообразование

Занятие 39. Глокая куздра    129

Занятие 40. Всегда ли слагаемые равны сумме?    133

Занятие 41. Строительство слов    137

Занятие 42. Как числительные участвуют в словообразо-
вании    144

Раздел V. Морфология

Занятие 43. Пять – числительное, а пятый?    149

Занятие 44. О  прямых  и  переносных  значениях  в  морфо-
логии    153

Занятие 45. Имя существительное. Какого рода?    157

Занятие 46. Имя прилагательное    161

Занятие 47. Местоимение    163

Занятие 48. Глагол    165

Занятие 49. Интересные слова    167

Занятие 50. Служебные части речи    169

Раздел VI. Синтаксис и пунктуация

Занятие 51. Слово + слово = ?    173

Занятие 52. Слово… словосочетание... предложение    176

Занятие 53. В поисках подлежащего    179

Занятие 54. Словесные блоки    183

Занятие 55. Два подлежащих рядом    186

Занятие 56. Точка и запятая    189

Занятие 57. Вопросительный и восклицательный знаки    191

Занятие 58. Разные знаки – разный смысл!    194

Занятие 59. Всегда ли однородны однородные?    197

Раздел VII. Орфография

Занятие 60. Главный принцип русской орфографии    201

Занятие 61. «А все-таки она хорошая»    203

Занятие 62. Весёлые правила    207

Занятие 63. Кощей или Кащей?    215

Раздел VIII. История языка

Занятие 64. Как развивалась система письма    219

Занятие 65. Могут ли знаки петь?    223

Занятие 66. К истокам слова    224

Занятие 67. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий    228

Задания  для  контроля  знаний  по  темам  и  подготовки к олим-пиадам    233

Страничка из «Веселого задачника»    238

Литература    233

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос