К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. 4 класс

Снято с продажи
Код 2405
Авторы-составители Елизарова Е.М.
Издательство Учитель, 2008
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-1436-0
Страниц 183
УДК 371.3
Штрихкод 9785705714360
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 142 г
В школьных программах по русскому языку для начальных классов придается большое значение лексической работе. Но в основном она направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток можно на занятиях кружка, в группах продленного дня, где младшие школьники в игровой, доступной, популярной форме узнают нечто новое о русском языке, о словах, с которыми они встречаются в повседневной жизни.
Предлагаемые разработки занятий позволят учителю углубить знания детей о синонимах, антонимах, архаизмах, фразеологизмах, пословицах.
Пособие предназначено учителям начальных классов для организации кружковой и внеклассной работы по русскому языку.

Подробное описание

Определяйте значения слов…
и вы избавите свет от половины его заблуждений.
А. С. Пушкин

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.

Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся четвёртых классов к олимпиаде по русскому языку.

Это могут быть различные формы работы: классные часы; кружок; занятия по интересам в группе продлённого дня.

Предлагаемый курс «К тайнам слова. Занимательная лексика для младших школьников» рассчитан на 34 часа и предлагается для работы с обучающимися 4 класса. Он состоит из двух частей:

  1. «Таинства лексики»;
  2. «Слово о словах».

В первой части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.

Во второй части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

Основная цель данного курса – вызвать интерес к изучению русского языка.

Задачи курса:

  • Развитие интереса к изучению тайн русского языка.
  • Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
  • Углубление уже имеющихся знаний о лексике.
  • Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия.
  • Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.

К концу года обучающиеся должны иметь представления:

  • об основных терминах, связанных с лексикой.

знать:

  • откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;
  • некоторые термины и понятия;
  • некоторые пословицы, поговорки, загадки;

уметь:

  • правильно употреблять изученные слова в речи;
  • подбирать синонимы и антонимы;

различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Содержание

Введение    3

Занятие 1. Тема: Лексическое значение слова    15

Занятие 2. Тема: Прямое и переносное значение слова    20

Занятия 3–4. Тема: Ударение меняет значение    24

Занятия 5–6. Тема: Пёстрое семейство синонимов    35

Занятия 7–8. Тема: Великое противостояние антонимов    42

Занятие 9. Тема: Слова-двойники. Омонимы    52

Занятие 10. Тема: Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов    60

Занятие 11. Тема: Похожи, но не одинаковы. Паронимы    66

Занятие 12. Тема: Из глубины веков. Архаизмы    69

Занятие 15. Тема: Устойчивые сравнения    82

Занятия 16–18. Тема: Фразеологические сочетания    85

Занятие 19. Тема: Шарада    98

Занятие 20. Тема: Поиграем в слова    101

Занятие 21. Тема: Откуда ты, имя?    106

Занятие 22. Тема: Отчество и фамилия    112

Занятия 23–26. Тема: Времена года.    118

Занятие 27. Тема: Крутится-вертится шар голубой    134

Занятие 28. Тема: В гостях у сказки    140

Занятие 29. Тема: Что нужно школьнику    146

Занятие 30. Тема: Скатерть-самобранка    153

Занятие 31. Тема: Растения – почему их так называют?    158

Занятие 32. Тема: Птицы и звери – почему их так называют?    164

Занятие 33. Тема: О том, что мы носим    171

Занятие 34. Тема: Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай»    175

Литература    181

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.