Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии

Есть на складе
89 руб.
-10%
80,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2423
Авторы-составители Суворова В. М.
Издательство Учитель, 2009
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-1844-3
Страниц 189
УДК 371
Штрихкод 9785705718443
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 140 г
Одной из важнейших составляющих образовательного процесса современной школы является экологическое образование учащихся.
Настоящее пособие содержит разработки разнообразных по форме занятий, направленных на углубление знаний и формирование умений юных исследователей природы. Вниманию педагогов предложены конспекты клубных занятий, рекомендации по организации экскурсий, практических и лабораторных работ, интеллектуальные игры, материалы для проведения различных конкурсов и викторин. Реализация предложенных в пособии идей поможет педагогам воспитать в детях уважительное отношение к природе, ответственность за ее сохранение.
Предназначено педагогам учреждений дополнительного образования, может быть использовано в общеобразовательных школах.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

Залог эффективности решения этой задачи заключается
в тесном взаимодействии двух образовательных систем – основного и дополнительного образования.

Если на уроках биологии, экологии, географии учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время – в  своей  школе  или в учреждении дополнительного образования – они  могут  углубить  и  расширить  полученные  знания   и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки исследователя, растениевода, цветовода, эколога.

Специалисты выделяют следующие основные принципы экологического образования и воспитания:

– возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;

– обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;

теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;

– отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой. В этом отношении учреждения дополнительного образования имеют большие возможности по сравнению с общеобразовательным учреждением. В распоряжении педагога дополнительного образования богатый арсенал методических средств и приемов, возможность использования разнообразных форм организации деятельности учащихся.

Это могут быть клубные занятия, занятия-экскурсии, практические и лабораторные работы, интеллектуальные игры.

В системе дополнительного образования существенно расширяются возможности выбора направлений деятельности школьника, и, значит, расширяется воспитательное и культурное пространство для самореализации, саморазвития личности.

В настоящем пособии представлен опыт организации работы по экологическому воспитанию учащихся, представленный специалистами учреждения дополнительного образования города Чайковский Пермского края.

Вниманию педагогов предложены разработки разнообразных по форме занятий, материалы для проведения различных конкурсов и викторин, а также полезные методические рекомендации для преподавателей.

Пособие предназначено педагогам учреждений дополнительного образования (детско-юношеских центров (ДЮЦ), станций юных натуралистов (СЮТ), однако предложенные материалы могут быть с успехом использованы в общеобразовательных школах, например, в рамках внеклассной работы по биологии, при организации предметных недель.

Хочется верить, что пособие поможет педагогам в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение.

Успехов! Новых вершин и открытий!

Содержание

Введение    3

Занятия в клубе юных натуралистов    5

А. П. Белоглазова

Тема: Этот удивительный мир животных    5

Тема: Кошачий остров    11

Т. А. Малых

Тема: Кукушкины секреты    16

Е. Н. Пирожкова

Тема: И это все змеи…    23

Ю. А. Киселева

Тема: Знакомые незнакомцы    29

Экскурсии    40

Т. А. Малых

Зоологическая экскурсия на пресный водоем    40

Ю. А. Киселева

Обитатели временных пресных водоемов    56

Т. В. Ананьина

Палитра леса    58

С. А. Никитина

Обитатели прибрежных вод    61

Е. Н. Коровина

Зимние явления в жизни растений    65

Л. В. Бусаргина

Краски осени    71

Е. Н. Пирожкова

В гости к весне    73

Практические и лабораторные работы    76

Ю. А. Киселева

Моделирование пищевых связей    76

Т. В. Ананьина

Узнавая – познаем    78

Е. Н. Коровина

Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды    79

Т. А. Малых

Внешнее строение и передвижение рыбы    81

С. А. Никитина

Экологические группы птиц    87

О. И. Жукова

Размножение комнатных растений    89

Ю. А. Киселева

Приспособление растений к зимним условиям    90

Т. А. Малых

Дождевой червь как представитель типа кольчатых червей класса олигохет    94

Е. Н. Пирожкова

Вода-путешественница    98

А. П. Белоглазова

Игры, викторины

В мире безмолвия (зоологическая викторина)    104

Удивительное рядом (викторина)    118

Конкурс эрудитов (викторина-тест)    120

Путешественник-отличник (викторина)    122

Зоологический марафон    122

Знаешь ли ты рыб? (Состязание смекалистых)    153

Биоком (дидактическая игра)    156

Приключение рыбки (игра)    159

Дом, где мы живем (экологический КВН)    160

Приложения    164

Приложение 1. Методика подготовки и проведения экскурсии    164

Приложение 2. Структура лабораторных (практических) работ    168

Приложение 3. Методика применения экранных пособий на за-нятии    169

Приложение 4. Организация  исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии    175

Приложение 5. Критерии эффективности наблюдения, анализа
и оценки кружкового занятия    180

Приложение 6. Требования к занятию (по целям)    184

Приложение 7. Самоанализ занятия (памятка для педагога)    185

Литература    187

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

nastya3199
29 октября 2018 (14:32)
Очень интересный, разнообразный и разноплановый материал. Уже использовала на занятиях.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос