Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы

Снято с продажи
Код 2409
Авторы-составители Гурбина Е. А.
Издательство Учитель, 2008
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-1604-3
Страниц 137
УДК 371.3
Штрихкод 9785705716043
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 90 г
Сегодня уроки труда в школе давно перестают быть нудными и однообразными. Этому способствует постоянное расширение выбора прикладных занятий, которые позволили бы приучить учащихся к созидательной деятельности, творчеству и умению доводить начатое дело до конца. Данное пособие предназначено для организации и проведения действительно увлекательных уроков рукоделия в 5-8 классах. В пособии представлены образцы заданий по бисероплетению (несколько видов изделий и техник), пэчворку (техника шитья поделок и одежды из лоскутков), а также по изготовлению кукол (шитье, плетение, ниточные куклы). Все упражнения и задания очень легко реализовать на практике в ходе проведения уроков труда и занятий в творческих кружках.

Подробное описание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
«ЧУДЕСНЫЕ МГНОВЕНИЯ»

Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и приз-
вано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Предлагаемые конспекты занятий по различным видам рукоделия предназначены для обучения детей 11–14 лет. Ими могут воспользоваться как педагоги в учреждениях дополнительного образования, так и учителя технологии школ. Система занятий рассчитана на 1 учебный год (72 занятия, 144 часа). При углубленном изучении ее можно распределить на несколько лет.

Цель: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи обучающие:

– обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

– формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

– развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

Задачи воспитательные:

– способствовать воспитанию творческой активности;

– формировать чувство самоконтроля.

Задачи развивающие:

– способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

– содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задачи мотивационные:

– создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

– развивать активную деятельность.

Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.

Программа дополнительного образования «Чудесные мгновения» по целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 1 год. По содержательной направленности программа относится к художественно-эстети-
ческим.

Возраст обучающихся –11–14 лет. Занятия проходят в группах по 10–12 человек.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1-й этап. Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива.

2-й этап. Вязание с бисером (бусами) – обучающиеся узнают о старинном виде рукоделия, изготовлении самодельных бус, о способах нанизывания бисера на нить, декорировании цветочными мотивами, вязании и сборке квадратов, использовании одновременно нескольких цветов, изготовлении подвесок, вязании сетки с бусами.

3-й этап. Техника лоскутного шитья – обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, технологии набора в квадрат из полосок, соединении деталей различной формы и размера в треугольник, изготовлении изделий в форме полукруга, о технологии изготовления текстильного коллажа, аппликации, требованиях работы с лоскутками, получают сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях.

4-й этап. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки.

5-й этап. Массовые мероприятия – организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в конкурсах.

Все это способствует формированию интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Педагогические технологии

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.

В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:

1-й этап – организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

2-й этап – проверочный.

Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3-й этап – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.

Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.

4-й этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.

Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д.

5-й этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.

6-й этап – итоговый.

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.

Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.

Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Дидактические и методические материалы

Для обучающихся в кабинете оформлены:

– выставка поделок обучающихся;

– уголок для обучающихся и родителей с различной информацией, техникой безопасности;

– журналы, книги, альбомы с фотографиями.

Знания и умения, которые должны быть получены
обучающимися по окончании курса

Должны знать:

  1. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
  2. Начальные сведения о свойствах пряжи, крючках.
  3. Сведения о применяемых материалах в изделиях.
  4. Технологию вязания изделий с бисером, бусами.
  5. Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
  6. Технологию изготовления игрушек.
  7. Иметь представление о традициях разных стран.

Должны уметь:

1. Приобрести навыки работы вязания с бисером (бусами).

2. Пользоваться схематичным описанием рисунка.

3. Использовать в вязании нескольких цветов пряжи с бусами.

4. Уметь изготавливать самодельные бусы.

5. Приобрести навыки работы с лоскутками.

6. Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, уметь изготавливать полукруг.

7. Изготавливать разные игрушки.

8. Работать по шаблону.

9. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Содержание

Пояснительная записка к программе по декоративно-прикладному

творчеству «Чудесные мгновения»    3

Учебно-тематический план    8

Занятие 1. Введение    10

Вязание с бисером, бусами    14

Занятия 23. Очечник с застежкой на пуговицу    14

Занятие 4. Очечник с застежкой на пуговицу (продолжение

изучения темы)    20

Занятия 56. Театральная сумочка, декорированная цветоч-

ными мотивами    26

Занятия 79. Театральная сумочка, декорированная цветоч-

ными мотивами (продолжение изучения темы)    33

Занятия 1012. Сумочка в стиле пэчворк    40

Занятия 1315. Сумочка в стиле пэчворк (продолжение изу-

чения темы)    46

Занятия 1618. Вазочка «Паутинка»    53

Занятия 1920. Вазочка «Паутинка» (продолжение изучения

темы)    56

Техника лоскутного шитья    59

Занятия 2124. Выполнение лоскутного квадрата. Салфетка    59

Занятия 2528. Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка    66

Занятия 2931. Соединение деталей различной формы и размера.

Подушка    76

Занятия 3234. Соединение деталей различной формы и раз-

мера. Подушка (продолжение изучения темы)    82

Занятия 3539. Изготовление изделия в форме полукруга.

Коврик    86

Занятия 4044. Изготовление панно «Веселое лето»    91

Занятия 4548. Изготовление панно «Буратино»    95

Игрушечный мир    102

Занятия 4951. Изготовление мягких игрушек. Петушок    102

Занятия 5255. Изготовление мягких игрушек. Клоун    109

Занятия 5658. Изготовление веревочных кукол. Кукла

«Африканка»    116

Занятия 5962. Изготовление игрушек с каркасом. Собачка    122

Занятия 6367. Изготовление плоских игрушек. Медвежонок-

карандашница    126

Занятия 6871. Экскурсии, выставки    128

Занятие 72. Итоговое    129

Приложение    132

Литература    135

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос