Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика

Снято с продажи
Код 2419
Авторы-составители Воробьева В. А., Гребенщикова Н. В. и др.
Издательство Учитель, 2009
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-1729-3
Страниц 140
УДК 371.3
Штрихкод 9785705717293
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 100 г
Воспитать в детях правильное отношение и уважение к национальной культуре, привить им любовь к природе, людям, традициям родных мест, научить ценить труд человека и вызвать желание творить своими руками поможет ознакомление школьников с декоративно-прикладным искусством. Особый интерес в данном направлении представляет изучение традиционных кукол.
Книга "Декоративно-прикладное творчество" ориентирована на учеников с 5 по 9 класс. В ней детально раскрыты и систематизированы учебные программы "Традиционная народная кукла" и "Керамическая кружка". Предлагаемые методики обучают созидательной деятельности, видам декоративно-прикладного творчества и позволяют школьникам в некоторой степени определить направление дальнейшего профессионального развития.

Подробное описание

Традиционные народные куклы

(факультативный курс для учащихся 5–9 классов)

Объем занятий: 48 ч

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, который осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к понимаю национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.

Факультативный курс изучения традиционных кукол начинается со знакомства с календарем, обрядами, традициями. Затем изучаются типы кукол и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.

Специфика данного курса в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол.

Формирование столь разновозрастных групп обучающихся делает данный курс уникальным. Такой подход позволяет воспитывать у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу.

Уникальность занятий куклами и в том, что на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер-классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.

По категории обучающихся занятия относятся к продвинутому образованию, с направлением модернизации – альтернативным, по подходу к ребенку являются свободным воспитанием.

По типу управления учебным процессом используется, в основном, система малых групп + консультант-репетитор. При этом используется принцип: «Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы».

Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Курс рассчитан на 48 часов и может быть освоен в течение года или 6 месяцев – в зависимости от того, один или два раза в неделю будут вестись часовые занятия.

Программа курса может быть расширена до 3 часов в неделю за счет увеличения количества часов на более углубленное изучение традиционной одежды, праздников и орнаментов.

Наиболее важным результатом занятий по факультативу «Куклы» должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.

Занятие конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.

Цели:

  • ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций;
  • воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
  • самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление обуча-ющимся возможности личностно саморазвиваться;
  • формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;
  • обучение детей конкретным технологиям, умением  и навыкам изготовления кукол своими руками.

Оборудование и материалы:

  • лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, иглы, наперстки;
  • деревянные (или имитирующие их) заготовки (полено, конус, шар, стержни);
  • краски и кисти (или фломастеры);
  • образцы кукол и национальных костюмов;
  • иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, на карточках, открытках.

Возможно использование аудио- и видеоматериалов, демонстрирующих народные праздники, выставки, фестивали народных ансамблей.

Форма занятий и подведения итогов.

В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего – в их гармоничном сочетании.

Предполагаются изготовление образцов и сувениров, выставки – праздник кукол, благотворительные ярмарки.

Почти каждое занятие включает теоретическую часть и практическую работу.

Керамика как вид художественного
творчества

(программа дополнительного образования
для учащихся 5–7 классов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания личности как носителя национальных культурных традиций.

Важное место среди видов изобразительного искусства принадлежит декоративно-прикладному искусству, которое органично сочетает в себе такие дисциплины, как изобразительное искусство и труд.

декоративные искусства играют особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре.

Являясь частью материальной и духовной культуры общества, декоративно-прикладные искусства наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека.

В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении всей многовековой истории своего развития декоративные искусства играли важную роль в организации жизни общества. Они мгновенно откликались на господствующие идеи своего времени, которые получили выражение в пластическом строе произведений декоративно-прикладного искусства.

Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.

Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, воспитывают художественный вкус, передают детям представление народа о красоте и добре.

Ткачество, вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву и кости, искусство керамики – все эти декоративно-прикладные искусства приобщают ребят к многонациональной культуре народов нашей страны.

Большой эффект в художественно-эстетическом воспитании и образовании дают занятия в кружках. Особой популярностью у обучающихся пользуются кружки, знакомящие их с искусством художественной керамики – одним из самых древних на земле, с глубокой историей и множеством традиционных школ.

Керамика – яркое и неповторимое явление национальных культур, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Одним из наиболее распространенных технологических приемов в изготовлении керамических изделий является лепка.

Лепка как вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

На занятиях лепкой у обучающихся формируется объемное видение предметов, осмысляются пластические особенности формы и материала, развиваются чувства цельности композиции и понятие гармонии формы и содержания.

Занятия лепкой из глины дают обучающимся хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, развивают чувство материала, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Цели и задачи программы:

  1. ознакомление обучающихся основной школы с керамическими промыслами и традициями искусства керамики народов России и других стран;
  2. ознакомление с основами художественного конструирования керамических изделий, построения орнаментов и эскизов; ознакомление с технологией изготовления керамических изделий, различными способами – их формования и декорирования;
  3. развитие умений и навыков ручной лепки и декорирования различными способами; развитие чувства материала и пластической формы;
  4. развитие творческих способностей и дарований; развитие художественного вкуса через анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приемов их отделки;
  5. развитие умения проводить коллективный анализ, разборку и оценку художественных произведений, как иллюстративного материала, так и своих собственных; воспитание чувства ответственности ребенка за качество своего труда в процессе подготовки и участия в коллективных выставках работ;
  6. формирование у обучающихся основ целостной эстетической культуры через познание художественного образа керамических изделий, народных традиций искусства керамики;
  7. формирование у обучающихся уважительного отношения к труду, к народным традициям;
  8. воспитание способности осмысления ребенком роли и значения искусства в жизни народа, в быту и повседневной деятельности; самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей;
  9. предоставление обучающимся возможности личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

В зависимости от поставленных задач данная программа предполагает использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений
и т. п.), чаще всего, в их гармоничном сочетании.

Почти каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок, эскизов в альбоме, изготовление керамических изделий.

Для воспитания общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи, умения самоанализа своего творчества и уважения к труду и мнению товарищей, в работе кружка запланированы коллективные занятия, коллективный анализ творчества, выставки.

Используется педагогическая «технология мастерских», результативность которой заключается в овладении обучающимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Данная программа рассчитана на дополнительные занятия в течение 2–3 лет школьников основной школы в рамках внеклассной работы, которая является составной частью воспитания детей, в том числе художественно-эстетического, продолжает формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям народного творчества, уважения к людям труда.

По категории обучающихся занятия в кружке «Керамика» относятся к продвинутому образованию, с направлением модернизации – альтернативным, по подходу к ребенку – являются свободным воспитанием. По типу управления учебным процессом используется, в основном, система малых групп + консультант-репетитор.

Содержание и структура программы построены с учетом соблюдения принципа интеграции изучения основ изобразительного искусства, художественного конструирования, орнаментики, истории народных традиций и промыслов, материаловедения, технологических приемов лепки из глины с формированием у детей основ целостной эстетической культуры в процессе творческого труда. При этом используется принцип: «Главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы».

Специфика предлагаемой программы заключается в том, что освоение обозначенных выше дисциплин, художественно-эстетическое и трудовое воспитание обучающихся происходят в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления керамических изделий, которая в данной программе является ведущей дисциплиной.

Именно этот акцент на промышленную технологию делает программу уникальной по сравнению с другими (немногочисленными) программами занятия керамикой, ориентированными в основном на лепку игрушек.

Среди традиционных форм контроля эффективности образовательного процесса программа предполагает использование дидактических игр «Критик-оппонент» (один из учащихся «критикует» работу товарища, другой ему оппонирует), «Худсовет» (выбирается учащимися), «Экскурсовод», «Магазин-салон» (назначение «цены» изделию экспертами).

Наиболее успешным кружковцам предоставляется возможность вести «мастер-классы» для коллег, демонстрируя свои творческие находки, оригинальные приемы. Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Программы первых двух лет обучения составлены из расчета 4 часов в неделю.

Программа может быть расширена до 5 часов в неделю за счет увеличения количества часов на отдельные темы, на посещение передвижных выставок и вернисажей местных керамистов по усмотрению руководителя кружка в зависимости от состава и индивидуальных тенденций группы и поддержки кружковцев родителями.

По окончании первого года обучения обучающиеся должны получить основы знаний:

  1. об организации и составе рабочего места, о применяемых инструментах и приспособлениях;
  2. о правилах безопасности работы с глиной, глазурями, эмалями, инструментами;
  3. о технике рисунка, композиции, пропорциях, объеме, цвете;
  4. о художественном конструировании и построении орнаментов и эскизов;
  5. о физических и художественных свойствах глины, материалов для декора; о видах керамических масс и способах их приготовления;
  6. о технологических процессах изготовления керамических изделий, изучаемых в рамках данной программы; об оборудовании и производстве;
  7. о способах ручного формования и декорирования;
  8. о составах глазурей и способах их приготовления;
  9. о наиболее распространенных приемах лепки и декорирования изделий мелкой пластики и изделий различного назначения, украшающих наш быт;
  10. о традиционных школах наиболее известных народных промыслов России (отличительные особенности художественного образа, технологические приемы);

Обучающиеся должны уметь:

  1. подготавливать пластические массы к работе;
  2. пользоваться специальными инструментами для лепки, формования и декорирования: стеками, петлями, кистями и т. п. в соответствии с их назначением и с соблюдением правил безопасности;
  3. использовать естественные свойства и фактуру материалов при выполнении своих работ;
  4. использовать полученные при обучении навыки работы с глиной;
  5. самостоятельно выполнять эскизы на заданную тему;
  6. конструировать простейшие формы керамических изделий;
  7. использовать полученные при обучении навыки декорирования изделий различными способами, полученными за первый год обучения;
  8. уметь выбрать технику формования и декорирования в соответствии с собственным творческим замыслом при изготовлении простых керамических изделий.

По окончании второго года обучения обучающиеся должны получить дополнительно знания:

  1. об особенностях и специфике конструкции изученных видов изделий;
  2. о способах декорирования глазурями и эмалями;
  3. о назначении и технике изготовления керамической мозаики;
  4. о формовании изделий литьем, отминкой и точением на гончарном круге;
  5. о традиционных техниках декорирования гончарных изделий;
  6. о технологии формования на болванках различной формы;
  7. о технологии изготовления гипсовых форм для литья и отминки;
  8. о технологии изготовления мозаики, изразцов;
  9. о специальных техниках росписи и декорирования гончарных изделий;
  10. о разнообразии выразительных средств для воплощения своих творческих замыслов и фантазий;
  11. конструировать и орнаментировать несложные керамические изделия; использовать полученные знания для выбора материалов и способов декорирования в самостоятельной работе;
  12. формовать изделия с помощью болванок различной формы;
  13. изготавливать гипсовые формы несложной конфигурации, отминать и отливать в них изделия;
  14. пользоваться элементарными навыками работы на гончарном станке;
  15. пользоваться начальными навыками декорирования глазурями, лощением, приставными деталями;
  16. решать художественно-творческие задачи воплощения своего замысла по конструированию и изготовлению мелкой пластики и несложных керамических изделий, пользуясь полученными знаниями и навыками;
  17. оценить выразительность и качество изделий, определить их взаимосвязь с соблюдением законов художественного воплощения замысла и с соблюдением техпроцесса;
  18. самостоятельно комбинировать различные технологические приемы.

По окончании третьего года обучения обучающиеся смогут не только закрепить свои знания в области конструирования и производства художественной керамики, определить свои предпочтения и возможности, но и смогут создавать вполне конкурентоспособную продукцию, что, несомненно, явится стимулом к самоусовершенствованию и дальнейшим поискам новых творческих решений.

Наиболее важным результатом занятий в кружке «Керамика» должно стать осознание себя каждым кружковцем как уникальной личности, имеющей право на свободный выбор, на ошибку, на уважение и понимание его творческих наклонностей, его устремлений, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.

Занятие конкретным делом, творчеством поможет обучающимся чувствовать себя увереннее в жизни.

Содержание

Традиционные народные куклы (факультативный курс для уча-щихся 5–9 классов)    3

Керамика как вид художественного творчества (программа до-полнительного образования для учащихся 5–7 классов)    47

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Абдурахман Гаджирагимов
28 января 2018 (08:43)
Книга "Декоративно-прикладное творчество" - это целый клад знаний. Не воспользоваться такой возможности считаю не уважением по отношению к детям. Спасибо составителям этой книги, а также сайту Учмаг!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.