Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио

Есть на складе
83 руб.
-10%
74,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2410
Авторы-составители Кашлева Н. В.
Издательство Учитель, 2009
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-1771-2
Страниц 154
УДК 371
Штрихкод 9785705717712
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 118 г
Создание школьной газеты - интересное, но непростое дело, которое под силу лишь подготовленным и знающим учащимся. В настоящем пособии содержится программа работы творческого объединения "Школьный пресс-клуб" и рекомендации по ее реализации. Вниманию педагогов представлены конспекты занятий, разнообразные тренинги для юных журналистов, фрагменты портфолио юнкоров. Предложенные материалы станут хорошим подспорьем в организации работы школьной прессы, а юные журналисты, постигая шаг за шагом тонкости газетного дела, станут активными, востребованными и неравнодушными людьми.
Предназначено педагогам дополнительного образования, может быть полезно классным руководителям и организаторам воспитательной работы в образовательном учреждении.

Подробное описание

Введение


Цель полного среднего образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, профессионала в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Профильное обучение старшеклассников ставит цели максимально индивидуализировать и социализировать обучение.
А значит, в современных условиях средняя общеобразовательная школа должна:

  • обогатить содержание образования социально-гумани-тарным компонентом;
  • перейти к обучению и формированию способов умственных действий;
  • сменить внешнюю мотивацию учения ребенка внутренней;
  • сделать опережающей роль обучения в развитии личности;
  • осуществлять принцип субъект-субъектных отношений в учебной деятельности.

Другими словами, модель современного выпускника отличается от прошлых социальных заказов тем, что за время обучения в школе ученик должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющие процесса самосовершенствования – самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация*.

Как поднять уровень внутренней мотивации подростка к учению? Через самоуправляющие механизмы развития личности, через включение в содержание образования знаний, умений и навыков самореализации. Как утверждают психологи, факторы мотивации обучения обучающихся основываются на естественных потребностях человека в саморазвитии, самовыражении, самоуправлении и самоопределении. Таким образом, внутренняя мотивация деятельности школьников формируется посредством нравственно-волевого самоуправляющегося механизма личности.

Дополнительное образование даже в большей степени, чем урочная система, реализует деятельностный подход, так как со-здает пространство, в котором формируются практические умения и навыки. Ведь его цель – сделать жизнедеятельность ребенка творческой и продуктивной. Эта сфера развития личности направлена на подготовку к будущей самостоятельной жизни, на обеспечение успешности в социуме. Дополнительное образование дает возможность «вывести личность ребенка в режим саморазвития».

Социально-педагогическая задача средней общеобразовательной школы состоит в том, чтобы с помощью дополнительного образования помочь личности подростка самоопределиться – осознать происходящие процессы развития, вызвать их мотивацию, научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития и самосовершенствования.

Самоопределение личности включает процесс познания себя (самодиагностика), прогнозирование, планирование своего места в окружающем мире, формирование, изменение себя для достижения своих притязаний. Потребность в активной деятельности, ее успешное решение выводят ребенка на этап самоактуализации и самореализации. Ведущей мотивацией становится не внешне сознательная, а внутренняя нравственно-волевая мотивация.

Формировать соответствующие умения через практическую деятельность в условиях средней общеобразовательной школы можно и нужно, используя систему дополнительного образования. Внеурочная деятельность имеет особое значение, она призвана:

  1. создавать гуманную развивающую среду;
  2. делать свободную от уроков жизнедеятельность обучающихся управляемой, подчиненной целям воспитания и самовоспитания;
  3. создавать отношения сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса;
  4. реализовывать индивидуальный подход к обучаю-щимся;
  5. удовлетворять разнообразные интересы детей;
  6. стимулировать развитие ребенка, поддерживать его желание «найти» себя;
  7. создавать ситуации успеха деятельности обучающихся;
  8. развивать уверенность подростка в себе, самоуважение, самоутверждение, творческое раскрепощение;
  9. предоставлять подростку свободу выбора и смены деятельности.

В настоящем пособии содержится образовательная программа работы творческого объединения «Школьный пресс-клуб» и методические рекомендации по ее реализации. Педагог, решивший вместе с учащимися создать школьную газету, найдет массу полезных советов и идей для проведения занятий.
В пособии содержится словарь специфических терминов газетного дела, представлены различные приемы сбора, обработки и преподнесения материала, примеры выполненных в разных жанрах творческих работ учащихся.

Хочется надеяться, что пособие станет хорошим подспорьем в деле организации и работы органа школьной прессы, а юные журналисты, постигая шаг за шагом премудрости газетного дела, станут активными, востребованными и неравнодушными людьми.


* Селевко, Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников // Школьные технологии. – М.: Народное образование, 1999. – № 6. – С. 25.

Содержание

Введение    3

Образовательная программа творческого объединения «Школьный пресс-клуб» (для обучающихся 14–17 лет)    6

Учебно-тематический план занятий творческого объединения    16

Содержание программы изучаемого курса    17

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы    21

Методические  рекомендации по организации занятий    34

Темы семинарских занятий и лабораторных работ    35

Памятки для обучающихся «Публицистические жанры»    40

Практикум по теме «Иллюстрации»    44

Практикум по теме «Словарь газетного дела» (викторина)    58

Словарь газетных терминов     68

Занятие по составлению бизнес-плана школьной газеты    75

Тренинг «Психологическая подготовка журналиста к интервью» (проводит психолог)    81

Практикум по теме «Интервью» (проводится после занятий-тренингов)    88

Дидактические игры    90

Тесты по теме «Жанры»    93

Формы работы, используемые при планировании деятельности редакции школьной газеты    102

Использование метода социологического опроса в организации работы редакции    103

Использование современных методов подачи оперативных
материалов для оформления школьной газеты     106

Приложения.    

Приложение 1. Портфолио юнкоров (примеры творческих работ обучающихся творческого объединения)    115

Информационные жанры (репортаж, интервью)    115

Аналитические жанры (проблемная статья).    126

Художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон)    128

Приложение 2. Из опыта работы творческого объединения.    139

Литература.    150

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru